Проект по здоровьесбережению «Наше здоровье в наших руках» (для среднего дошкольного возраста)
проект (средняя группа)
«Наше здоровье в наших руках»
(для среднего дошкольного возраста)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashe_zdorovye_v_nashikh_rukakh.docx | 91.72 КБ |
prezentatsia_zozh.pdf | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«Наше здоровье в наших руках»
(для среднего дошкольного возраста)
Выполнила: воспитатель
Швецова Евгения Олеговна
- ноябрь 2020 г –
Информационная характеристика проекта:
Тип проекта:
- по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги).
- по целевой установке – информационный.
Вид проекта – познавательно-игровой.
Возраст детей: 4-5 года.
Участники реализации проекта
Педагог: Гусарова Евгения Олеговна
Воспитанники: дети средняя группы
Родители: средняя группы
Срок работы по проекту: краткосрочный (1 неделя ноября 2020)
Проблема:
Актуальность:
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Помочь детям узнавать и учиться понимать значимость для жизни человека здоровья, стало причиной создания этого проекта.
Цель:
Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
- Расширять знания и навыки по гигиенической культуре. Воспитывать привычку сохранять правильную осанку.
Развивающие:
Развивать двигательную активность и физическое совершенствование.
Воспитательные:
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Образовательные области:
- социально-коммуникативная;
- познавательная;
- речевая;
- художественно-эстетическая;
- физическая.
Ожидаемые результаты по проекту:
для детей:
1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;
2. Сформированность гигиенической культуры;
3. Улучшение соматических показателей здоровья;
4. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
для родителей:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей;
2. Педагогическая, психологическая помощь;
4. Повышение уровня комфортности.
для педагогов:
- Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
Этапы проекта
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагога | Действия родителей |
Подготовительный | Подбор методической литературы; • Создание предметной среды. • Подбор дидактических пособий и игр; • Подбор песен, стихов, загадок на тему здоровье; • Подбор художественный, детской литературы; | Совместно с детьми собирать природный материал для изготовления поделок. 2. Дома вместе с детьми изготавливать поделки из природного материала для выставки в детском саду. 3. Приносить фотографии детей для осенней выставки. | |
Деятельностный | Раскраска по проекту; Лепка и рисование «Овощи и фрукты»; Просмотр мультфильма |
|
|
Завершающий | Викторина «Здоровье – лучшее богатство». Флешмоб «Мы за здоровый образ жизни» | Подведение итогов проекта |
|
Содержание проекта
Формы | Тема | Цель | Пособия | Ответственный | ||
Понедельник | ||||||
Беседа | «Скажи здоровью — да!» | Формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за волосами, мыть руки и т.д) Учит детей видеть красоту в чистоте и опрятности. | Иллюстрация | Воспитатель | ||
Чтение | Чтение и заучивание пословиц и поговорок о спорте и здоровом образе жизни. | Вызвать у детей желание следить за своим внешним видом, чистотой и опрятностью. | Иллюстрации | Воспитатель | ||
Игровая ситуация | «Как защититься от микробов?» | Продолжать формировать интерес к собственному организму, самочувствию, связанному с состоянием здоровья | Иллюстрации | Воспитатель | ||
Консультация для родителей | «Здоровый образ жизни» | Информировать родителей о всестороннем укреплении и сохранении здоровья детей. | Папка-передвижка | Воспитатель | ||
Вторник | ||||||
Утренняя гимнастика | «Делай зарядку каждый день» | Выполнять упражнения правильно | Показ | Воспитатель | ||
Дидактическая игра | «Полезные продукты» | Закрепление полученных знаний о здоровье. | Карточки | Воспитатель | ||
Сюжетно-ролевая игра | «Больница» | Расширять знание детей о профессии врача. | Атрибуты к игре | Воспитатель | ||
Среда | ||||||
Беседа | «Зачем нужны витамины?» | Дать детям элементарные знания о разнообразных способах. | Картинки, муляжи | Воспитатель | ||
Чтение | Произведений А. Барто «Зарядка» | Слушать внимательно и отвечать правильно на заданные вопросы | Картинки | Воспитатель | ||
Раскраски | Разукрашивание «Полезные фрукты и овощи» | Научить правильно, держать карандаш, закрепить цвета: красный, желтый, коричневый, оранжевый | Раскраски | Воспитатель | ||
НОД Рисование | «Овощи, фрукты» | Закреплять знания детей о том, что витамины содержатся не только в лекарствах, но и в овощах и фруктах | Картинки, краски, листы, банка с водой. | Воспитатель | ||
Консультация для родителей | «Значение ЗОЖ для здоровья человека» | Понять для чего нужно здоровье для человека | Папка-переждвижка | Воспитатель | ||
Четверг | ||||||
