Мастер-класс для педагогов "Подвижные игры ханты и манси как средство развития физических качеств дошкольников"
статья

Мамзонова Ирина Альбертовна

Мастер-класс для педагогов "Подвижные игры ханты и манси как средство развития физических качеств дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_mamzonova.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОО

Тема: «Подвижные игры ханты и манси как средство развития физических качеств дошкольников».

Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Подвижные игры ханты и манси как средство развития физических качеств дошкольников».

Согласно хантыйской легенде мир был сотворен в процессе игры.  Бесспорно, народные подвижные игры и состязания являются эффективным средством педагогики, а также они являются еще и средством  ознакомления с культурой коренных народов, их обычаями, что несомненно важно при реализации регионального компонента основной образовательной программы.  Суровые жизненные условия и промысловая деятельность коренных народов  требуют от человека силы, выносливости, ловкости, сформированности основных двигательных навыков. Поэтому их национальные игры направлены на развитие этих физических качеств.  На их основе  формируется стремление овладеть силой, ловкостью, выносливостью, красотой движений, быстротой, проявить смекалку, выдержку, творчество, волю. Все эти качества важно развивать  и у дошкольников в соответствии с требованиями целевых ориентиров, определенных ФГОС ДО.

С целью приобщения дошкольников к обычаям, традициям коренных народов, развития физических качеств, укрепления здоровья воспитанников в ходе реализации вариативной части основной образовательной программы я использую в работе с детьми подвижные и спортивные игры народов Севера. С некоторыми из них я вас сегодня и познакомлю.

Существуют различные виды классификаций подвижных игр. Традиционно подвижные игры принято классифицировать по двигательному содержанию (игры с метанием, с прыжками, с прыжками, с бегом, с ходьбой), по направленности на развитие тех или иных физических качеств (на развитие ловкости, быстроты, силы, выносливости).   Я предлагаю вам сегодня еще одну классификацию подвижных игр.

1. Игры, отражающие отношение человека к природе, к окружающему миру.

2. Игры, отражающие быт народов ханты и манси, их  повседневные занятия.

3.Игры, в которых есть возможность помериться силой, ловкостью, выносливостью.

Приглашаю желающих поиграть вместе со мной.

1. Итак, первая игра, в которую я предлагаю вам поиграть называется «Здравствуй! Догони!», направлена на развитие ловкости, быстроты реакции, координацию движений.

 Оборудование: 2 шнура для обозначения «домов»

Описание игры. По краям игровой площадки обозначают шнурами два «дома». Игроки делятся на пары, стоят лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся по своим домам. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, и говорит «Здравствуй!». Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!». Гость говорит «Догони!» и бежит в свой дом, хозяин его догоняет. Дети по очереди ходят друг к другу в гости.

Правила игры. Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо у порога дома игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.

-Раз, два, три-игру начни!

2. Следующая игра «Заячьи прыжки»  способствует развитию силы ног, прыгучести, координации движений, ловкости.

Описание игры. Перед началом игры по договоренности между игроками определяется дистанция для прыжков, в начале которой проводится стартовая линия, а в конце – линия финиша, или любой предмет, до которого надо допрыгнуть. Все участники становятся у стартовой линии, принимают исходное положение – стоя, ноги врозь. По команде все участники начинают выполнять «заячьи прыжки», стараясь как можно быстрее без ошибок преодолеть всю дистанцию. «Заячьи прыжки» выполняются так: от линии старта игрок отталкивается двумя ногами и приземляется на одну (любую) ногу, затем, оттолкнувшись ею, приземляется опять на две ноги и так далее. Кто сделает это первым, тот становится победителем.

Правила игры: Если участник нарушает чередование положения ног во время исполнения «заячьих прыжков», он выбывает из игры.

3. Подвижная игра «Рыбаки и рыбки» направлена на развитие внимания, ловкости, координации движений.

Оборудование: шнур

На полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят двое-трое детей— это рыбаки, остальные игроки—рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Ловить касанием. Пойманные рыбки отходят в сторону. По окончании игры рыбаки подсчитывают свой «улов»: кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

4. Подвижная игра «Отбей оленя от стада» способствует развитию меткости, быстроты реакции.

