Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни через ознакомление с художественной литературой
консультация по теме
Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни через ознакомление с художественной литературой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni.docx | 14.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни через ознакомление с художественной литературой
Воспитатель:
Малышева А.Ф.
Я начну своё выступление высказыванием известного российского учёного Д.С.Лихачёва:
«Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, раскрывает перед вами сердце людей».
Эта цитата настолько убедительна, что дополнительные комментарии кажутся излишними. Причём эти рассуждения можно отнести в равной мере, как к взрослым, так и к детям. Если в дошкольном возрасте ребёнок не поймёт, не почувствует, что читать хорошую книгу – это очень интересно, то в школе, усевшись за учебники и компьютер, он уже не полюбит художественную литературу.
К старшему дошкольному возрасту возрастает роль художественной литературы в воспитании и развитии детей. Художественная литература обладает рядом особенностей, которые делают незаменимым средством в процессе воспитания культуры здоровья и становление основ здорового образа жизни дошкольников: она близка житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступках литературных героев, которые неоднократно совершал и сам ребёнок. В произведении воссоздаётся конкретная образная ситуация, она сближает её с детским мышлением, которое тоже носит конкретный наглядно-образный характер; художественное слово вызывает у ребёнка яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чём рассказывает произведение. Ребёнок переживает за героев, оценивает их поступки и действия. Он как бы присваивает их опыт, делая его своим. В свою очередь этот опыт начинает влиять на поступки и действия ребёнка.
Следует учитывать, что воспитательное влияние художественной литературы зависит от правильного подбора книг для детского чтения.
При подборе художественной литературы следует обращать внимание на следующие моменты: художественная ценность, идейная направленность, учёт возрастных особенностей, занимательность, правильный литературный язык.
Реализация развивающего потенциала художественной литературы зависит как от подбора, так и от правильной организации чтения, как совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми.
В таких произведениях художественной литературы, как С.Афонькина « Как победить простуду», «Откуда берётся болезнь»; В.Голявкина «Про Вовкину тренировку»; А.Иванова «Как Хома зимой купался» и так далее содержится информация о здоровье сберегающих правилах и здоровом образе жизни.
Развитию умения оценивать другого с точки зрения ведения здорового образа жизни помогут следующие произведения: А.Барто «Наступили холода», А.Акулин «Ледоеды», Е.Ильин «Боксёр», «Олимпиец».
Содержание произведений В.Зайцева «Я одеться сам могу»; Е,Благининой «Научу одеваться и братца»; Я.Яхшина «Почему надо чистить зубы» обладают побуждающим к активной деятельности влиянием.
Чтение произведений проводится во второй половине дня и сочетается с беседами после прочтения источника. В такой беседе оценивается поведение героев с позиции пользы и вреда для здоровья. Для этого воспитатель задаёт следующие вопросы: «Что сделал литературный герой? Почему? Каков результат его действий? Как бы ты поступил, или как надо поступить правильно?» Подобные вопросы способствуют развитию у детей аналитических умений, умений сравнивать деятельность другого человека с правилами здоровья и здорового образа жизни, прогнозировать своё поведение в аналогичных ситуациях.
Более глубокий и содержательный анализ прочитанного, можно проводить в конце недели – как обобщающую беседу, как игру – драматизацию. В ходе чтения используется наглядный материал, соответствующий содержанию литературных произведений. Сочетание слышимого, видимого, действенного (показ движений, проигрывание ситуаций по сюжету прочитанного рассказа или стихотворения) позволяет более глубоко и осознанно «проживать» содержание художественного произведения, присваивать его на уровне личного опыта.
С учётом интеграции образовательных областей чтение художественной литературы необходимо сочетать с другими видами деятельности, которые позволяют углубить понимание содержания произведения. Такими интегративными методами и приёмами в старшем дошкольном возрасте становятся: рисование иллюстраций к прочитанному, разработка правил здоровье сберегающего поведения, решение загадок, кроссвордов, драматизация.
Актуальны и привлекательны такие развлечения и викторины, как «Быть здоровыми хотим», «Кто умнее дошкольника», «Наша олимпиада», которые объединяют детей и взрослых, позволяют сочетать разнообразные виды детской деятельности, закреплять и систематизировать необходимые представления и обретать опыт.
Задания, предлагаемые детям, требуют от них проявления максимальной компетентности, демонстрации всего, что освоено ранее и стало нормой в поведении, что позволяет актуализировать имеющиеся представления и умения в интересной, проблемной игровой форме. Такая целенаправленная деятельность способствует воспитанию у детей повышенного интереса к художественной литературе, воспитанию привычки к здоровому образу жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни
Консультация...
Взаимодействие педагогов и родителей по формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.
«Безусловно, личный пример является важнейшим фактором.Недаром говорят: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"»...
Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни
Данная статья посвещена аспектам укрепления здоровья детей и формированию привычки к здоровому образу жизни....
Буклет "Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни"
Информационный буклет для родителей о формировании здорового образа жизни детей....
Памятка для родителей. ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Уважаемые папы и мамы! Если Вы хотите видеть своих детей счастливыми, помогите им сохранить свое здоровье. Постарайтесь сделать так, чтобы в Вашей семье занятия физкультурой и спортом и стали нео...
Консультация для родителей «Раннее формирование у детей привычки к здоровому образу жизни»
Консультация для родителей...
Презентация на тему: "«Организация образовательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста, осуществляемая в ходе режимных моментов, направленных на формирование у детей привычки к здоровому образу жизни в соответствии с ФГОС ДО»"
Фгос ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа ж...