Мастер – класс для педагогов «Подвижные игры как средство предупреждения плоскостопия»
консультация
Здоровых детей с каждым годом становится все меньшеи меньше. По мнению многих специалистов, которые мы полностью разделяем, физическое воспитание в ДОУ должно предупрежать заболоеваеия и отклонения, т.е. быть пррофилактическим. Особое место в комплексе физических упражений дошкольников занимают подвижные игры, по скольку в этом возрасте игра рассматривается видущий вид деятельности, удовлетворяющий основные потребности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.08 КБ |
![]() | 726.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста
Мастер – класс для педагогов
«Подвижные игры как средство предупреждения плоскостопия»
Подготовила
воспитатель Анчугова И.Н.
Югорск 2019 г
Целью игры должно быть развитие
мускулов дитяти, а средство к достижению этого - движения.
В то же время подвижная игра должна иметь целью не только физическое упражнение, но и умственное…
Е.Н.Водовозова
Полноценное физическое развитие ребенка – это основа формирования личности. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость и работоспособность.
Здоровых детей с каждым годом становится всё меньше и меньше. По мнению многих специалистов, которое мы полностью разделяем, физическое воспитание в ДОУ должно предупреждать заболевания и отклонения, т.е. быть профилактическим.
Свод стопы формируется у детей 3-4 лет. Однако, относительная слабость мышц и связок сохраняется до 6-7 лет даже у здоровых детей. Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стоп перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются и возникает плоскостопие. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому изменение формы стопы влияет не только на её функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника. Поэтому, игры и упражнения подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитания навыка правильной ходьбы.Правильно сформировать и укрепить мышцы свода стопы помогут так же хождение босиком по земле, песку, камушкам, плавание, езда на велосипеде, танцы.
Особое место в комплексе физических упражнений дошкольников занимают подвижные игры, поскольку в этом возрасте игра рассматривается ведущий вид деятельности, удовлетворяющий основные потребности ребёнка.
Оздоровительная ценность подвижной игры определяется физиологическими сдвигами, происходящими в организме. Активизируются физиологические процессы – дыхание, кровообращение, обмен веществ, деятельность центральной нервной системы (ЦНС) и желез внутренней секреции. Укрепляется костно-мышечная система, улучшаются подвижность суставов, эластичность мышц и связок. Создаются условия для повышения работоспособности. Благодаря положительным эмоциям, испытываемым игроками в процессе подвижной игры, улучшается их субъективное состояние – повышается самочувствие, активность настроение.
Образовательная ценность подвижной игры обеспечивается посредством закрепления и совершенствования у детей двигательных умений и навыков развития двигательных качеств, расширение и углубление доступных представлений и знаний, как в сфере физической культуры, так и об окружающем мире в целом. Участие в подвижной игре обогащает игроков новыми ощущениями, представлениями, понятиями. Подвижные игры способствуют развитию психических процессов (внимания, мышления, воображения памяти, речи), формирование умений анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное.
Воспитательная ценностьподвижной игры обусловленарешением в процессе ее проведения задач нравственного, эстетического и трудового воспитания. Подвижные игры, как один из наиболее привлекательных для детей видов физической активности, являются эффективным средством формирования их интереса и потребности в физкультурной деятельности. Подвижные игры предусматривают подчинение правилам, что обеспечивает формирование произвольного поведения у дошкольников, самоконтроля, честности. Коллективные подвижные игры основаны на высокой степени взаимодействия детей, благодаря чему они содействуют формированию у детей коммуникативных способностей, развитию таких важных качеств, как доброта, сочувствие, взаимопомощь.
Многообразие подвижных игр даёт возможность обеспечить реализацию всего спектра оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Подвижные игры и упражнения, направленные на предупреждение плоскостопия, можно классифицировать следующим образом.
* Ходьба по ребристым доскам, массажным коврикам, дорожкам, гимнастическим палкам, на носках, на наружной стороне стопы, перекатом с пятки на носок, с поворотами стоп пятками наружу носками внутрь, шагов с пружинкой, со сгибанием пальцев ног;
* захватывание пальцев ног различных предметов и их перекладывание, перебрасывание друг другу мячей ногами, катание стопами гимнастических палок, массажных и обычных мячей;
* бег и прыжки на носках, лазанье по гимнастической стенке.
Специально подобранные подвижные игры следует систематически применять в различных формах физического воспитания, включая их в содержание занятий по физической культуре, утренней гимнастике и гимнастике после дневного сна, динамических пауз, активного отдыха и индивидуальной работы по развитию движений. Такие игры проводятся в помещении, так как дети занимаются босиком.
Таким образом,подвижные игры занимают особое место как в физическом воспитании ребенка, так и в лечении, обеспечивая воздействие на его организм и высокую эмоциональность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Целью игры должно быть развитие мускулов дитяти, а средство к достижению этого - движения. В то же время подвижная игра должна иметь целью не только физическое упражнение, но и умственное… Е. Н. Водовозова Плоскостопие – это одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода. Стопа в дошкольном возрасте находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению функциональных нарушений.