Оборудование: маленькие мячи, обручи для пастухов, шнур

Описание игры. Группа играющих находится внутри очерченного круга—это олени. Выбираются два-три пастуха — они за кругом. По сигналу «Раз, два, три — отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.

Правила игры. Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу, с места (стоя в обруче) в подвижную цель.

Сейчас, уважаемые коллеги предлагаю вам разделить представленные игры на три группы.

1. Игры, отражающие отношение человека к природе, к окружающему миру.

2. Игры, отражающие быт народов ханты и манси, их  повседневные занятия.

3.Игры, в которых есть возможность помериться силой, ловкостью, выносливостью.

 Лист ватмана разделен на три колонки соответственно эти трем группам. Названия игр напечатаны на отдельных листочках. Пожалуйста, проведите классификацию представленных игр и приклейте название игры в соответствующую колонку.

Спасибо вам за участие. Предлагаю вам памятки  с представленными играми.  

Подвижные игры народов ханты и манси

Игры, отражающие отношение человека к природе, к окружающему миру.

Подвижная игра «Здравствуй! Догони!»

Направлена на развитие ловкости, быстроты реакции, координацию движений.

 Оборудование: 2 шнура для обозначения «домов»

Ход игры. По краям игровой площадки обозначают шнурами два «дома». Игроки делятся на пары, стоят лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся по своим домам. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, и говорит «Здравствуй!». Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!». Гость говорит «Догони!» и бежит в свой дом, хозяин его догоняет. Дети по очереди ходят друг к другу в гости.

Правила игры. Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо у порога дома игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.

Игры, отражающие быт коренных народов, их  повседневные занятия

 Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»

Направлена на развитие внимания, ловкости, координации движений.

Оборудование: шнур

Ход игры. На полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят двое-трое детей— это рыбаки, остальные игроки—рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Ловить касанием. Пойманные рыбки отходят в сторону. По окончании игры рыбаки подсчитывают свой «улов»: кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Подвижная игра «Отбей оленя от стада»

Способствует развитию меткости, быстроты реакции.

Оборудование: маленькие мячи, обручи для пастухов, шнур

Описание игры. Группа играющих находится внутри очерченного круга—это олени. Выбираются два-три пастуха — они за кругом. По сигналу «Раз, два, три — отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.

Правила игры. Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу, с места (стоя в обруче) в подвижную цель.

Игры, в которых есть возможность помериться силой, ловкостью, выносливостью 

Подвижная игра «Заячьи прыжки»

Способствует развитию силы ног, прыгучести, координации движений, ловкости.

Ход игры. Перед началом игры по договоренности между игроками определяется дистанция для прыжков, в начале которой проводится стартовая линия, а в конце – линия финиша, или любой предмет, до которого надо допрыгнуть. Все участники становятся у стартовой линии, принимают исходное положение – стоя, ноги врозь. По команде все участники начинают выполнять «заячьи прыжки», стараясь как можно быстрее без ошибок преодолеть всю дистанцию. «Заячьи прыжки» выполняются так: от линии старта игрок отталкивается двумя ногами и приземляется на одну (любую) ногу, затем, оттолкнувшись ею, приземляется опять на две ноги и так далее. Кто сделает это первым, тот становится победителем.

Правила игры: Если участник нарушает чередование положения ног во время исполнения «заячьих прыжков», он выбывает из игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра. Подвижная игра, как средство развития физических качеств дошкольников

Мгра направлена на решение следующих задач:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по развитию физических качеств у дошкольников в процессе подвиж...

Ленточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации образовательной области «Физическое развитие» .

Творческая работа : Ленточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации образовательной области  «Физическое развитие» ....

Подвижная игра, как средство развития физических качеств дошкольников

Современные дети мало двигаются из - за  привязенности к телевизору и компьютрным играм....

"Русские народные подвижные игры-как средство развития физических качеств дошкольника"

Данный проект расчитан для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Презентация мастер класс "Народные подвижные игры - как средство развития физических качеств дошкольника"

Мастер класс для педагогов. Представление опыта работы на методическом объединении Соль - Илецкого городского округа...

"Русские народные подвижные игры- как средство развития физических качеств дошкольников"

Данная презентация содержит в себе материал о влиянии руссских народных подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников...