Картотека упражнений для профилактики плоскостопия
картотека (старшая группа)
Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания- гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 228.39 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
Процесс формирования стопы начинается с первых шагов ребёнка. При правильном развитии в строении стопы появляются продольный и поперечный своды, выполняющие амортизирующую функцию при ходьбе. Если же формированию этих сводов что-то помешало, то увеличивается нагрузка на позвоночник, что в свою очередь может привести к нарушению осанки, болями в спине и шейном отделе, артритом, артрозам, остеохондрозу. Чтобы избежать этих недугов, необходимо проводить профилактику плоскостопия самого раннего детства.
Плоскостопие является одним из распространённых заболеваний опорно-двигательного аппарата. Статистика показывает, что в последние годы у современных детей наблюдается тенденция к увеличению количества случаев нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе развития плоскостопия.
Родители, педагоги, медицинский персонал дошкольного образовательного учреждения должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом, и стопы в частности. Следует внимательно относиться к жалобам ребёнка на боли при невысоких нагрузках при ходьбе, беге или стоянии. Необходимо помнить, что у детей плоскостопие развивается медленно, и они не особенно жалуются на боли в стопах, поэтому рекомендуется периодически осматривать стопы детей и принимать меры профилактики. В период роста и развития состояния свода стоп неустойчиво и может меняться под воздействием неблагоприятных факторов в худшую сторону, а при правильной организации воспитательно-образовательного процесса в лучшую сторону. Формирование сводов стоп — длительный процесс.
Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата детей должна планироваться ежедневно, в системе, начиная с раннего детства в различных формах физкультурно-оздоровительной деятельности.
Виды плоскостопия :
Различают продольное и поперечное плоскостопие. Если в какой-то из «арок» происходит спад, вызванный ослаблением мышц, то нагрузка перемещается на другие точки, которые начинают испытывать избыточное давление, это приводит к деформации стопы и к определённому виду плоскостопия.
Поперечное плоскостопие — это когда передний отдел стопы распластан, и это является одной из причин искривления пальцев ноги.
Продольное плоскостопие-это отсутствие внутреннего продольного подъема стопы, из-за этого стопа полностью лежит на внутреннем крае, при этом отклоняясь во внешнюю сторону.
Причины плоскостопия:
Раннее вставание и ходьба;
Избыточный вес;
Генетическая предрасположенность;
Травмы стопы;
Длительное хождение босиком по полу с твёрдым гладким покрытием;
Плохо подобранная обувь;
Перенесённые заболевания (рахит, осложнения после полиомиелита);
Недостаточная или избыточная физическая нагрузка.
Профилактика плоскостопия:
Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания — гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.
Гигиенические факторы- это гигиена обуви и правильный её подбор. Размер и форма обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Обувь должна быть сделана из натуральных материалов, внутри с твёрдым супинатором, поднимающим внутренний край стопы. Подошва должна быть гибкой и иметь каблук (5-10 мм), искусственно поднимающий свод стопы и защищающий пятку от ушибов. Она должна соответствовать форме и размеру стопы, была удобной при носке, не сдавливала стопу, нарушая кровообращение и вызывая потёртости. Длина следа должна быть больше стопы в носочной части, припуск в 10 мм.
Природно-оздоровительные факторы- хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике функциональной недостаточности стоп. Нормальное развитие стопы и её сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием включением в содержание деятельности по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы. Известно, что без многократного повторения формировать двигательный навык у ребёнка невозможно, но работа, требующая точных движений, быстро утомляет детей. Традиционные упражнения: ходьба на пятках, носках, наружном крае стоп, согнув пальцы и т. д. используемые педагогами для профилактики плоскостопия во время утренней гимнастики, физкультурных занятий или после сна во время закаливающих мероприятий малопривлекательны для ребёнка. Поэтому лучше использовать игровые приёмы, которые позволяют в увлекательной форме способствовать укреплению и повышению тонуса мышц свода стопы.
Основной целью проведения этих игровых упражнений являются:
— соблюдать профилактику плоскостопия;
— проводить закаливание детей;
— подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными;
— учить освобождаться от стрессов, перенапряжения.
Эти упражнения проводятся босиком в комфортной для ребёнка обстановке и не требуют использования специфического оборудования. Их можно использовать, как компонент оздоровительной деятельности, а также в процессе режимных моментов (перед сном, перед прогулкой, приёмом пищи) иди в качестве индивидуальных заданий. Многие игровые упражнений позволяют ребёнку увидеть результаты своей деятельности, что немаловажно для ребёнка дошкольного возраста.
Виды упражнений по профилактике плоскостопия
Ходьба:
- на месте, не отрывая носки от пола;
- на носках, в приседе на носках, в полуприседе ;
- на пятках;
- перекатом с пятки на носок;
- на внешней стороне стопы;
- приставным шагом по:
- обручу
- палке, веревке, канату
- ребристой дорожке
- по кочкам;
- по ребристой дорожке, по упаковке от яиц;
- по сенсорным дорожкам (в группе);
- на ходунках.
Прокатывание предметов ногами(подошвами):
- на счетах;
- игольчатых мячиков;
- палочек;
- мелких шариков.
Собирание пальцами ног:
- шишек;
- мелких игрушек (от Киндера).
Самомассаж:
- ежиками;
- шишками.
Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопии у детей дошкольного возраста.
Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.
Игровое упражнение «Поймай мячик».
Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.
Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть крышкой мячик.
Игровое упражнение «Сложи фигуру».
Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета.
Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры.
Игровое упражнение «Новогодняя ёлочка».
Оборудование: контейнеры и мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», лист картона с изображение ёлки.
Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от киндер-сюрпризов и выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками.
Игровое упражнение «Башенка».
Оборудование: кубики.
Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.
Игровое упражнение «Солнышко» (коллективное).
Оборудование: пуговицы разного размера.
Выполнение: пальцами ног дети выкладывают из пуговиц солнышко.
Игровое упражнение «Соберём урожай».
Оборудование: грецкие, лесные орехи, грибочки.
Выполнение: пальцами ног собрать «урожай» в ведёрке.
Игровое упражнение «Уберём игрушки».
Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов»
Выполнение: пальцами ног собрать игрушки в определённое место.
Игровое упражнение «Рисуем подарок другу».
Оборудование: листы бумаги, фломастеры.
Выполнение: пальцами ног нарисовать рисунок другу.
Игровое упражнение «Сварим суп из макарон».
Оборудование: обруч, поролоновые палочки.
Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное место.
Игровое упражнение «Снежки».
Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.
Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков.
Игровое упражнение «Эстафета с палочкой».
Оборудование: палочки дл. 20 см.
Выполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на пол. Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не уронив её на пол.
Игровое упражнение «Барабанщик».
Оборудование: не требуется.
Выполнение: Сидя на скамье, ребенок отбивает пальчиками ног ритм стишка, предложенного воспитателем.
Игровое упражнение «Качели».
Оборудование: не требуется.
Выполнение: Для выполнения этого упражнения ребенка необходимо усадить на гимнастическую скамью, попросив вытянуть ноги с упором пятки в пол. При специальном отсчете в игровой форме, ребенок подтягивает носочки к себе, а потом опускает их в начальное положение.
Игровое упражнение «Паучок».
Оборудование: обруч Выполнение: Малышу предлагается обхватить пальцами на ногах обруч (гимнастическую палку), а потом медленно передвигаться по нему, не отрывая пальчиков ног, приставными шагами.
Игровое упражнение «Художник» .
Оборудование: не требуется. Выполнение: Исходное положение стоя, руки необходимо положить на пояс. Ногами ребенок должен рисовать различные фигуры, не сходя со своего места.
Игровое упражнение «Веселый ежик».
Оборудование: мячВыполнение: Упражнение выполняется стоя. Для него понадобится гимнастический мяч, который ребенок будет катать ногами (от носка к пятке) с периодической сменой ног.
Игровое упражнение «Улитка».
Оборудование: не требуется. Выполнение: Ребенок стоит, приподнимая пальцы ног и подгибая их, упираясь в пол, постепенно передвигаясь. Затем встает на пятки, приподняв носок и наоборот, а затем опускается на полную стопу.
Игровое упражнение «Маляр».
Оборудование: не требуется. Выполнение: Исходное положение – лежа на спине. При этом ребенок водит одной ногой по другой, меняя их.
Игровое упражнение: «Растем вместе»
Оборудование: не требуется Выполнение: Дети поднимаются на носки, считают до 3-х и опускаются.
Игровое упражнение: «Эстафета» Оборудование: мячик, палочка, кубик или что-то другое Выполнение: Ребята делятся на 2 команды. Выбирается два одинаковых предмета, которые будут передаваться ногами от одного дошколенка к другому. Какая команда успеет первой передать предмет (мячик, палочка, кубик или что-то другое) от первого участника к последнему, та и победила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/20/picture-525174-1416478100.jpg)
Картотека упражнений для профилактики плоскостопия
Картотека упражнений для профилактики плоскостопия...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-207658-1361298100.jpg)
Картотека упражнений для профилактики плоскостопия
В материале представлена Картотека упражнений для профилактики плоскостопия...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/19/picture-965071-1660885021.jpg)
Картотека упражнений для профилактики плоскостопия
Картотека упражнений для профилактики плоскостопия...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/12/picture-990903-1726114034.jpg)
Картотека упражнений для профилактики плоскостопия
Картотека упражнений для профилактики плоскостопия...
Картотека упражнений для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста
Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста...
Картотека упражнений для профилактики плоскостопия в стихах
Упражнения для профилактики плоскостопия сопровождающиеся стихотворениями, помогают детям настроиться, делают выполнение упражнений интересным занятием и побуждают использовать их в сам...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/19/picture-1425710-1666176316.jpg)
Картотека упражнений для профилактики плоскостопия и нарушения осанки для детей дошкольного возраста.
Картотека упражнений для профилактики плоскостопия и нарушения осанки для детей дошкольного возраста....