Беседа | «Спорт-это здоровье» | Информировать родителей о значимости и ценности соблюдений оздоровительных мероприятий с ранних лет | Картинки | Воспитатель | ||
Рассматривание альбома | «Я и мое тело». | Расширять знание детей о своем теле (организме). | Альбом | Воспитатель | ||
НОД лепка | «Овощи, фрукты». | Закреплять знания детей о том, что витамины содержатся не только в лекарствах, но и в овощах и фруктах | Пластилин, картинки, муляжи фрукты и овощи. | Воспитатель | ||
Составление рассказа по картинкам | «Мой любимый вид спорта» | Составлять связный рассказ | Картины | Воспитатель | ||
Консультация для родителей | «Физическое воспитание ребенка в семье». | Советы родителям о том, как использовать физкультурный инвентарь с целью физического развития ребенка. | Папка-передвижка | Воспитатель | ||
Пятница | ||||||
Дидактические игры | «Домик настроения» «Мы и наши эмоции» | Объяснить детям, что наше настроение влияет на наше самочувствие | Картины | Воспитатель | ||
Загадки | Загадки про спорт и здоровый образ жизни | Правильно отвечать на поставленные вопросы | Иллюстрации | Воспитатель | ||
Слушание песен | Прослушивание песни «О спорте» Т. Мизгирева, Н. Берестова, «Я со спортом подружусь» А. И. Пилецкая, Д. Трубачев, Трубачева. | Слушать внимательно и ответить на вопросы полным ответом | Колонки | Воспитатель | ||
НОД | «Физическое развитие» | Развивать, укреплять группы мышц, а так же профилактика простудных заболеваний. | Инвентарь для физической культуры | Родители | ||
Викторина | «Здоровье — лучшее богатство» | Закрепить знания о здоровье | Готовые задания для детей | Воспитатель | ||
Флешмоб | «Мы за здоровый образ жизни». | Выполнять правильно задания | Музыка | Родители |
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА:
Собран и систематизирован материал по теме проекта.
Дети в достаточной мере знают и называют:
• что такое здоровье и как его сберечь;
• что такое витамины, их роли в жизни человека;
• что такое микробы и вирусы; как предупреждать болезни; некоторые правила оказания себе первой помощи;
• Выучили пословицы о спорте и здоровье.
Родители получили информацию по соблюдению здорового образа жизни в семье. Появилось желание общаться с педагогами по данной теме, участвовать в жизни группы.
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей. По моему мнению удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии педагог – родители.
Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.
Используемые интернет ресурсы:
- https://www.maam.ru/detskijsad/slovesnye-i-didakticheskie-igry-na-temu-zdorove-i-zdorovyi-obraz-zhtzni.html;
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/11/03/konsultatsiya-zdorovyy-obraz-zhizni-nuzhnye-sovety;
- https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-syuzhetno-rolevoi-igry-bolnica-v-srednei-grupe.html;
- https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-obrazovatelnoi-dejatelnosti-po-razvitiyu-rechi-i-risovaniyu-v-srednei-grupe-ovoschi-i-frukty.html.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактические игры:
«Подбери предметы»
Цель: Воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о предметах личной гигиены;
Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе картинки, выбрать из предложенных картинок необходимые.
«Кому что нужно»
Цель: Учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение.
Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы личной гигиены (картинки разрезаны на части).
«Кто больше назовёт полезных продуктов питания»
Цель: Учить детей по контуру подбирать реалистическое изображение.
Ребёнку предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением, и их контурные изображения. Предлагают рассмотреть картинки и назвать, что изображено на картинке, полезный этот продукт или нет.
«Что вредно, а что полезно для зубов»
Цель: Упражнять в правильном использовании обобщающих слов;
Играют четверо детей. У каждого набор из 7 картинок, на которых изображены различные продукты (например, мороженое, горячий чай, леденцы, орехи, чупсы, морковка, яблоко, лимон
Ведущий показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющихся у каждого из них набора картинок те, которые соответствуют правильному ответу.
«Чего не стало»
Цель: Воспитывать наблюдательность, развивать память.
Детям представляют 5 – 6 предметов (картинок) с изображением различных предметов. Затем ребятам предлагают закрыть глаза, в это время педагог убирает одну картинку, оставшиеся картинки меняет местами. Дети должны сказать, что изменилось.
«Подбери нужное»
Цель: Развивать зрительное восприятие, память. Учить детей практически применять полученные ранее знания;
Детям предлагают рассмотреть предложенные картинки и «найти» недостающую часть изображения (например, хвостик от рыбки, которая полезна для зубов, листочки от морковки, …) среди предложенных картинок.
Приложение №3
Сценарий спортивно – развлекательного мероприятия
«Мы здоровье сбережём»
Цель: Совершенствовать изученные навыки основных движений в игровой деятельности;
Задачи:
- Способствовать формированию основ здорового образа жизни, воспитывать чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
- Доставить детям радость от участия в подвижных играх;
- Учить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива;
- Развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции, выносливость.
Оборудование и материал:
Атрибуты для подвижных игр, оборудование для заданий и упражнений, дидактические игры, демонстрационный материал;
Ход спортивно – развлекательного мероприятия:
Воспитатель: «Дети, вы хотите быть смелыми, ловкими, умелыми, всегда, выигрывать и побеждать? Тогда приступим к тренировке. Налево, шагом марш!
Дети шагают в обход по залу под рифмовку «Здоровье нужно очень всем», перестраиваются в круг, и делают под песню в исполнении Железновых, самомассаж.
Самомассаж «У жирафа пятна, пятнышки везде».
Воспитатель: «Ой, ребята, посмотрите, дальше нам нужно пройти по этой ровненькой дорожке, а она такая узкая. Идём дальше осторожно, не сходя с дорожки!
Дети проходят по ребристой доске, стараясь сохранить равновесие.
Воспитатель: «Молодцы, все прошли, никто не оступился. Идём дальше. Но нам преградил путь этот толстый, ленивый кот. И никак нам его не обойти. Как вы думаете, почему он такой толстый? (ответы детей – много ест, мало двигается, не делает зарядку, не занимается спортом, …) Так как же нам быть? (предложения детей). Все коты любят играть, думаю и этот не откажется, давайте, поиграем?»
Игра «Кот и мыши»
Воспитатель: «Вот видите, мы сделали двойную пользу, сами побегали, и кота расшевелили, думаю, это ему очень полезно для здоровья, спросите у него, понравилось ему играть, прибавилось у него ловкости? (дети беседуют с котом).
Кот предлагает детям за полученное удовольствие и пользу познакомиться с новой игрой «Цветные автомобили»
Подвижная игра «Цветные автомобили»
Воспитатель: «Слышите, дети, кто – то стучится к нам в дверь. (воспитатель выходит за дверь и возвращаясь, заносит шапочки для подвижной игры и красиво оформленный пакет с яблоками). Это нам принесли угощение. А на прощание мы с вами поиграем в игру, которую сами придумали, помните? Давайте вспомним слова песенки микробов!»
Игра «От микроба убегай»
(часть детей надевают шапочки микробов, они по команде ловят других детей и уводят в своё «Больное царство», кого не поймают, тот считается самым ловким. Слова микробов, придуманные детьми:
«Мы злые, злые, злые,
Микробы мы плохие,
Кто кашу не ест
И не моет руки,
Не делает зарядку,
Мы переловим всех по порядку»
Воспитатель: «Вот и закончилась наша тренировка. Мы с вами убедились, что мы все сильные, ловкие, смелые, умелые!».
Приложение №4
Тематические консультации для родителей
«Роль утренней зарядки в укреплении здоровья детей»
Для растущего организма ребенка особенно важную роль играет двигательная активность. Общеразвивающие упражнения необходимы для нормального его развития. Они прекрасно влияют на формирование и коррекцию эмоциональной сферы ребенка: доставляют детям большое удовольствие и радость, снимают напряжение, воспитывают в характере оптимистический и жизнерадостный склад, открытость миру.
Утренняя гимнастика способствует более физиологичному переходу от сна к бодрствованию, воспитанию потребности перехода от сна к бодрствованию через движения.
В структуру утренней гимнастики входят: разминка, оздоровительный бег, комплекс общеразвивающих упражнений, дыхательные и коррекционные упражнения.
Занимайтесь утренней гимнастикой дома, во дворе вместе со своими детьми. Воспитывайте у них привычки здорового образа жизни и самоорганизованности.
«Движение и здоровье детей»
Всем известно, насколько важно движение в человеческой жизни. А между тем не все знают, что люди, тренирующие свою мышечную систему, пусть даже совсем небольшой, но обязательно повседневной активностью, гораздо менее подвержены несчастным случаям.
Поэтому чрезвычайно важную роль играют обучение и тренировка не только в детском саду, но и в семье.
Детям необходимо объяснить значимость не только тех или иных действий или привычек, но – и это главное – подавать собственный пример.
-Утром, еще в постели, надо, чтобы ребенок сделал несколько упражнений по растяжке мышц.
-Душ! Наслаждение настоящего водного праздника!
-Теперь аппетитный завтрак! За завтраком важны мирные разговоры о предстоящем дне.
-Обратите внимание на сумку ребенка и постарайтесь максимально ее разгрузить.
А в выходные устройте настоящий семейный праздник с завтраком всей семьей, гимнастикой, подвижными играми, прогулкой.
Если в семье будут предприниматься повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги, то непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни.
Так давайте же, уважаемые родители, с самых ранних лет учить наших детей беречь свое здоровье и заботиться о нем!
Приложение №5
Художественное слово, используемое в работе с детьми:
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.
Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины
Помогают апельсины.
И неплохо есть лимон
Хоть и очень кислый он
Мойся мыло! Не ленись!
Не выскальзывай, не злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала!
По утрам
Зарядку делай
Будешь сильным,
Будешь смелым.
Прогоню остатки сна
Одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна
Помогает здорово.
Чтобы нам не болеть
И не простужаться
Мы зарядкой с тобой
Будем заниматься.
Нельзя:
- пробовать все подряд
- есть и пить на улице
- есть немытое
- есть грязными руками
- давать кусать
- гладить животных во время еды
- есть много сладкого.
В каких продуктах содержатся витамины и для чего нужны?
Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. (важно для зрения).
Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды). Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек)
Словесные и дидактические игры
по формированию здорового образа жизни
детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра «Здоровый малыш»
Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным,
бережным отношением к своему здоровью.
Правила игры.
Ведущий раздает большие карточки детям и показывает маленькие
карточки. Тот, у кого подходит эта карточка объясняет «хорошо это или плохо».
Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свою большую карточку.
Дидактическая игра «Одень ребят на прогулку».
Задачи: формировать умение различать предметы одежды в зависимости от времени года; развивать мелкую моторику рук. Развивать грамматически правильную речь.
Материал: фигурки мальчика и девочки из картона, бумажная одежда.
Описание: Вариант 1. Ведущий задаёт время года, а игроки одевают фигурки детей в соответствующею одежду. Ведущий проверяет правильность выполнения задания, в случаи ошибок исправляет их, объясняя свои действия.
Вариант 2. Дети сами, между собой, договариваются – в одежду какого сезона будут одевать фигурки. После выполнения задания объясняют свой выбор одежды.
Дидактическая игра «Что сначала - что потом (режим дня)»
Задачи: закреплять представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья. Формировать умение связно, последовательно объяснять свои действия.
Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток.
Описание: предложить ребёнку разложить картинки в правильной последовательности, объяснить свой выбор.
Дидактическая игра «Лабиринты здоровья».
Задачи: закреплять знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Учить детей видеть границы рисунка (в данном случае дорожки, вести линии не отрывая пальца от картинки; развивать мышление, логику, глазомер, усидчивость, волю; приучать охватывать всю картинку целиком, мысленно строить маршрут "путешествия".
Материал: карточки с изображением лабиринтов.
Описание: перед ребёнком ставится задача: найти дорогу от предмета личной гигиены до части тела, для которой он предназначен. Объяснить, как и для чего используется данный предмет.
Дидактическая игра «Вредно – полезно».
Задачи: формировать представления о мерах профилактики и охраныздоровья. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, грамматически правильную речь.
Материал: парные карточки противоположные по значению к здоровью, фишки-картинки с изображением действий вредных или полезных в той или иной ситуации.
Описание: Вариант 1. Ребёнку предлагается рассмотреть картинки,и определить: на каких из них изображены действия, вредящие здоровью человека, а на каких наоборот являющиеся полезными.
Вариант 2. Ребёнку предлагаются парные карточки противоположные по значению к здоровью. Ему необходимо заполнить пустые окошки на них фишками-картинками, соответствующими условиям заданной ситуации.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Задачи: закреплять знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Развивать тактильные ощущения, словесно-логическое мышление, память, грамматически правильную речь.
Материал: мешок, расчёска, зубная щётка и паста, мыло, шампунь, мочалка, носовой платок, полотенце, ножницы.
Описание: дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены и рассказывают, для чего они предназначены, и как ими пользоваться.
Дидактическая игра «Правила гигиены».
С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать,что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.
Дидактическая игра «Полезная и вредная еда».
Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.
Оборудование: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки сизображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).
Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.
Дидактическая игра «Азбука здоровья»
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: иллюстрации
Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.
Дидактическая игра «Узнай и назови овощи»
Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя
Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт, а дети должны назвать этот овощ (фрукт).
Дидактическая игра «Назови правильно»
Цель: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах, закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое
описание.
Материал: картинки с изображением овощей, фруктов
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку выбрать картинку с овощем, фруктом и описать его.
- У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие
вопросы: какой формы? Какого
цвета? Какой на вкус?
Дидактическая игра «Ты – моя частичка»
Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.
Материал: мяч
Ход игры: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.
Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т. д.)
Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши)
Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот.)
Дидактическая игра «Если кто-то заболел»
Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103», поупражнять в вызове врача
Материал: телефон
Ход игры: Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.
Детям предлагается вызвать врача на дом.Сначала набираем номер телефона и называем по порядку:
фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы
Словесная игра «Если сделаю так»
Цели: обратить внимание детей на то,что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; развивать речь, умение высказывать свои мысли; о воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.
