памятка для воспитателя "Упражнения и игры с мячом как средство всестороннего развития дошкольника"
методическая разработка по физкультуре
рекомендации воспитателю по активному использованию мяча в развитии детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_myachom.docx | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения и игры с мячом, как средство всестороннего развития дошкольника
Мяч – это рука ребенка, развитие её напрямую связано с развитием интеллекта.
Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила!
С.А. Шмаков
Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма - легких, сердца, улучшают обмен веществ.
В младшей группе начинают знакомить детей с формой, объемом, свойствами резинового мяча, учат играть с мячом. Прежде чем приступить к специальным упражнениям, малыш должен научиться брать, держать и переносить мяч двумя руками и одной рукой. С этой целью проводится игра «Догони мяч». Дети младшей группы учатся прокатывать, бросать мяч. Главное в работе с мячом для малышей - обеспечить возможность произвольно упражняться в действиях с мячами, чтобы у них появилась непринужденность в движениях (держать мяч, брать, класть, переносить).
На пятом году жизни возможности ребенка в бросании и ловле предметов повышаются в связи с увеличением физической силы, развитием координации движений и глазомера. Дети приучаются отталкивать мяч симметрично обеими руками, придавая ему нужное направление движения.
В старшей группе разнообразнее и сложнее становятся упражнения в бросании и ловле мяча. Дети должны уметь его ловко принимать, непринужденно держать, быстро и точно передавать в разных направлениях, отбивать, вести (левой и правой рукой).
Детей старшей группы надо знакомить с историей возникновения мяча. Начинают разучивать элементы спортивных игр с мячом: футбол, баскетбол, волейбол.
В каждой возрастной группе мячи должны быть разных размеров - от маленьких (резиновых и теннисных) до больших надувных. Мячи должны быть разнообразными: маленькие резиновые или теннисные диаметром 5-6 см, средних размеров диаметром 8-12 см, большие мячи диаметром 18-20 см. Для некоторых упражнений и игр используются надувные мячи, старшим детям необходимы волейбольные и набивные мячи весом до 1 кг.
С мячом под дугой. Проползти на четвереньках под дугой (h 40 см), толкая головой набивной мяч. Расстояние до дуги 2-3 м.
Игровые упражнения для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет)
1. Катание мяча, шарика друг другу с расстояния 1,5-2 м.
2. Катание мяча, шарика в ворота (ширина 40-50 см) с расстояния 1,5-2 м.
3. Катание мяча, шарика с попаданием в предметы (рас стояние 1,5-2 м).
4. Катание мяча, шарика между палками, линиями, шнурами (длина дорожки 2-3 м).
5. Катание обруча в произвольном направлении.
6. Бросание мяча вверх и ловля (не менее 3-4 раз подряд).
7. Бросание мяча об землю и ловля.
8. Бросание мяча друг другу и ловля его с расстояния 1-1,5 м.
9. Бросание мяча двумя руками от груди через сетку или веревку, натянутую на высоте поднятой руки ребенка (стоя на расстоянии 2 м).
10. Бросание мяча двумя руками из-за головы в положении стоя, сидя.
11. Отбивание мяча об землю двумя руками, стоя на месте.
В средней группе +:
12. Отбивание мяча одной рукой.
13. Бросание мяча об стену и ловля
Догони мяч. Воспитатель катит или бросает мячи в прямом направлении и предлагает детям побежать и принести их. Начинать с небольшого расстояния (3-4 м) и постепенно его, увеличивать до 6-7 м.
Мяч с горки. Дети скатывают мяч с небольшой горки и бегут следом, догоняя мяч.
Толкни и догони. Дети стоят на одной стороне площадки, на полу перед каждым мяч. Присев или наклонившись, толкают мяч и бегут за ним.
Прокати мяч. Дети, сидя на полу или стоя парами (расстояние 1,5-2 м), отталкивают мяч, делая быстрое энергичное движение кистью. Расстояние постепенно увеличивают до 3-4 м.
Подбрось, поймай – Упасть не давай!
Игровые упражнения для детей старшей группы
1. Катание мяча, шарика с попаданием в предметы (кегли, бабки и др.), катание «змейкой» между предметами.
2. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд).
3. Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой (не менее 4-6 раз подряд).
4. Бросание мяча друг другу с хлопком.
5. Бросание мяча друг другу и ловля из положения сидя.
6. Бросание мяча друг другу и ловля с поворотом кругом.
7. Бросание мяча друг другу и ловля с отскоком от земли.
8. Бросание мяча друг другу и ловля в движении.
9. Отбивания мяча об землю двумя руками, стоя на месте (не менее 10 раз подряд).
10. Отбивание мяча об землю двумя руками, продвигаясь вперед шагом в прямом направлении на расстоянии 5-6 м.
11. Отбивание мяча об землю одной рукой (правой или левой), продвигаясь вперед.
12. Отбивание мяча об стенку с хлопком, поворотом, отскоком от земли.
13. Забрасывание мяча в баскетбольную корзину.
14. Бросание двумя руками набивного мяча (вес до 1 кг) от груди и из-за головы.
