Семинар - практикум на тему: Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Евдокимова Н.В.

Дошкольный возраст – это сензитивный период формирования физического и психического здоровья. В это время интенсивно развиваются внутренние органы, происходит становление функциональных систем организма ребенка, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно в этом возрасте сформировать у детей основу здорового образа жизни (далее – ЗОЖ), осмысленную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Старшие дошкольники являются наиболее перспективной возрастной категорией для формирования представлений о ЗОЖ, так как именно в дошкольном возрасте осуществляется усвоение основных объемов информации, формирование представлений, выработка фундаментальных жизненных стереотипов.

Активность старших дошкольников имеет существенно познавательный характер, который направлен на открытие неизвестного и выражается формулой: «что получится, если...» В связи с этим нужно создать такие обстоятельства и условия, когда дети обратят внимание на образцы здоровье сберегающей деятельности взрослого (например, в совместной деятельности педагога с ребенком). Вследствие этого организация соответственной практической деятельности будет способствовать воспитанию у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к области физического развития. В старшем дошкольном возрасте нервные процессы обладают большой силой и подвижностью по сравнению с предшествующим возрастным периодом, поэтому познавательные интересы приобретают новый характер, восприятие по своим психологическим характеристикам приближается к уровню взрослого человека. В связи с этим формирование представлений о ЗОЖ становится возможным в большей степени. В основе их формирования лежат следующие составляющие: научные знания, расширяющие представления дошкольников о организме человека, его здоровье, здоровом образе жизни; медико-профилактические меры; рациональный режим дня, труда и отдыха; двигательная активность; правильно организованное питание, отсутствие вредных привычек. Таким образом к шестому году жизни дошкольник накапливает достаточный опыт представлений о ЗОЖ, а способность к обобщениям позволяет самостоятельно формулировать простейшее правило, сохраняющее здоровье: делать прививки, употреблять витамины, мыть руки, одеваться по погоде, делать зарядку, закаляться. В это возрасте ребенок хорошо представляет себе строение тела, уверенно называет части тела, их значение, может называть процессы, происходящие в организме. В наше время дети ориентированы на результат и качество его выполнения, так как потребность старших дошкольников связана с необходимостью самореализации и самовыражением. В следствии этого для них становится нормой выполнение здоровье сберегающих правил, стремление следовать здоровому образу жизни. Старшие дошкольники осознанно и независимо выполняют вместе с другими ребятами культурно-гигиенические процедуры, в привычку входит мыть руки, быть опрятными, полоскать зубы после еды, пользоваться носовым платком, убирать игрушки, аккуратно складывать одежду. Также они могут контролировать качество выполнения культурно-гигиенических навыков, объяснять другим значимость их выполнения для сохранения здоровья, приводить примеры из личного опыта. В этом возрасте дети уже практически не нуждаются в помощи взрослого при одевании и раздевании, обувании обуви. Возрастает инициатива в организации помощи воспитателю в обслуживании детей группы: раскладывают салфетки, столовые приборы, готовятся к занятию, игре и т. п. В это время дети уверенно устанавливают закономерные связи между поведением человека и уровнем его здоровья.

Исходя из выше сказанного, процесс усвоения ребенком старшего дошкольного возраста представлений о ЗОЖ может иметь место в рамках уже сформировавшейся системы на базе уже существующих представлений в своей семье и при специально-организованном обучении в дошкольном учреждении. Важна согласованность всех субъектов воспитательно-образовательного процесса, которая позволяет повышать эффективность формирования представлений о ЗОЖ у ребенка старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx15.36 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум на тему:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

Выполнила воспитатель

ГБОУ Школа №1161

Евдокимова Н.В.

Москва 2020г


Дошкольный возраст – это сензитивный период формирования физического и психического здоровья. В это время интенсивно развиваются внутренние органы, происходит становление функциональных систем организма ребенка, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно в этом возрасте сформировать у детей основу здорового образа жизни (далее – ЗОЖ), осмысленную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Старшие дошкольники являются наиболее перспективной возрастной категорией для формирования представлений о ЗОЖ, так как именно в дошкольном возрасте осуществляется усвоение основных объемов информации, формирование представлений, выработка фундаментальных жизненных стереотипов.

Активность старших дошкольников имеет существенно познавательный характер, который направлен на открытие неизвестного и выражается формулой: «что получится, если...» В связи с этим нужно создать такие обстоятельства и условия, когда дети обратят внимание на образцы здоровье сберегающей деятельности взрослого (например, в совместной деятельности педагога с ребенком). Вследствие этого организация соответственной практической деятельности будет способствовать воспитанию у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к области физического развития. В старшем дошкольном возрасте нервные процессы обладают большой силой и подвижностью по сравнению с предшествующим возрастным периодом, поэтому познавательные интересы приобретают новый характер, восприятие по своим психологическим характеристикам приближается к уровню взрослого человека. В связи с этим формирование представлений о ЗОЖ становится возможным в большей степени. В основе их формирования лежат следующие составляющие: научные знания, расширяющие представления дошкольников о организме человека, его здоровье, здоровом образе жизни; медико-профилактические меры; рациональный режим дня, труда и отдыха; двигательная активность; правильно организованное питание, отсутствие вредных привычек. Таким образом к шестому году жизни дошкольник накапливает достаточный опыт представлений о ЗОЖ, а способность к обобщениям позволяет самостоятельно формулировать простейшее правило, сохраняющее здоровье: делать прививки, употреблять витамины, мыть руки, одеваться по погоде, делать зарядку, закаляться. В это возрасте ребенок хорошо представляет себе строение тела, уверенно называет части тела, их значение, может называть процессы, происходящие в организме. В наше время дети ориентированы на результат и качество его выполнения, так как потребность старших дошкольников связана с необходимостью самореализации и самовыражением. В следствии этого для них становится нормой выполнение здоровье сберегающих правил, стремление следовать здоровому образу жизни. Старшие дошкольники осознанно и независимо выполняют вместе с другими ребятами культурно-гигиенические процедуры, в привычку входит мыть руки, быть опрятными, полоскать зубы после еды, пользоваться носовым платком, убирать игрушки, аккуратно складывать одежду. Также они могут контролировать качество выполнения культурно-гигиенических навыков, объяснять другим значимость их выполнения для сохранения здоровья, приводить примеры из личного опыта. В этом возрасте дети уже практически не нуждаются в помощи взрослого при одевании и раздевании, обувании обуви. Возрастает инициатива в организации помощи воспитателю в обслуживании детей группы: раскладывают салфетки, столовые приборы, готовятся к занятию, игре и т. п. В это время дети уверенно устанавливают закономерные связи между поведением человека и уровнем его здоровья.

Исходя из выше сказанного, процесс усвоения ребенком старшего дошкольного возраста представлений о ЗОЖ может иметь место в рамках уже сформировавшейся системы на базе уже существующих представлений в своей семье и при специально-организованном обучении в дошкольном учреждении. Важна согласованность всех субъектов воспитательно-образовательного процесса, которая позволяет повышать эффективность формирования представлений о ЗОЖ у ребенка старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста"

Перспективный план "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Знакомство детей с доступными способами здоровья (соблюдение режима, ежедневная зарядка, закаливание). Закрепление правил пожарной безопасности. Формирование представлений о поведении при угрозе...

Конспект занятия по формированию представлений о здоровом образе жизни для детей старшего дошкольного возраста "Как помочь Куталке"

Процесс сохранения здоровья и укрепления иммунитета ребенка в дошкольном возрасте является решающим этапом формирования здоровой личности. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от ко...

Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние п...

Опыт работы на тему: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста»

Данный материал отражает опыт работы по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...