"Формирование привычки к здоровому образу жизни через привитие стойких культурно - гигиенических навыков"
статья (младшая группа)

Кулакова Виктория Алексеевна

В процессе гигиенического воспитания и обучения я рассказываю детям о правилах личной гигиены и значении их повседневного проведения для охраны здоровья; формирую у них представления о пользе утренней гимнастики, физических упражнений,спортивных игр, плавания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_formirovanie_kulturno_gigienicheskih_navykov.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование привычки к здоровому образу жизни через привитие стойких культурно – гигиенических навыков»

Воспитатель ГБДОУ детского сада № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга

Кулакова Виктория Алексеевна

        В процессе повседневного общения с детьми группы педагогу необходимо воспитывать у них навыки личной и общественной гигиены, которым принадлежит первостепенная роль в предупреждении многих инфекционных заболеваний. Следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, такой же, как потребность к пище, сне, отдыхе, игре, а навыки гигиены с возрастом постепенно совершенствовались и становились привычными. Вначале малышей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки с мылом перед едой, после прогулки и пользования туалетом, и по мере загрязнения. Постепенно следует побуждать детей к выполнению более сложных действий – мыть лицо, шею, руки; ежедневно самостоятельно или с помощью взрослых мыть ноги перед сном, выполнять простейшие водные процедуры, влажное обтирание до пояса. Часть этих гигиенических навыков у детей формируется в семье, поэтому на этапе дошкольного детства необходимо вести разъяснительную и просветительскую работу с родителями, активно привлекая их к гигиеническому воспитанию детей.
         Начиная с 2,5 – 3 – летнего возраста ребёнка приучают чистить зубы щёткой с мягкой щетиной, используя специальную детскую зубную пасту. Эту процедуру нужно выполнять два раза в день – утром и перед сном. Ребёнку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после каждого приёма пищи. Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут правильно осознанно выполнять все действия, связанные с гигиеной, понимая, что навыки эти могут им сохранить здоровье, не болеть, быть сильными, физически крепкими. Старшие дошкольники должны уметь пользоваться индивидуальными предметами – расчёской, стаканом для полоскания рта, полотенцем и т. д.; понимать, что все эти предметы должны содержаться в чистоте и храниться в специально отведённом месте. Формирование навыков личной гигиены неразрывно связано с воспитанием культуры поведения и понимания необходимости быть всегда опрятными, замечать недостатки в своей одежде и уметь их самостоятельно устранять. Приобретённые детьми первоначальные навыки гигиены целесообразно закреплять в тематических играх соответствующего содержания, которые можно проводить как в помещении, так и на участке. В этих играх дети могут упражняться во всех доступных им приёмах и требованиях гигиены.      Тематические игры должны предусматривать возможность постепенного усложнения сюжета и способствовать совершенствованию приобретённых навыков, знаний и умений. Важно, чтобы игры были интересными и увлекательными для детей, способствовали активизации их творческой инициативы. При организации игр мной используются разнообразные иллюстративные материалы к сказкам и рассказам, наглядные пособия, муляжи, игрушки.

        В процессе гигиенического воспитания и обучения я рассказываю детям о правилах личной гигиены и значении их повседневного проведения для охраны здоровья; формирую у них представления о пользе утренней гимнастики, физических упражнений, спортивных игр, плавания. Для усвоения детьми гигиенических навыков я также использую и дидактические и сюжетно – ролевые игры, как «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Аптека», «Дочки – матери», «Кукла Аня принимает гостей». Во время игры дети используют потешки например: «Водичка – водичка, умой моё личико».
        Детям дошкольного возраста необходимо прививать, кроме того, элементарные знания из области общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной. Это – соблюдение чистоты и порядка в общественных местах. Ребёнок должен понимать, что нельзя сорить не только в квартире, группе, но и на улице, в скверах, парках, во дворах, в транспорте. Все эти сведения дети получают в процессе разнообразной деятельности; в каждом из режимных моментов воспитатель может найти то, о чём необходимо поговорить с детьми, что нужно напомнить, чтобы они хорошо усвоили нормы гигиенического поведения.
Усвоение правил гигиены в большей мере зависит от условий, в которых живут и воспитываются дети. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья рук, полоскания полости рта, проведения закаливающих процедур.
       Воспитание гигиенических навыков включает целый круг задач. Для успешного их решения специалисты рекомендуют использовать разнообразные педагогические приёмы с учётом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий в процессе игры, систематическое напоминание о необходимости соблюдения гигиенических правил и постепенное повышение требований к их осуществлению. Следует добиваться от дошкольников чёткого выполнения гигиенических действий в их правильной последовательности. В старших группах всё большее значение приобретают учебные мотивы. Дети уже могут выполнять различные действия, руководствуясь словесной инструкцией. Наиболее целесообразно сочетание словесных и наглядных методов: можно использовать специальные наборы наглядных материалов по гигиеническому воспитанию, красочные сюжетные картинки, символы, сюжеты из сказок. Гигиенические знания детей следует закреплять и совершенствовать на занятиях по физической культуре, плаванию, трудовому воспитанию; на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, с природой, в беседах о культуре быта и экологии.
       Интересными для детей могут быть такие литературные произведения, как «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит» К. И. Чуковского; «Что такое хорошо и что такое плохо» В. В. Маяковского. На основе этих сюжетов можно разыгрывать маленькие сценки, распределив между детьми роли.