Поймай мяч. Дети стоят тройками, двое из них стоят на расстоянии 3-4 м друг от друга и перебрасывают мяч. Третий находится между ними и старается поймать мяч в тот момент, когда он пролетает над ним. Если поймает, становится на место ребенка, бросившего мяч, а тот занимает место водящего.
Догони мяч. 4-5 детей перебрасывают мяч через веревку, натянутую на высоте 1,5 м, догоняют его и ловят, не давая мячу коснуться земли более 1-2 раз. Стараться бросать мяч повыше, но недалеко. Бросать можно маленький или большой мяч, одной или двумя руками. Расстояние до веревки 50-60 см
«Школа мяча» для будущих выпускников
Подготовительная к школе группа
1. Броски мяча вверх, об землю и ловля его двумя рукам не менее 20 раз.
2. Броски мяча вверх, об землю и ловля его одной рукой не менее 10 раз.
3. Прокатывание набивных мячей из разных исходных положений (стоя, сидя).
4. Перебрасывание набивных мячей разными способам (снизу, от груди, из-за головы).
5. Перебрасывание набивных мячей из разных исходных положений (стоя, сидя, стоя на коленях).
6. Перебрасывание мяча снизу, от груди, с отскоком от земли, сверху двумя руками, от плеча одной рукой (расстояние 3-4 м).
7. Перебрасывание из разных положений (сидя, стоя, лежа).
8. Перебрасывание мячей друг другу во время ходьбы.
9. Перебрасывание мячей друг другу во время бега.
10. Перебрасывание через сетку.
11. Передача мяча с отскоком от пола из одной руки в другую.
12. Передача мяча с отскоком от пола из одной руки в другую, в движении.
13. Отбивание мяча на месте не менее 10 раз одной рукой.
14. Отбивание мяча в движении по кругу.
15. Ведение мяча, продвигаясь между предметами.
16. Ведение мяча с дополнительными заданиями (поворотами).
17. Ведение мяча, продвигаясь бегом.
18. Ведение мяча прыжками.
19. Бросание мяча в цель из положения, стоя на коленях, сидя.
21. Бросание мяча вдаль до указанных ориентиров.
22. Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо.
Подвижные игры с мячом для детей
Старшего дошкольного возраста
«Ловишка с мячом». Игроки строятся в круг, водящий – «ловишка» находится в центре круга с мячом в руках. Ловишка выполняет бросок мяча, стоящему напротив игроку, называя его имя. Игрок ловит мяч и перебрасывает его ловишке. После 3-4 передач ловишка подбрасывает мяч вверх, дети разбегаются по площадке, а водящий догоняет и пятнает игроков, бросая в них мяч. Игроки, которых запятнали, временно выбывают из игры. По сигналу игра останавливается, подсчитывается число запятнанных детей, выбирается новый водящий.
«Охотники и утки». Игроки – «утки» находятся на площадке. Два водящих – «охотники», стоят на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу, один из охотников держит в руках мяч. Охотники бросают мяч, стараясь попасть в уток. Утки перебегают с одной стороны площадки на другую, стараясь увернуться от мяча. Игроки, в которых попали мячом, временно выбывают из игры. Игра продолжается 1,5 – 2 мин., затем подсчитывается количество пойманных уток и выбираются новые водящие.
«Весёлый волейбол». Участвуют 2 команды. Игроки находятся по разные стороны волейбольной сетки. Каждый игрок держит в руках мяч. По сигналу дети перебрасывают мячи на сторону соперника, стараясь избавиться от всех мячей на своей площадке. По свистку игра останавливается и подсчитывается количество мячей на площадке каждой команды. Выигрывает команда, на площадке которой осталось меньше мячей.
«Мячик кверху». Игроки строятся в круг, водящий находится в центре круга с мячом в руках. Со словами: «Мяч кверху!» водящий подбрасывает мяч вверх, а дети в это время разбегаются подальше от него. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Дети останавливаются, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в ноги ближайшего игрока. В случае меткого попадания он остаётся водящим на ещё одну игру. В случае промаха игра повторяется с новым водящим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как педагогическое средство всестороннего развития дошкольника
В статье представлены функции игры в педагогическом процессе, виды игр, педагогические условия для проведения игры с ребенком...
Театрализованная игра как средство всестороннего развития дошкольников.Консультация дя воспитателей.
В работе приведена классификация театрализованных игр.Технология и требования к организации игр.Театральные игры, упражнения и этюды....
Театрализованная игра как средство всестороннего развития дошкольника
Термин "театрализованная игра", роль педагога в организации и проведении театрализованной игры, рекомендации о приемах педагогического руководства театрализованными играми....
СТАТЬЯ. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
СТАТЬЯ.РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВСЕСОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Методическая разработка "Музыкально-ритмические игры и упражнения как средство всестороннего развития дошкольника"
Методическая разработка " Музыкально-ритмические игры и упражнения как средство всестороннего развития дошкольника"...
Игры с мячом как средство всестороннего развития дошкольников
Среди подвижных и спортивных игр особое место занимают игры с мячом. Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную....
Дидактические игры и пособия - как средство всестороннего развития дошкольников.
29 марта в нашем детском саду проходил форум PROОбразование, на котором я поделилась с коллегами своими методическими находками и разработками на тему "Дидактические пособия как средство всесторо...