Основные причины развития плоскостопия * Недоразвитие мышц стопы; * большие физические нагрузки; * излишний вес; * ношение неправильно подобранной обуви; * косолапость ; * Х- образная форма ножек; * т равмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки; * наследственность
Признаки плоскостопия * Быстрая утомляемость ног; * к вечеру возможно появление отека стоп; * ноющие боли в стоянии и ходьбе в голенях и стопах; * быстрое изнашивание внутренней стопы подошвы; * искривление пальцев ног
Последствия плоскостопия * Некрасивая, раскачивающаяся походка; * искривление позвоночника; * частые головные боли; * развитие артроза (деформация коленей и голеней); * быстрая утомляемость; * раздражительность , нарушение работы нервной системы
Игры, направленные на исправление плоскостопия * Ходьба по ребристым доскам, массажным коврикам, дорожкам , гимнастическим палкам, на носках, на наружной стороне стопы, перекатом с пятки на носок, с поворотами стоп пятками наружу носками внутрь, шагов с пружинкой, со сгибанием пальцев ног; * захватывание пальцев ног различных предметов и их перекладывание, перебрасывание друг другу мячей ногами, катание стопами гимнастических палок, массажных и обычных мячей; * бег и прыжки на носках, лазанье по гимнастической стенке.
профилактика плоскостопия
«КАТОК» Ребёнок катает вперёд-назад мяч, скакалку или гимнастическую палку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
«РАЗБОЙНИК» Р ебёнок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего выполнения ФУ. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). ФУ выполняется сначала одной, затем другой ногой.
«МАЛЯР» Ребёнок , сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъёму другой по направлению от большого пальца к колену. “Поглаживание” повторяется 3-4 раза. ФУ выполняется сначала одной, затем другой ногой.
«СБОРЩИК» Ребёнок , сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья и др.) и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переносе.
«ХУДОЖНИК» Ребёнок , сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. ФУ выполняется сначала одной, затем другой ногой.
«ГУСЕНИЦА» Ребёнок , сидя на полу с согнутыми коленями. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперёд (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки за счёт сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут касаться пола. ФУ выполняется обеими ногами одновременно.
«КОРАБЛИК» Ребёнок , сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы, друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).
«МЕЛЬНИЦА» Ребёнок , сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в разных направлениях.
«Мой веселый звонкий мяч» Цель : закреплять умение прыгать на носках легко и бесшумно; укреплять мышцы, суставы и связки нижних конечностей; формировать своды стопы; совершенствовать функциональные возможности организма. Ход игры : дети стоят в круге и ритмично прыгают на месте. Ведущий читает стихотворение С. Маршака: Мой весёлый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Жёлтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой. После окончания слов дети разбегаются, а ведущий догоняет их. Также можно после окончания слов подбросить мячи вверх, дети догоняют их и начинают выполнять упражнение для укрепления мышц стоп. Поочерёдное катание стопой массажного мяча.
«Цветы и бабочки» Цель : закреплять умение бегать в разных направлениях, развивать быстроту, ловкость, равновесие; укреплять мышцы и связки стопы и голени; формировать своды стопы; совершенствовать функциональные возможности организма. Ход игры : на ковре разложены обручи – это «цветы », дети изображают «бабочек». Под музыку дети бегают между обручами, руками имитируют движения крыльев бабочек, кружатся. По окончанию музыки дети встают в обручи: ходят приставными шагами по ободу.
Советы по предупреждению плоскостопия * У детской обуви должен быть жесткий задник, эластичная подошва, низкий устойчивый каблук; * ребенку необходимо как можно больше двигаться, так как малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформации скелета, плоскостопию; * необходимо формировать привычку ставить ноги при ходьбе правильно (стопы параллельно ); * полезно ходить босиком по различным поверхностям.
Здоровье стоп в наших руках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/12/picture-602685-1478946508.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей по ФГОС ДО»
Цель данного мастер-класса приобщить педагогов к работе по развитию двигательной активности дошкольников....
Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»
Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/13/picture-1020218-1520939402.jpg)
Семинар-практикум для педагогов «Подвижные игры как средство предупреждения плоскостопия»
На сегодняшний день в медицине стали популярны такие восточные методы лечения, как рефлексотерапия, в основе которой лежит воздействие на энергетические каналы человека и акупунктура Су-Джок («к...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/24/picture-1047632-1532449029.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра, как средство развития речи»
Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего развития детей дошкольного возраста. Она комплексно воздействует на организм и на все стороны личности ребенка. Речевая подвижная игра...
Методическая разработка: мастер-класс для педагогов "Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Материал для проведения мастер-класса для педагогов ДОУ по теме "Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/27/picture-909536-1490608620.jpg)
Консультация для педагогов "Подвижные игры как средство предупреждения плоскостопия"
Целью игры должно быть не развитие мускулов дитяти, а средство к достижению этого - движения. В то же время подвижная игра должна иметь целью не только физическое упражнение, но и умственное... Е,Н. В...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-333981-1383837846.jpg)
Мастер-класс для педагогов "Подвижные игры ханты и манси как средство развития физических качеств дошкольников"
Мастер-класс для педагогов "Подвижные игры ханты и манси как средство развития физических качеств дошкольников"...