Оборудование:набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.
Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации(угрожающий и не угрожающий жизни и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасностсть, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.
Дидактическая игра «Скорая помощь»
Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.
Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей(термометр, бинт, зеленка). Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.
Дидактическая игра «Чистоплотные дети»
Задачи: Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Ход игры: Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том,что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).
Затем воспитательница говорит: «Руки». Дети, которых она вызывает,отвечают:«Мыло, щетка, полотенце». Подобным же образом дети реагируют на слова«волосы» (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло, «купание» (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).
Вариант.Воспитательница задает вопрос: «Что нам нужно, когда мы утром встаем?» Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок).
«Здоровый образ жизни. Нужные советы».
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее - их физическое состояние или обучение (то обучение, какое мы имеем сейчас)» Еще А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». А что происходит в нашей школе сегодня? Из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в первый раз в первый класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого из них (это 250 тысяч) врачи фиксируют отклонения в работе сердечно - сосудистой системы. Здоровье детей катастрофически падает. Можно было бы переадресовать эту проблему врачам, родителям, учителям. Но здоровье не ждет. Медицина, по данным Всемирной организации здравоохранения, не может изменить здоровье населения, влияя на него не более, чем на 10%. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может семья.
Воспитатели следят за осанкой, проводят физкультминутки, дают информации о здоровье. Но этого всего очень мало. Здоровый образ жизни формируется в семье. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост - здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле – здоровый дух»
Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребенок значительную часть проводит дома, в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. «Дети – зеркало души» - говорят в народе. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем. Здоровый образ жизни – это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.
Одно из важных – создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи. Конечно, это совершенно исключено в тех семьях, где часты скандалы, кто-то из родителей злоупотребляет спиртными напитками, где царит культ насилия и грубости.
Второе условие – тесная, искренняя дружба детей и родителей, их стремление постоянно быть вместе, общаться, советоваться. Общение – великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребенка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их.
Третье условие – повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Сейчас нет недостатка в спецлитературе, помогающей людям сохранить здоровье, где расписаны спецкомплексы и даются рекомендации. Однако не следует забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранять здоровье. Это утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, пробежка вокруг дома, совместные прогулки, проветривание помещений и соблюдение правил личной гигиены.
Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счет совместного участия детей и родителей в разнообразных делах. Труд – один из ведущих факторов воспитания у детей правильных представлений об образе жизни.
Здоровый образ жизни немыслим без создания нормальной экологической среды в доме. Обстановка, к которой привыкает ребенок, воспроизводится в дальнейшем в его семье. Грязь, несвежий воздух, непродуманный интерьер – это, к сожалению, достаточно широко распространенные явления. Между тем в доме необходимо создать и поддержать среду, удовлетворяющую требованиям экологичности и эстетики. Вместе с детьми можно обсудить наиболее целесообразный вариант расположения мебели, навести порядок, сделать уборку, проветривать комнаты, недаром говорят: «Чистота – залог здоровья». Сколько интересных дел, способствующих гармоничному формированию души и тела ждет детей вне дома. Непосредственный контакт с природой облагораживает человека, формирует позитивное отношение к природе. Поле деятельности здесь необозримо: совместная посадка кустарников, деревьев, уход за ними; изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц, уход за домашними животными. Все это формирует в душе ребенка чувство ответственности, сопереживания, стремление придти на помощь, гордость за добрый поступок.
Особую значимость имеют прогулки детей и родителей на речку, в лес, в поле. Хорошо, когда пешеходные прогулки чередуются с велосипедными, зимой – лыжными. Это позволяет чаще менять маршруты, расширять представление детей о своем крае. Однако не следует забывать о том, что наряду с оздоровительными прогулки выполняют и познавательные функции. Как показали наши исследования, самыми яркими впечатлениями младших школьников являются именно прогулки с родителями на природу.
Когда взрослые, взяв детей за руки, идут, отвечая на вопросы детей, делая маленькие открытия, они показывают примеры бережного отношения к природе и тем самым вызывают в душе ребенка не только удивление и восхищение, но и уважение к окружающему миру.
Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница» в средней группе.
Цель:
расширять у детей представления о труде работников больницы; формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни.
Задачи:
1. Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры«Больница»; способствовать самостоятельному созданию и реализации игровых замыслов;
2. Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, продолжать формировать умение договариваться.
3. Продолжать учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, побуждать детей самостоятельно создавать недостающие для игры предметы, детали (инструменты, оборудование). Воспитывать доброжелательность, готовность выручить товарища.
4. Воспитывать чувство ответственности, дружелюбия, уважение к профессии врача.
