Создание условий для приобщения детей младшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни, через приобретение детьми культурно-гигиенических навыков
проект (младшая группа) на тему
Гигиеническая культура важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oformlenie_proekta.docx | 37.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №29 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей
Приморского района Санкт – Петербурга.
« Создание условий для приобщения детей младшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни, через приобретение детьми культурно-гигиенических навыков»
Вид проекта:
По доминирующей деятельности: практико-ориентированный
По составу участников: групповой
Характер контактов: дети и родители II –ой младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, социокультурные организации.
По продолжительности: краткосрочный
Авторы проекта: Андреева Ольга Михайловна – воспитатель
Рыбинкина Марина Георгиевна - воспитатель
Кутузова Екатерина Геннадьевна – муз. руководитель
2017 год
Актуальность.
Гигиеническая культура важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Проблема
Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7-8 процентов зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 процентов зависит от нашего образа жизни. Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного, их практически нет. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья, число здоровых дошкольников за пару десятилетий уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10 процентов от числа детей, поступающих в школу. Не следует также забывать, что именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Работая с детьми с детьми младшей группы детского сада, мы заметили, что у детей, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.
Цель: Создание условий для приобщения детей младшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни, через приобретение детьми культурно-гигиенических навыков
Задачи:
- Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком
- Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом
- Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия
- Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни
- Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
- Обогатить предметно-развивающую среду группы.
Предполагаемый результат для детей:
• самостоятельно мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем (вначале под контролем взрослого);
• при помощи взрослых правильно надевать и снимать одежду, обувь, застежки на липучках;
• самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, держать их в правой руке;
• самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами - носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, унитазом;
• усваивать порядок одевания и раздевания;
• аккуратно складывать снятую одежду и обувь.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
• Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
• Укрепление связей между детским садом и семьёй.
• Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Краткий план реализации проекта (содержание этапов проектирования)
Этапы работы | Мероприятия | Тема, материалы | Сроки выполнения | Ответственные |
Подготовительный | 1.Координационное совещание педагогов | 1.Выбор темы, направлений, распределение работы 2.Составление плана 3.Подбор материала по теме (литература, атрибуты, игры). | В течение 1-ой недели 2-а совещания | Воспитатели и музыкальный руководитель |
2.Родительское собрание "Формирование культурно-гигиенических навыков» | Информирование о теме и задачах проекта | В начале первой недели. | Воспитатели | |
Основной | Направления, выбранные для работы | |||
1.Работа в совместной деятельности и НОД | 1.«Личная гигиена» 2.«Опрятная еда» 3.«Одевание и раздевание» 4. «Зарядка и прогулка» 5. «Сон» | На протяжении проекта | Воспитатели и музыкальный руководитель | |
2. Экскурсии, целевые прогулки | Интерактивное занятие «Непослушная подушка» (Сказкин Дом») | Конец 2-ой недели. Выходной день | Педагоги и родители | |
3. Оснащение среды | Игры (разных видов), книги, презентации, иллюстрации и.т.д. | По мере необходимости | Воспитатели и музыкальный руководитель | |
4.Консультация на сайте | "Любимые потешки" | Конец 1-ой недели | Воспитатели | |
"Научите меня одеваться" | 2-я неделя | |||
Заключительный | 1.Обобщение результатов работы | 1.»Ушастый Нянь». 2.Оформление картотеки, схем «Моем руки», «Одеваемся на прогулку», атрибутов для сюжетно-ролевой игры, дидактической игры «Фея чистоты» 3. Мониторинг | Конец 3-ей недели | Воспитатели и музыкальный руководитель |
Задачи по областям, решаемые в ходе реализации проекта:
Область | Задачи |
1.Социально-коммуникативное развитие | 1)Развитие игровой деятельности 2) Приобщение к элементарными общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (здороваться, называть по имени и отчеству) 3) Совершенствовать умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук, при не значительном участии взрослого. Элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом. Развивать умение одеваться и раздеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям. 4) Обогащать представления о процессах умывания, одевания, еды, уборки помещений, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их, доступном ребёнку предметном мире, назначении предметов, правил их безопасного использования. 5)Поддерживать положительный настрой на выполнение элементарных гигиенический процессов, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные игрушки в группе, одежда сложена аккуратно, я-молодец) 6)Развитие потребности ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, развитие умений самостоятельно использовать физкультурный инвентарь. 7) Обогащать знания о предметах верхней одежды, назначения предметов одежды, правил одевания, об аккуратном бережном пользовании, просушивания после прогулки, использовании алгоритма одевания. 8) Развивать умение эмоционально-положительно реагировать на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать свое поведение; |
2.Познавательное развитие | 1)Развитие сенсорной культуры 2)Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности 3)Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте путем приложения и выражать результат сравнения словами. Упражнять в ориентировке частей суток, различать и называть: утро, день, вечер, ночь. Закрепить знание геометрический фигур. Закреплять понятия один, много. Упражнять в различении названий геометрических фигур: круг, квадрат. 4) Формировать первичные представления об основных источниках опасности в быту (горячая вода, несъедобные предметы) 5)Закреплять знания о частях тела. |
3.Речевое развитие | 1)Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе. 2)Побуждать в играх и в повседневной жизни самостоятельно или по указанию взрослого воспроизводить несложные образцы социального поведения взрослых или детей (персонажей литературных произведений) 3)Развивать нравственно-ценный словарь («хорошо-плохо», «нехорошо», «некрасиво», «добрый-злой»). 4)Развивать все компоненты устной речи детей, создавать проблемные ситуации. 5)Упражнять в произношении звуков Е,Ю,В,Я. |
4.Художественно – эстетическое развитие (изо, музо, худ. литература) | 1) Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании): прямые линии, закрашивание, круглая форма 2)Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в лепке: скатывание колбасок, кругов. 3)Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в аппликации: чередование по цвету, приклеивание. |
5.Физическое развитие | 1) Развитие мотивации к двигательной активности и развитие потребности в физическом совершенствовании 2)Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений), воспитание культуры движений 3) Развитие физических качеств 4) Овладение подвижными играми с правилами; 5)Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). |
Методы использованные педагогами:
Словесные (рассказы, беседы, слушание, обсуждения)
Практические (создание картотек – упражнений, схем, для самостоятельной деятельности)
Наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, слайдов и пр.)