       Навыки у детей будут более прочными, если они закрепляются постоянно и в разных ситуациях. Важно, чтобы детям было интересно, и они могли видеть результаты своих действий, например: ребёнку говорят, что он стал опрятнее, лучше выглядеть, привлекательнее; что приятнее есть за чистым, красиво накрытым столом и т. д. На занятиях физической культурой детям напоминают, как полезно для их здоровья и развития то или иное упражнение, которое они разучивают; как важно заниматься в хорошо проветренном зале или на воздухе; говорят о необходимости содержать в порядке свою физкультурную форму, а после окончания занятия аккуратно её складывать, убирать на место.
        Ухаживая за растениями на участке, дети узнают, как правильно пользоваться предметами труда, инвентарём, соответствующим своему росту, как избежать травм. Старшим дошкольникам в доступной форме сообщают сведения о некоторых инфекционных заболеваниях, которые передаются через грязные руки, предметы. Для успешного усвоения детьми гигиенических норм и правил необходимо, чтобы все они неукоснительно выполнялись взрослыми, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Взрослые собственным примером должны содействовать формированию у детей гигиенических навыков.
         Эффективность гигиенического воспитания и обучения дошкольников во многом зависит от внешнего вида и поведения окружающих его взрослых. Недопустимо, чтобы воспитатель или его помощник приходили в группу небрежно одетыми, непричёсанными. Следует постоянно помнить о том, что дети очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому и педагог, и его помощник должны всегда быть для них образцом опрятности, чистоплотности и культуры поведения.
        Одновременно с гигиеническим воспитанием детей нужно знакомить с элементарными правилами безопасности жизнедеятельности. Им необходимо прививать знания и навыки, позволяющие избежать травм в разных ситуациях, учить соблюдать осторожность в обращении с режущими предметами, дать представление об экологии. Дети должны знать, что нельзя принимать никаких лекарств и витаминов без контроля взрослых, а также брать угощения и подарки от незнакомых людей. Дошкольников следует приучать также, быть осторожными при контакте с незнакомыми и тем более бездомными животными; обучать основным правилам безопасного поведения на улице.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни через ознакомление с художественной литературой

Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни через ознакомление с художественной литературой...

Привитие привычки к здоровому образу жизни через интеграцию занятий по развитию речи и физической культуре.

Привитие привычки к здоровому образу жизни через интеграцию речи и физической культуре....

Создание условий для приобщения детей младшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни, через приобретение детьми культурно-гигиенических навыков

Гигиеническая культура важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает ...

Физкультурный досуг - на осенней дорожке.Цели:Эстетического восприятие средствами музыки.формировать привычку к здоровому образу жизни через физкультуру; способствовать овладению детьми двигательными умениями и навыками.

Игра- на дорожке...Дети берут в руки по два листочка.  Детки весело идут, маршируют, держат листики в обеих руках. Детки листики несут. Бодро шагаем, Ноги поднимаем. Идут, высоко поднимая к...

Проектная деятельность по: «Формированию у ребенка ценности здорового образа жизни через привитие основ безопасного поведения в быту ,социуме ,природе» «Береги себя» во второй младшей группе

Цель: Формирование у младших дошкольников представлений о потенциально опасных предметах и ситуаций, о безопасных способах выполнения определенных действий....