Предварительная работа:
-экскурсия в медицинский кабинет детского сада;
- рассказы и беседы о профессиях медицинских работников;
-рассматривание иллюстраций по теме "Больница";
-чтение художественной литературы: "Айболит", "Телефон" К. И. Чуковского, "Заболел петух ангиной" А. И. Крылов, "Мой мишка" З. Александрова;
-знакомство с медицинскими инструментами.
Материал: белый халат и шапочка для врача; повязку на руки для медсестры; талончики к врачу; "медицинские карточки" пациентов; карандаши;набор медицинских инструментов: градусник (палочка от мороженного с нарисованными делениями фломастерами или вырезанный из картона, игрушечный шприц без иголки, фонендоскоп, шпателя для проверки горла (палочка от мороженного); бинты, вата, марлевые салфетки, ватные палочки, пластырь (дети очень любят его наклеивать, пустые баночки из под лекарств, мерная ложечка, пустые упаковки из-под таблеток (внутрь можно положить пластилин, пустые коробочки из под лекарств;также можно дополнительно использовать: таблицу для проверки зрения, рентгеновские снимки ; куклы, игрушки-зверюшки; халат для санитарки;
Роли: Врач, медсестра, пациенты, регистратор, мама, папа (сопровождающие«больного»)
Сопутствующая игра: Семья, папа-водитель.
Ход игры:
Воспитатель вносит в группу куклу с пораненной рукой и привлекает к ней внимание детей. Вместе с детьми обсуждается ситуация с больной куклой, и делаются выводы о том, что куклу надо лечить.
Воспитатель: А кто может вылечить куклу?Отгадайте загадку:
Кто в дни болезней,
Всех полезней,
И лечит нас от всех
Болезней? (врач)
Воспитатель: да, правильно это врач или доктор.А вот еще одна загадка:
В этом домике врачи.
Ждут людей, чтоб их лечить.
Всем они помочь готовы -
Отпускают лишь здоровых. (больница)
Воспитатель: про какой домик загадка?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, больница. А вы хотите поиграть в больницу?
Воспитатель: Ребята, прежде чем мы начнем лечить, поиграем с вами в игру«Что нужно доктору?» (дети выбирают из предложенных предметов нужные врачу, рассказывают, для чего, по их мнению, нужен тот или иной предмет) .
Воспитатель: Ребята, а кто лечит детей, как называют этого врача (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, педиатр – это самый главный детский врач, но для начала надо обратиться в регистратуру и взять карточку. Что нужно говорить регистратору? (как зовут ребенка и где живет).
Воспитатель: Кто будет у нас регистратором (выбор регистратора, выдача атрибутов для него).
Воспитатель: Входя в кабинет, не забывайте поздороваться и объяснить, что болит у вашей дочки или сыночка.
Воспитатель: А я сейчас я надену белый халат. Я - доктор и буду лечить Катю.А кто будет моим помощником: медицинской сестрой? (выбор помощника). Вот здесь у меня будет больница, приготовь помощница бинт, лекарства. Давай я посмотрю Катя твою рану. Сейчас мы с медицинской сестрой помажем рану зеленкой, а потом забинтуем. Будет совсем не больно. Ну вот, теперь, Катя, ты можешь идти домой и больше не играй острыми предметами. А мы буду принимать других больных. Кто желает?
Воспитатель: Ребята, а давайте вы будете сегодня папами и мамами, посмотрите, что-то наши детки-куклы нас заждались, грустные сидят в домике, может они тоже заболели? (проходим в игровой уголок; дети выбирают себе«детей») .
Пациент: Здравствуйте.
Воспитатель (Врач): Здравствуйте. Расскажи мне, что случилось?
Пациент: У моей дочки болит горлышко.
Врач: Пройдите к медицинской сестре, она вам даст градусник, чтобы узнать есть ли у вас температура или нет. Температура нормальная. Давайте посмотрим горлышко (шпателем смотрит горло).
О-о! Горло красное.
Воспитатель: чтобы не болеть, по утрам нужно обязательно делать зарядку. Все ли вы по утрам делаете зарядку? Давайте сделаем вместе её.
Физ.Минутка:
Воспитатель: А теперь у меня будет обед. На моё место придёт другой врач. Ангелина, давай ты, теперь будешь врачом. Надень белую шапочку, халат ты теперь врач, ты будешь осматривать больных и назначать лекарства. Полина будет медсестрой, она будет лечить больных: ставить уколы, давать таблетки.
В конце игры проводим анализ.
- Во что мы с вами играли?
- Кто работает в больнице?
- Как справились ребята со своими ролями?
- Вам понравилась эта игра?
Конспект образовательной деятельности по развитию речи и рисованию в средней группе «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Цель деятельности:
обогащение чувственного опыта детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи, в продуктивных видах деятельности.
