Здоровый образ жизни,проект на тему "Я чистюля".
проект (младшая группа)
Цель проекта: Создание условий для формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по здоровому образу жизни | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности и порядку. У вновь пришедших детей в детский сад часто наблюдается отсутствие элементарных навыков самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, пользоваться платком, объективно оценивать особенности своего организма, пользоваться горшком. Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно их выполнять. В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании.
Интерес , внимание ребенка к бытовым действиям , впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро , экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются , ребенок привыкает к неряшливости, небрежности. Таким образом, проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организованна, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.
1 ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Тема : «Я чистюля». Тип проекта: познавательно-игровой . Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели, родители воспитанников. Продолжительность проекта: 1 неделя Возраст участников: первая младшая группа (2-3 года). Цель проекта: Создание условий для формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: для детей: - формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок; - воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно- гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания; - усвоить алгоритм мытья рук, при небольшой помощи взрослого; -формировать начальные представления о здоровом образе жизни. для родителей: - дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми, о соблюдении навыков гигиены, двигательной деятельности через информационные ширмы, памятки; - проявлять живой интерес к результатам достижений ребёнка ; - укреплять связи между детским садом и семьей, изменять позицию родителей в отношении здоровья детей.
для педагогов: -повысить уровень знаний педагогов о методах и приёмах работы с детьми по закреплению процесса мытья рук; -объединить усилия с семьями воспитанников для достижения наилучшего результата в вопросе формирования культурно-гигиенических навыков . Риски: непостоянный состав детей, связанный с заболеваемостью детей; слабая заинтересованность детей, связанная с индивидуальными особенностями характера и возраста. Пути реализации: индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Проведение индивидуальных бесед. Информирование родителей с помощью информационных стендов . Предполагаемые результаты проекта: -для детей: 1. Владеют доступными возрасту навыками самообслуживания. 2. Дети самостоятельно моют руки и умывают лицо в определенной последовательности ; 3. Проявляют навыки опрятности (замечают непорядок на своих руках и лице, устраняют его при небольшой помощи взрослых).
-для родителей: 1. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье; 2.Повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений . 2 ЭТАП: ПОДГОТОВКА ПЛАНА СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ. Сбор информации: Что мы знаем об этом? - Дети не знают правил последовательности мытья рук. - Почему ? - Потому что не знают элементарных навыков самообслуживания. - Потому что родители не способствуют развитию самостоятельности детей. Что мы хотим узнать? - Зачем быть аккуратным? - Зачем знать последовательность мытья рук? - Зачем нужно ухаживать за собой ? Как мы можем узнать? - сюжетно-ролевые игры ; - сюжетные ситуации; - дидактические игры; - воспитание культурно-гигиенических навыков; - художественная литература (стихи, потешки , книги);
- наглядные картинки; - рекомендации родителям; - беседы ; - систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены . Соответственно , для родителей оформляем рекомендации, советы, предлагаем папки-передвижки , памятки. Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать, закрепить формирование культурно-гигиенических навыков. У родителей и у нас теперь одна цель - воспитывать самостоятельных, опрятных детей. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приёмов с учётом возраста детей: объяснение, пояснение, беседы, показы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям правил гигиены. Применение художественной литературы по данному направлению, разучивание стихов, потешек и т. д. В дидактических играх чаще всего наглядным пособием являются кукла с которой и проводятся познания и закрепления культурно-гигиенических навыков. Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный методы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы . В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня.
Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим , с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты « Мойдодыр », « Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и досуга, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания. Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.). Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития . Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье . Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример , сами всегда их соблюдали.
План работы над проектом: 1.Работа с детьми: игры, упражнения; ситуации; чтение стихов и рассказов, сказок; проведение бесед. 2.Совместная и самостоятельная деятельность: проведение совместных дидактических игр, совместных сюжетно-ролевых игр, подвижных игр, самостоятельная двигательная активность, художественно – изобразительное творчество . 3.Работа с родителями: Беседы: Приучаем детей дома мыть руки и лицо в правильном порядке; «Как привить самостоятельность»; доведение до родителей важности темы проекта . 4.Сбор информации: Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме, составление картотек игр и литературного материала по теме проекта. 3. ЭТАП : РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА Сформированность навыка мытья рук в определенном порядке включает в себя умение: 1. Закатать рукава. 2 .Открыть кран. 3. Взять мыло и намочить руки. 4 . Хорошо намылить руки, до образования пены (мыльные перчатки). 5. Помыть как с внутренней стороны, так и с внешней стороны ладони. 6. Хорошенько смыть мыло, закрыть кран и стряхнуть излишки воды с рук. 7. Вытереть руки полотенцем.
