Доклад выступления на конференциина тему "Создание условий по взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении детей к ЗОЖ"
статья
Формирование у детей привычки вести здоровый образ жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_mirgalimova_a.n.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска ДС №15 «Солнышко»
Конференция.
Сообщение
«Создание условий по взаимодействию ДОУ и семьи
в приобщении детей к ЗОЖ»
Воспитатель:
Миргалимова А.Н
г.Нижневартовск 2017
Слайд №1
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Слайд №2
Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологических потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности в сне), способствующее эмоциональному благополучию, профилактике болезней и несчастных случаев.
Слайд №3
Здоровый образ жизни должен включать:
1. настрой на здоровый образ жизни;
2. достаточную двигательную активность;
3. умение регулировать свое психическое состояние;
4. правильное питание;
5. четкий режим жизни;
6. выполнение гигиенических требований;
7. умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.
Уже доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушения законов здоровой жизни. Те нарушения здоровья, которые возникают в детстве, с возрастом становятся все более выраженными и ведут к ограничению возможностей ребенка, снижению его работоспособности и в итоге — к серьезным заболеваниям. Но, к счастью, в любом возрасте переход к здоровому образу жизни помогает заметно нормализовать состояние ребенка и взрослого.
Слайд №4
Важным условием для реализации педагогической работы с дошкольниками является формирование в детском саду здоровьесберегающего пространства, как на территории учреждения (посадка деревьев и кустарников в целях защиты от шума и загрязнений). При этом партерную посадку растений нужно запланировать таким образом, чтобы растения не затрудняли проветриваемость игровых площадок. На территории высаживают и растения, выделяющие природные фитонциды: черемуху, можжевельник, тую, сосну, ель) так и в помещениях детского сада (регулярное проветривание, кварцевание помещений, закаливание водой и воздухом, полоскание рта, хождение босиком по массажным коврикам, мокрым и сухим полотенцам. Точечный массаж стоп выполняется при хождении по мешочкам, наполненным фасолью, горохом, по нашитым пуговицам разной величины, гальке).
Слайд №5
Формированию представлений, а впоследствии и навыка детей о здоровье и ЗОЖ способствует создание предметно-развивающей среды в группах. Уголки здорового образа жизни оборудуют детскими книжками, раскрасками и дидактическими играми по теме, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных занятий, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна и др.
Составной частью здоровьесберегающего пространства являются выставки специальной и детской литературы, а также плакатов, выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых, детских работ по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ, информационные стенды для родителей.
Детский сад – первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт.
Эту ситуацию можно осуществить за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ, для чего необходимо создать следующие условия:
1. Социально-правовые: построение всей работы должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.
2. Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ и т. д.
3. Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка.
4. Потребностно-стимулирующие: взаимодействие ДОУ и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения потребностей и интересов семей; категорий семей; стилей семейного воспитания; ребенка во всех его сферах развития; рейтинга проводимых в ДОУ форм сотрудничества с семьей, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения. Только в этом случае ДОУ сможет оказать своевременную социально-психолого-медико-педагогическую поддержку семье и ребенку.
Цель взаимодействия ДОУ и семьи на современном этапе: создание единого образовательного и оздоровительного пространства в процессе вовлечения родителей в педагогическую деятельность учреждения.
Важным условием эффективной воспитательно-образовательной работы с целью повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ, обучения методам и приемам формирования представлений детей о ЗОЖ, вовлечения в досуговые и оздоровительные мероприятия детского сада является реализация специальных мероприятий: изучение представлений родителей о ЗОЖ, консультации, практические занятия, наглядная агитация, открытые Дни здоровья.
Например, во время открытого Дня здоровья родители могут познакомиться с работой педагогического коллектива в данном направлении. В эти дни все желающие имеют возможность посетить занятия, понаблюдать за организацией игровой деятельности, принять участие в совместной деятельности детей и взрослых, получить консультации педиатра, психолога и других специалистов детского сада, принять участие в конкурсе рисунков, понаблюдать за своими детьми во время праздника.
Для обучения родителей способам организации совместной деятельности детей и взрослых предусмотрено знакомство родителей с различными методическими приемами и особенностями педагогического воздействия на ребенка; организация и проведение специальных практических занятий для родителей: “Играем вместе с ребенком”, “Читаем детям о здоровье”, “Наблюдения и опыты с целью формирования представлений о здоровом образе жизни”. В ходе этих занятий в качестве наглядного материала могут быть использованы видеозаписи — наблюдения за разнообразной деятельностью дошкольников в детском саду.