Задачи деятельности:
Образовательные:
• закрепить знания детей об овощах и фруктах (названия, мест произрастания, способы употребления в пищу) ;
• учить детей описывать овощи и фрукты по их характерным признакам(цвет, форма, вкус) ;
• совершенствовать тактильные ощущения детей;
• обогатить словарный запас детей;
• совершенствовать диалогическую речь (учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их) ;
• познакомить детей с понятием «витамины», их полезности для человека,«микробы»;
• совершенствовать умения детей рисовать округлые формы;
Развивающие:
• совершенствовать восприятие детей путем активного использования органов чувств (осязание, обоняние, зрение) ;
• развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядныхсредств;
• через игровую деятельность развивать мышление, любознательность, смекалку, самостоятельность;
• развивать мелкую моторику детей;
• продолжать развивать интерес к рисованию.
Воспитательные:
• воспитывать потребность в употреблении в пищу овощей и фруктов;
• воспитывать ценность здорового образа жизни;
• воспитывать аккуратность, инициативность, эстетический вкус.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,«Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»,«Физическое развитие».
Словарная работа: фруктовый сад, компот, соление, витамины, микробы,консервирование.
Оборудование: игрушки ёжик и заяц, муляжи фруктов и овощей, три корзинки,картинки: овощи и фрукты, мольберт, мешочек,платок, свежие овощи и фрукты, вырезанные из бумаги банки, краски, кисточки, стаканы с водой, салфетки.
Методические приемы: игровой, наглядный, словесный, поощрение.
Ход НОД:
Дети сидят полукругом.
Воспитатель. Ребятки, сели прямо, красиво. Сегодня к нам пришли гости, но чтобы узнать кто это,вы должны угадать загадки:
1. Прыгает ловко
Любит морковку.
Дети. Зайчик
Воспитатель. Правильно (достаю зайчика)
2. А этот маленький зверёк
Колючий вдоль и поперёк.
В клубок свернётся
Взять не даётся.
Дети. Ёжик
Воспитатель. Правильно это ёжик (достаю ёжика)
Они пришли к нам не с пустыми руками, а с чудесным мешочком.
Это чудесный мешочек
Вам ребята, он дружочек.
Очень хочется узнать
Что там спрятано опять.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите узнать, что там лежит?
Дети. Да.
Воспитатель.Ну тогда угадайте загадки:
1. Сто одёжек и все без застёжек. (капуста)
2. Этот фрукт на вкус хорош
Он на лампочку похож. (груша)
3. Сидит дед во сто шуб одет
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (лук)
4. Круглое, румяное, я расту на ветке
Любят меня взрослые, любят меня детки. (яблоко)
5. Она оранжевого цвета,полезный нам привет от лета.
Грызут её девчонки и мальчишки
И даже длинноухие зайчишки. (морковка)
6. Высоко они растут, и с трудом их достают
Любят сильно обезьяны, это жёлтые… (бананы)
7. Рос я тихо под листом, но меня схватили
Мыли, мыли, а потом в банки засолили.
Зимой достали наконец
Зелёный, крепкий … (огурец)
8. С виду он, как рыжий мяч
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин
Это спелый… (апельсин)
(Из мешочка достаются овощи и фрукты и перекладываются в корзинку.)
Воспитатель. Ой, ребята всё перепуталось.
Что же делать, как нам быть
Как нам овощи найти.
Как нам фрукты отличить
По корзинкам разложить.
Ребята, вы мне поможете?
Дети. Да.
Игра «Перебери овощи и фрукты»
В одну корзину нужно положить все овощи для зайки, а для ёжика фрукты в другую корзину.
Дети поочерёдно берут овощ или фрукт кладут в корзину и рассказывают про него, цвет, форма, где растёт и т. д.
Апельсин какой? (оранжевый, круглый, сочный, вкусный, сладкий и т. д.) .
Апельсин – это овощ или фрукт? В какую корзиночку надо положить апельсин? (к фруктам; воспитатель просит одного из детей положить апельсин в нужную мисочку)
Аналогично обсуждаются остальные овощи и фрукты. Для описания и классификации остальных предметов привлекаются дети (обсуждение происходит индивидуально и коллективно) .
Воспитатель. Как можно назвать одним словом, то что лежит в корзине у зайчика?
Дети. Овощи.
Воспитатель. Правильно, это овощи.
Воспитатель. А как можно назвать одним словом, то что лежит в корзине у ёжика?
Дети. Фрукты.
Воспитатель. Правильно, это фрукты. Молодцы, ребятки!
Ребята, а вы знаете, что овощи и фрукты очень полезны и в них много витаминов, которые помогают вырасти здоровыми, сильными и крепкими.
А что нужно сделать перед тем, как съесть их?
Дети. Вымыть.
Воспитатель. Правильно ребята, перед тем, как съесть овощ или фрукт надо его хорошенько помыть.