1.Беседы Сроки « Чистота залог здоровья», « Для чего нужны: мыло, шампунь, мочалка», « Как правильно мыть руки?» Цель: обогатить знания детей о полезных предметах в использовании для личной гигиены, познакомить с алгоритмом мытья рук, закреплять каждый день последовательность ухода за руками и лицом. 1 неделя: 1-й день утро « Правила личной гигиены», « Что мы уже умеем делать?», « Правила поведения за столом». Цель: знакомить детей с правилами личной гигиены, учить как нужно вести себя за столом во время приема пищи, вспомнить чему мы уже научились, обратить внимание на то, что в порядке должны быть не только руки и лицо, но и вещи. вечер 2. Художественная литература К. Чуковский « Мойдодыр », А. Барто «Девочка чумазая», потешки . 1 неделя: 2-й день утро К. Чуковский Федорино горе», Л. Воронкова « Маша- растеряша», потешки . вечер
3. Игровая деятельность Игровое упражнение « Найди такое же мыло», « Составим комплект: мыло, шампунь, мочалка и полотенце». Цель: учить детей сравнивать предметы по цвету, учить подбирать пары, учить составлять комплекты для личной гигиены по цвету. 1 неделя: 1-й день утро Дидактическая игра по сюжету стихотворения А. Барто « Девочка- чумазая». Цель: закрепить знания детей о правилах личной гигиены, учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать, одеть, уложим спать. Закреплять разнообразные игровые действия Вечер Дидактическая игра « Стираем и сушим белье для куклы». Цель: учить детей следить за своими вещами, содержать их в чистоте, аккуратно складывать на стульчик и в шкафчик. 2-й день утро Игра « Мыльные перчатки». Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны ладони до образования пузырей, развитие вдоха и выдоха целенаправленной воздушной струи. Вечер Дидактическая игра « Выложи алгоритм мытья рук». Цель: закрепить с детьми последовательность мытья рук; выяснить, кто еще из детей не запомнил, как правильно нужно мыть руки. 3-й день утро
Дидактическая игра « Выложи алгоритм: как правильно нужно одеваться». Цель: закрепить правила последовательного одевания на улицу; выяснить, кто из детей не усвоил последовательности правильно одеться. Вечер Образовательная ситуация «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться». Цель: закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий одевания. 4-й день утро Дидактическая игра « Разложи мыло по мыльницам». Цель: закрепить названия цветов, учить сортировать предметы по цвету. Вечер Дидактическая игра « Почини полотенца». Цель: учить детей составлять картинку из двух частей, воспитывать внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи. 5-й день утро Игровая ситуация « моем кукле Кате руки». Цель: закрепить с детьми знания о необходимости мыть руки перед едой и после туалета, создать положительное отношение к мытью рук. Вечер 4. Художественно- продуктивная деятельность Занятие по формированию культурно- гигиенических навыков « Водичка, водичка, умой мое личико». Цель: закреплять привычку к чистоте и опрятности; вызвать у ребенка стремление выполнять, необходимую для их здоровья процедуру мытья рук; расширять словарь детей. 3-й день
Рисование « Полотенце и мыло для куклы Кати». Цель: продолжать учить детей раскрашивать картинки по шаблону, стараясь не выходить за края. Закрепление знания цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий). 5-й день 5. Совместная деятельность детей и воспитателей: -игровые ситуации -дидактические игры; пальчиковая гимнастика 6. Работа с родителями: - Папка-передвижка: « Об опрятности и аккуратности». -Консультации: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»; Беседа «Опрятность в одежде детей », « Как привить самостоятельность ». -Памятки: Алгоритм последовательности одевания-раздевания, алгоритм Последовательности мытья рук, схема «Как правильно мыть руки». Продукты реализации проекта: 1 .Разработка конспектов игрового занятия, ситуаций. 2. Пополнение картотеки: «Картотека пальчиковых игр», потешек «про одевание» , потешки про воду . 3. Оформление игрового пособия «Найди пару», «Составь комплект для душа», «Разложи предметы по их назначению», изготовление алгоритмов «моем руки» и «одеваемся на прогулку».