Развитию представлений родителей о месте специально организованного активного отдыха в структуре ЗОЖ, а также делового сотрудничества педагогов и родителей, совместной работы взрослых с детьми способствует вовлечение родителей в досуговые и оздоровительные мероприятия детского сада — подготовку и проведение праздников, досугов, выставок, спортивных соревнований, театрализованных представлений.
Слайд №6
Условиями эффективной работы с детьми по формированию навыка о ЗОЖ являются:
– доступность сообщаемых сведений о биологических, социальных, экологических и поведенческих составляющих ЗОЖ;
– соблюдение принципов наглядности, последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала;
– реализация воспитательно-образовательной работы с опорой на предметно-практическую и продуктивную деятельность дошкольников, обогащение их чувственного опыта, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
– использование различных заданий и упражнений с учетом особенностей внимания, памяти, мышления и речи старших дошкольников; коррекция этих психических процессов в ходе формирования представлений о здоровом образе жизни;
– определение способов передачи социального опыта в соответствии с уровнем психического развития детей (совместные со взрослым действия, подражание, образец, обобщенная словесная инструкция, расчлененная словесная инструкция).
Слайд 7
Сотрудничество с семьями строится на методах интерактивного обучения, где родители имели бы возможность встречаться со специалистами, задавать им вопросы, овладевать конкретными умениями и навыками, обсуждать проблемные ситуации, делиться опытом собственной педагогической деятельности. Эти методы способствует реальному участию родителей в воспитательно-образовательной работе детского сада с учетом их интересов и предпочтений. Такие формы работы достаточно эффективны и могут использоваться в целях педагогического сопровождения семьи, основываясь на педагогических запросах родителей.
Традиционные формы воздействия ДОУ и семьи
Слайд №8, Коллективные.
1. Родительские собрания – это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи;
2. Конференции;
3. “Круглые столы”.
Слайд №9
Индивидуальные
1. Педагогические беседы с родителями;
2. Тематические консультации.
Слайд №10
Наглядно-информационные
1. Записи на магнитофон бесед с детьми;
2. Видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
3. Фотографии;
4. Выставки детских работ;
5. Стенды;
6. Ширмы;
7. Папки-передвижки.
Слайд №11
Нетрадиционные формы воздействия ДОУ и семьи:
1.Познавательные.
2.Информационно-аналитические.
3.Досуговые.
4.Наглядно-информационные.
Слайд №12
-Познавательные:
1. Семинары-практикумы;
2. Родительские клубы;
3. Педагогические гостиные;
4. Родительские собрания.
-Информационн-аналитические:
1. Анкетирование;
2. Социологические опросы;
3. “Почтовый ящик”.
Слайд №13
-Досуговые:
1. Совместные досуги;
2. Праздники;
3. Участие в выставках, конкурсах, экскурсиях.
-Наглядно-информационные:
1. Дни открытых дверей;
2. Родительские уголки;
3. Фотовыставки;
4. Копилка Добрых дел
Слайд № 14
Подводя итог, можно отметить, что:
• Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. Она была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка;
• Опыт организации сотрудничества с родителями в целях органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечивает всестороннее развитие личности;
• Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей. Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, равноправие и равноответственность родителей и педагогов ДОУ.
• Значение традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ и семьи очень велико. Данные формы работы достаточно эффективны и могут использоваться в целях педагогического сопровождения семьи, основываясь на педагогических запросах родителей.
Слайд №15
Совместная работа ДОУ и семьи по приобщению детей дошкольного возраста к ЗОЖ немыслима друг без друга на современном этапе развития общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к чтению художественной литературы
Данная работа раскрывает важность воспитания в детях любви к чтению, роль родителей и педагогов ДОУ в этом процессе. Перечислены формы работы с семьей по данной проблеме....
Доклад на педагогическом совете "Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"
В современных условиях родители (законные представители) воспитанников ДОУ являются непосредственными участниками образовательных отношений. Сотрудничество детей, родителей и педагогов зависит, прежде...
Консультация “Взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к здоровому образу жизни”
Консультация “Взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к здоровому образу жизни&rdquo...
Презентация к докладу выступления на конференции на тему "Создание условий по взаимодействию ДОУ и семьи в приобщении детей к ЗОЖ"
Формирование основ у детей ЗОЖ...
«Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания»
laquo;Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания»...
Взаимодействие ДОУ с семьями по приобщению детей к чтению художественной литературы
Основная цель доклада: взаимодействие. Помочь родителям осознать ценность чтения детям книг, как средство образования и воспитание дошкольников....