Воспитатель. Зайке вы очень понравились и он хочет с вами поиграть.
Малоподвижная игра (встают в круг)
Руки мыли-мыли,
Ушки мыли-мыли,
Глазки мыли-мыли,
Носик мыли-мыли,
И теперь мы чистые,
Как зайчики пушистые.
Воспитатель. Ребята вы поняли, что овощи и фрукты надо обязательно мыть и кушать их только чистыми руками. Ведь в немытых овощах, фруктах и руках могут быть микробы.
Воспитатель. А вы любите кушать овощи и фрукты?
Дети. Да.
Воспитатель. Ну тогда поиграем в игру «Угадай на вкус»
Я буду кормить вас овощами и фруктами, а вы должны будете угадать, что вы скушали, только надо закрыть глаза (ответы детей).
Воспитатель. Молодцы ребятки и на вкус вы знаете овощи и фрукты.
Зайка с вами уже поиграл, а сейчас ёжик с вами хочет поиграть.
Физкультминутка (встают в круг)
Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек,
(Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши).
Не умел он топать —Топ-топ-топ.
(Выполняют "топотушки").
Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг
(Прыгают на двух ногах).
Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли,
Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши).
Научили топать — Топ-топ-топ.
(Выполняют "топотушки").
Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг,
(Прыгают на двух ногах).
Научили бегать… (Бегают на месте)
Игра «Что лишнее»
На магнитной доске прикреплены овощи и фрукты.
1. Яблоко, банан, капуста, груша.
Воспитатель. Что лишнее?
Дети. Капуста.
Воспитатель. Правильно, а почему?
Дети. Капуста это овощ, а всё остальное фрукты.
Воспитатель. Правильно, молодцы!
Словесная игра «Мы капусту рубим, рубим»
Воспитатель вместе с детьми проговаривает текст,сопоставляя его с действиями:
Мы капусту рубим, рубим, рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем, трем, трем,
Мы капусту солим, солим, солим, солим,
Мы капусту мнем, мнем, мнем, мнем.
2. Морковь, апельсин, лук, огурец.
Воспитатель. Что лишнее?
Дети. Апельсин.
Воспитатель. Правильно, а почему?
Дети. Апельсин это фрукт, а всё остальное овощи.
Воспитатель. Правильно, молодцы!
Пальчиковая игра «Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для котят,
Эта долька для утят,
Эта долька для бобра,
А для волка – кожура!
Он сердит на нас, беда!
Разбегайтесь кто куда!
Воспитатель. А что можно приготовить из овощей?
Дети. Салат, суп.
Воспитатель. А что можно приготовить из фруктов?
Дети. Компот, варенье, фруктовый салат.
Воспитатель. Правильно. А ещё овощи и фрукты можно законсервировать, т. е положить в банки, закрыть крышкой и убрать в холодное место. А зимой открыть и съесть.
Проводится рисование. Заранее заготовлены банки, вырезанные из бумаги. На одной банке дети рисуют овощи: огурцы и помидоры (соление, а на другойфрукты: яблоки красные и зелёные (компот).
Воспитатель. Нарисовали?
Дети. Да.
Воспитатель. Как красиво получилось. Что нарисовали в этой банке?
Дети. Овощи.
Воспитатель. А в этой?
Дети. Фрукты.
Воспитатель. Зайчику и ёжику тоже понравилось, как вы рисовали, но им пора прощаться с вами. А давайте мы им подарим наши банки (рисунки). Они зимой их откроют и вспомнят о нас.
Воспитатель. А я желаю вам быть здоровыми, сильными и смелыми. Ешьте больше овощей и фруктов и не болейте!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного возраста средствами реализации программы кружка «Крепыши»»
Программа «Крепыши» имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Разработана в соответствии с ФГТ и целями и задачами детского сада....
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста через взаимодействие с родителями.
В работе описаны формы взаимодействия с родителями по вопросам формирования у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни....
Творческий проект "Наши сказки" для среднего дошкольного возраста
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «НАШИ СКАЗКИ» (для среднего дошкольного возраста)...
Конспект занятия по формированию у детей здорового образа жизни для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Береги здоровье».
Конспект занятия по формированию у детей здорового образа жизни для детей среднего дошкольного возраста.Тема: «Береги здоровье»....
Проект "Мы здоровьем дорожим, соблюдаем наш режим". (средний дошкольный возраст)
Проект по ЗОЖ в средней группе: "Мы здоровьем дорожим, соблюдаем наш режим"....
Познавательно - исследовательский проект "По улицам нашего города" для среднего дошкольного возраста
Тема проекта «По улицам нашего города»Вид проекта: Познавательно - исследовательскийПродолжительность проекта: Краткосрочный с 15.09.2017г по 01.10.2017гУчастники проекта: Воспитатели...