4. Изготовление схемы «Моем руки правильно». 5. Раскрашивание мыла и полотенца для куклы Кати. ПРИЛОЖЕНИЕ: Игры, ситуации, упражнения . 1.«Купание куклы» Цель: учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать, одеть, уложим спать. Закреплять разнообразные игровые действия. Материал и оборудование: ванночка, мыло в мыльнице, полотенце, ковшик; кукла Катя (у неё «испачканы» руки, лицо, ножки). Предварительная работа: чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая». Ход игры по содержанию произведения: Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает: Ах ты, девочка чумазая, Где ты руки так измазала ?.... (А. Барто «Девочка чумазая».) Затем говорит детям: -Наша кукла Катя испачкалась. Надо её выкупать. Где у нас ванночка? Кто принесёт воды? -Какая нам нужна вода? ( тёплая ). -Кирилл, принеси, пожалуйста, тёплой воды в ковшике. -Что нам ещё нужно? (мыло) Кто принесет мыло? А чем нужно тереть, чтобы грязь исчезла? (мочалка) Кто принесет мочалку? -Итак, все готово. Начнем мыть куклу Катю, Марк, раздень Катю и посади ее в ванночку. Дальше по стихотворению моем куклу Катю. -Ну вот, наша Катя чистая- это была что? (грязь) -Теперь, Рита и Саша, вытрите куклу. А чем мы будем ее вытирать? (полотенцем) После купания укладываем куклу спать.
2.Образовательная ситуация «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться». Цель: закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий одевания; обучение элементарному самоконтролю по предметно - схематической модели последовательности одевания на прогулку; формирование гуманных способов поведения в совместной со сверстниками деятельности (умение предложить помощь, поблагодарить). Материал: оборудование раздевальной комнаты; предметно - схематическая модель последовательности одевания на прогулку (предметные картинки с изображением предметов одежды: 1) колготки, 2) носочки и сапожки, 3) свитер, 4) шапочка, 5) куртка и шарфик); игровой персонаж Петрушка. Организация. Образовательная ситуация конструируется во время сбора детей на прогулку. 3. Дидактические игры с карточками: «Найди пару». Цель: 1-ый вариант – картинками вверх: учить детей находить одинаковые предметы по цвету, называть цвета; 2-ой вариант- сначала выкладываются картинками вверх, дается детям возможность запомнить расположение предметов, затем картинки переворачивают лицом вниз и дети пытаются найти пары: развивать память, внимание, мышление. (и много других вариантов можно придумать самим, как играть с этими же карточками) «Составь комплект из 4-х предметов одного цвета». Цель: закрепление название цветов, учить классифицировать по цвету, учить составлять комплект из банных предметов одного цвета, закрепить значение предметов для мытья в душе, ванной или бане.
«Разложи предметы по их названиям». Цель: учить классифицировать предметы по названиям, закрепить названия предметов, учить правильно объяснять для чего они нужны, обогащать словарный запас детей. «Мыльные перчатки» « Найди пару»
«Составь комплект из 4-х предметов одного цвета». «Выложи алгоритм действий: моем руки и одеваемся на прогулку». «Моем руки сами»
Игровая ситуация «Девочка чумазая».
Схема мытья рук правильно «Раскрашивание мыла и полотенца» Оформление дидактических игр
Спасибо за внимание и будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровый образ жизни (проект)
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью,являющейся важной основой творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. следовательно, на одном из первых мест в педагогике должны стоя...
"Мы за здоровый образ жизни". Проект по здоровьесбережению
Цель проекта:сохранение и укрепление здоровья детей, привитие им навыков здорового образа жизни....
Конспект НОД в старшей группе по формированию здорового образа жизни детей на тему «В здоровом теле – здоровый дух»
Конспект НОДв старшей группе по формированию здоровогообраза жизни детейна тему «В здоровом телездоровый дух»...
Взаимодействие с семьей с целью формирования у дошкольников здорового образа жизни.Проект«Город мячей».
Основная цель взаимодействия детского сада с семьёй на основе проекта «Город мячей» – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одн...
Здоровый образ жизни Проект " Тайна разноцветных конфет".
Тип пректаПознавательно-исследовательский...
Здоровый образ жизни Проект " Тайна разноцветных конфет".
В процессе работы дети, экспериментируя с конфетами, сделали вывод, что в конфетах «M&M’s» и «Skittles» действительно есть искусственный пищевой краситель....
Здоровый образ жизни . Проект.
Формирование у детей привычки здорового образа жизни через различные виды деятельности. ...