Взаимодействие ДОУ с семьями по приобщению детей к чтению художественной литературы
консультация (старшая группа)
Основная цель доклада: взаимодействие. Помочь родителям осознать ценность чтения детям книг, как средство образования и воспитание дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 16.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ "Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида"
Доклад на тему
«Взаимодействие ДОУ с семьями по приобщению детей к чтению художественной литературы»
Выполнила воспитатель:
Капралова Н.Ю.
2024г.
Взаимодействие ДОУ с семьями по приобщению детей к чтению художественной литературы.
доклад подготовила Капралова Н.Ю.
Семья, семейное чтение в приобщении дошкольника к художественной литературе играют первостепенную роль. Какие же проблемы стоят перед современной семьей в плане приобщения детей к литературе?
В настоящее время семья находится в кризисном состоянии, и в силу ряда объективных причин её воздействие на формирование ребенка, как будущего читателя затруднено.
Проблема не в том, что у многих родителей низкая педагогическая грамотность, сложное финансовое положение семей, отсутствие должного внимания к процессу развития интереса ребенка к детской литературе.
Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате родители считают, что ребенку просто неинтересно. Часто они считают, что чтение книг ребенку является забавой, детским времяпровождением. Читают книги детям редко в силу отсутствия времени и занятости, наспех. Бывает так, что родители не покупают книг совсем или приобретают книги, не соответствующие возрастным возможностям ребенка. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.
Основная цель этого взаимодействия: помочь родителям осознать ценность чтения детям книг как средства образования и воспитания дошкольников.
Задачи в организации семейного чтения следующие:
* расширять представления родителей с возрастными особенностями дошкольников в плане восприятия произведений детской художественной литературы
* знакомить родителей с разными видами домашнего чтения с учётом интересов и потребностей дошкольников
* научить родителей руководить воспитанием детей, как будущих читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ
* расширять их представления о детской литературе
* дать рекомендации по обсуждению, обыгрыванию воспринятых художественных произведений, организации книжного уголка в домашних условиях.
Все формы взаимодействия ДОУ и семьи по данному направлению можно разделить: на информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные.
К информационно-аналитическим относятся:
- Проведение анкетирования;
- Опросов родителей: «О чтении в семье»; «Любимая книга детства»; «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге»;
- Страничка с информацией в социальной сети в Контакте и в Ватсапе, «Вопрос – ответ», куда родители в письменной форме помещают свои вопросы и пожелания. Они позволяют педагогам изучить состояние приобщения ребенка к книге в семье.
К познавательной форме работы относятся:
- Знакомство родителей с рациональными методами и приемами ознакомления дошкольников с детской литературой.
- Видео презентации занятий, бесед с детьми.
- Видеоотчет об экскурсиях в библиотеку.
- Проводятся индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы.
Мы проводили консультации на темы: «Как привлечь ребенка к слушанию книг»; «Роль книги в развитии ребёнка»; «Как использовать книгу для развития связной речи».
Очень важно показать родителям, как нужно работать с книгой. Ее нужно не просто читать ребенку, но и вместе рассматривать иллюстрации, предложить ему ответить на вопросы по содержанию текста, особо останавливаясь на определении поступков героев, оценки их действий в той или иной ситуации, предложить пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке.
- На родительских собраниях знакомим родителей с читательскими интересами детей группы, освящает имеющиеся проблемы, рассказывает о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм.
Подсказать родителям, как важен для воспитания дошкольника совместный просмотр детских телепередач, спектаклей и их последующее обсуждение.
И самое главное условие для приобщения детей к чтению — собственный пример. Только читающие родители становятся образцом для подражания.
Очень эффективно решаются задачи приобщения дошкольников к литературе через проектную деятельность. Нами был разработан и внедрён проект «Моя любимая сказка А.С Пушкина».
Работа с родителями была совместная в данном проекте. Они принесли фото - буклеты, где жил и писал свои произведения великий поэт.
С помощью этих фото – буклетов мы познакомили детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина. Учили ребят умение слушать и понимать мораль каждой сказки. Так же закрепили правила общения с книгой и подбором литературы для книжного уголка.
Досуговые формы.
Досуговые формы организации призваны устанавливать теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
- развлечения и праздники;
- викторины, КВН;
- рукописных книг (книжки – малышки).
- конкурсы чтецов;
Наглядно - информационные формы
Родители видеть деятельность воспитателя с детьми.
- Открытые занятия по чтению художественной литературы.
- Рекламные недели «Книга наш друг» и др.
- Обмен опытом семейного воспитания на тему: «Я люблю читать и играть с главными героями прочитанных книг»
И в заключении отметим, что если ребенок растёт и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, то он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.
Свое выступление я хочу закончить словами В. А. Сухомлинского:
«Чтение - это окошко, через которое дети видят, познают мир и самих себя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар – практикум «Приобщение детей к чтению художественной литературы»
В программе семинара представлены различные формы работы с педагогами, родителями и детьми по решению годовой задачи "Приобщение детей к чтению художественной литературы"...
Приобщение детей к чтению художественной литературы
В работе представлен план работы по приобщению детей к чтению художественной литературы...
Буклеты для родителей "Приобщение детей к чтению художественной литературы"
Художественная литература является основой инновационной технологии О.А. Бизиковой "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"и выполняет особую роль: все игровые методы...
Буклет "Приобщение детей к чтению художественной литературы"
Данный буклет создан для работы с родителями, в котором даются советы по по развитию читательского интереса детей....
Доклад "Формы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы"
Доклад на педсовет " Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы"Познакомить педагогов с методами и формами работы по приобщению детей к чтению художественной литера...
Конспект регламентированной образовательной деятельности по теме: «Приобщение детей к чтению художественной литературы» (Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»)
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Сне...
Взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к чтению художественной литературы
Данная работа раскрывает важность воспитания в детях любви к чтению, роль родителей и педагогов ДОУ в этом процессе. Перечислены формы работы с семьей по данной проблеме....