Взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к чтению художественной литературы
методическая разработка по развитию речи
Данная работа раскрывает важность воспитания в детях любви к чтению, роль родителей и педагогов ДОУ в этом процессе. Перечислены формы работы с семьей по данной проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_dou_i_semi_po_priobshcheniyu_detey_k_chteniyu_hudozhestvennoy_literatury.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
«Взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к чтению художественной литературы»
«Хорошая книга точно беседа
с умным человеком» (Л.Н. Толстой)
Аннотация
В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором, планшетом и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри, да и родителям так удобнее.
Данная методическая разработка раскрывает формы работы с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы.
Введение
С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открывать в детях «талант читателя». Дошкольный возраст — время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители — основные проводники между ребенком и художественным словом, тем более, что по ФГОС ДО, они являются полноценными участниками учебного процесса. Задача же воспитателей — убедить их в пользе чтения детям. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Все дальше в прошлое уходят традиции семейного совместного с детьми чтения. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. И детские книжки пылятся на полках. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.
Актуальность
Значение хорошей книги в жизни человека трудно переоценить. Читающий человек-мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге с ранних лет. Книга способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку освоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует первоначальные представления о прекрасном. Книга-это возможность прожить сотни жизней и испытать тысячи эмоций, путешествовать в другие страны или миры, находясь дома.
Ввиду особой значимости духовной основы для развития личности в детские годы взрослый должен стараться воспитывать в современном ребёнке грамотного читателя, приобщать его к лучшим произведениям мировой художественной литературы, воспитывать высококультурного и творческого человека.
Бесспорна роль книги в речевом развитие детей. Приобщаясь к чтению, ребёнок открывает для себя образцы грамотной литературной речи.
Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психо-физиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение. Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной.
Цели данной работы: воспитание любви и интереса ребенка к книге, установление эмоционального контакта родителей и детей посредством чтения, просвещение и убеждение родителей на изменение своих представлений о детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге.
Задачи работы с родителями по приобщению детей к ЧХЛ:
- Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с художественной литературой;
- Проведение пропаганды книги и литературных произведений среди родителей;
- Организация совместной проектно-игровой и продуктивной деятельности родителей и детей;
- Вовлечение родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе.
Направления работы с родителями по приобщению детей к ЧХЛ:
- Непосредственное взаимодействие с родителями
- Взаимодействие родителей и педагогов по приобщению детей к книге
Задачи направлений работы с родителями по приобщению детей к ЧХЛ:
Непосредственное взаимодействие с родителями:
- Помощь в понимании гуманистической ценности такого вида искусства, как художественная литература;
- Помощь в создании детской домашней библиотеки;
- Помощь в содействии литературному развитию ребенка, читательского вкуса, отношения к книге, как явлению культуры.
Взаимодействие родителей и педагогов по приобщению детей к книге:
- Формирование устойчивого интереса детей к литературе, как к виду искусства;
- Развитие восприятия художественных произведений разных жанров, читаемых в кругу семьи и в группе.
Формы работы с родителями по приобщению детей к ЧХЛ:
- Познавательные
- Досуговые
- Наглядно – информационные
- Информационно – аналитические
Традиционные формы работы с родителями по приобщению детей к ЧХЛ:
- Анкетирование
- Консультации
- Беседы
- Наглядный информационный материал
- Родительские собрания
Нетрадиционные формы работы с родителями по приобщению детей к ЧХЛ:
- Изготовление книжек-самоделок.
- Участие родителей в театрализованной деятельности совместно с детьми.
- Мастер-классы.
- «Мобильная библиотека» - родители приносят в группу книги, которые читали вместе с детьми дома, и они им очень понравились. Данная форма работы может стать своего рода диагностикой читательского интереса детей и родителей.
- Непосредственное чтение родителями художественных произведений в группе, либо аудиозапись чтения художественных произведений родителями детей группы.
- Проектная деятельность детей и родителей.
- Литературный вечер.
- КВНы, викторины.
- Круглый стол.
- Устный журнал. Одна из целесообразных форм работы с коллективом родителей, которая обеспечивает пополнение и углубление знаний родителей по определённым вопросам. Подобная форма работы с родителями вызывает у них интерес и желание сотрудничать с педагогами. «Устный журнал» состоит из 3-6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Родителям заранее предлагается литература по теме устного журнала для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.
Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребенка как личности и взаимодействие взрослых (педагогов ДОУ и родителей) в этом процессе является определяющим.
Литература:
- О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», Сфера, 2019
- В.В. Гербова «Приобщение детей к чтению художественной литературы», Мозаика-Синтез, 2017
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар – практикум «Приобщение детей к чтению художественной литературы»
В программе семинара представлены различные формы работы с педагогами, родителями и детьми по решению годовой задачи "Приобщение детей к чтению художественной литературы"...
Приобщение детей к чтению художественной литературы
В работе представлен план работы по приобщению детей к чтению художественной литературы...
Буклеты для родителей "Приобщение детей к чтению художественной литературы"
Художественная литература является основой инновационной технологии О.А. Бизиковой "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"и выполняет особую роль: все игровые методы...
Буклет "Приобщение детей к чтению художественной литературы"
Данный буклет создан для работы с родителями, в котором даются советы по по развитию читательского интереса детей....
Доклад "Формы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы"
Доклад на педсовет " Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы"Познакомить педагогов с методами и формами работы по приобщению детей к чтению художественной литера...
Конспект регламентированной образовательной деятельности по теме: «Приобщение детей к чтению художественной литературы» (Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»)
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Сне...
Взаимодействие ДОУ с семьями по приобщению детей к чтению художественной литературы
Основная цель доклада: взаимодействие. Помочь родителям осознать ценность чтения детям книг, как средство образования и воспитание дошкольников....