Интерактивные (интерактивное занятие).
Виды детской деятельности задействованные в ходе работы:
Коммуникативная (отгадывание загадок, ситуативные разговоры, словесные игры)
Восприятие художественной литературы и фольклора (слушание потешек)
Двигательная (музыкальная зарядка, игры с музыкальным сопровождением)
Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
Музыкальная (пение, танец, )
Конструирование (различные виды конструкторов и материалов)
Самообслуживание и элементарный бытовой труд (ручной труд)
Игровая (музыкальные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры)
Познавательно-исследовательская (опыты и эксперименты, проблемные ситуации, образовательные ситуации)
Мониторинг
Определить уровень знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста можно через наблюдения, беседы.
Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы.
Критерии оценки уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
-Мыть лицо, руки;
-Закатать рукава;
- Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;
- Сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;
-Пользоваться расческой;
-Пользоваться носовым платком.
2.Навыки опрятной еды включают умение:
-Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;
-Не крошить хлеб;
- Пережевывать пищу с закрытым ртом;
- Не разговаривать с полным ртом;
-Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
- Благодарить.
3. Навыки самообслуживания при одевании и раздевании включают умение:
-Расстегнуть пуговицы, замок;
-Снять платье (рубашку, шорты);
-Аккуратно повесить;
-Снять обувь;
-Надеть в обратной последовательности.
Если ребенок правильно выполняет все действия входящие в навык, то за:
правильно выполненное действие ребенок получает - «3»;
действие выполненное с небольшими неточностями - «2»;
неумение выполнять действие - «1».
Рефлексия проекта (выводы):
В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения с взрослым и сверстниками, радость от чтения художественных произведений, желание проговаривать слова вместе с педагогом, выполнять действия в соответствии с текстом. Дети стали более самостоятельными в процессах питания, умывания, одевания, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур. Оказывают помощь друг другу. Играют в сюжетно-ролевые игры.
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни будет более эффективным, если образовательный процесс будет обеспечен комплексом условий, которые включают в себя:
- четкое планирование и распределение всех материалов.
- обеспечение предметно-развивающей среды;
- полноправное участие семьи в педагогическом процессе.
Результаты контрольного исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении детьми группы проектной темы и умение использовать полученные навыки на практике и в самостоятельной деятельности.
Родители в результате опытной работы дошкольного учреждения поняли необходимость взаимодействия, целесообразность консультирования со специалистами, оценили важность данной темы в процессе воспитания детей.
Продукты проекта: картотека потешек, схемы мытья рук и одевания, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, дидактическая игра «Фея чистоты»
Презентация проекта: Презентация проекта проходила в рамках вечера досуга «Ушастый нянь» в ходе, которого дети смогли продемонстрировать полученные знания и умения, а также выразить своё эмоциональное отношение к происходившему ранее.
Дальнейшее развитие проекта
В средней группе продолжать работу по формированию культурно-гигиенических навыков. Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о котором необходимо постоянно заботится, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем. Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах.
Для реализации данного проекта в ДОУ есть все необходимые условия:
Кадровые ресурсы: воспитатели, помощники воспитателя, медсестра.
Материальные условия: помещения группы, раздевальные комнаты, умывальные комнаты.
Учебно методические ресурсы: литература, пособия, дидактический материал, картотека потешек, алгоритмы действий.
Технические и информационные ресурсы: магнитофон, телевизор, компьютер, выход в интернет.
Список литературы:
Комплект литературы программы Детство
Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Издательство «Мозаика-Синтез», 2006
Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009..
Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 г
Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры по приобщению детей старшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни: формирование психического здоровья.
В разработке представлены игры для детей 5 - 7 лет по формированию психического здоровья....
СТАТЬЯ "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЦЕННОСТЯМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ".
В дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, на привычки и поведения. Поэтому наиб...
Рабочая тетрадь по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с основами здорового образа жизни
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 комбинированного вида городского округа город Нефтекамск Республики БашкортостанРабочая тетрадьпо ознакомлению детей мла...
"Формирование привычки к здоровому образу жизни через привитие стойких культурно - гигиенических навыков"
В процессе гигиенического воспитания и обучения я рассказываю детям о правилах личной гигиены и значении их повседневного проведения для охраны здоровья; формирую у них представления о пользе утренней...
Использование метода проектов в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни (из личного опыта)
Ни для кого не секрет, что здоровье - это самое главное в жизни человека! Очень часто бывает, что понимать эту истину осмысленно мы начинаем только тогда, когда бывает уже поздно. Представления о здор...
Формирование привычки к здоровому образу жизни через привитие стойких культурно-гигиенических навыков
Коллективный просмотр педагогического процесса...
Методическая разработка по формированию привычки к здоровому образу жизни через привитие стойких культурно-гигиенических навыков
Методы и приемы формирования у детей КГН, календарный план,...