Проект Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного возраста средствами реализации программы кружка «Крепыши»»
методическая разработка по физкультуре (средняя группа) на тему
Программа «Крепыши» имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Разработана в соответствии с ФГТ и целями и задачами детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Крепыши | 69.64 КБ |
proekt_dubolazova_l.f.odt | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ: формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного возраста. ЗАДАЧИ: 1. Выявить уровень здоровья детей. 2. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни. 3. Сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье детей. 4. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах укрепления психо -физического здоровья детей.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Ценностное отношение воспитанников к собственному здоровью.
БЛОКИ ПРОГРАММЫ ОБЖ Руки, ноги и я Моя красивая осанка Мышцы, кости и суставы Правильно я дышу Неболейка
Предварительный просмотр:
Анализ ситуации.
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов. На протяжении многих лет поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом здоровье. Конечно причин тому множество: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них — невнимание взрослых к здоровью детей. Иными словами, в повседневной жизни не используем весь арсенал средств для предупреждения заболевания. Не слудет забывать, что дошкольный возраст — самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с детства. По мнению специалистов – медиков, 75 %всех болезней человека заложено в детские годы.
Программа «Крепыши» имеет физкультурно-оздоровительную направленность.
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06 -1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Программа реализуется в работе кружка «Крепыши» ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово (структурного подразделения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образовния).
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена проведёнными совместно с родителями и медицинским работником детского сада исследованиями состояния здоровья каждого ребенка. Выяснилось, что у 68% детей имеются какие-либо отклонения от здоровья, из них 34% - нарушения осанки.
Актуальность программы.
Проблема профилактики заболеваний детей является одной из самых актуальных. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, т.к. от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в раннем детстве, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека. Важной педагогической задачей должно являться воспитание у детей потребности в здоровье, формировании стремления к здоровому образу жизни;
Данная программа актуальна для нашего детского сада, так как она:
1) Разработана в соответствии с ФГТ и целями и задачами детского сада: воспитании нравственно, духовно и физически здорового человека.
2) По данным ежегодного медицинского обследования 68% детей имеют какую-либо патологию здоровья.
3) Родители зачастую некомпетентны в вопросах укрепления здоровья детей.
Программа разработана с учетом возраста детей, их интеллектуального и психического развития, осознания необходимости вести здоровый образ жизни и укреплять свое здоровье, а также с учетом знаний родителей об укреплении здоровья своих детей.
Программа рассчитана на один учебный год (возможно продолжение программы). Новизна данной программы заключается в подборе материалов занятий, ориентированных на профилактику детей нашего детского сада.
Программа состоит из двигательных игр, упражнений, бесед о здоровом образе жизни, дыхательной гимнастики и других нетрадиционных форм физкультурно-спортивно-оздоровительной работы. Наполняемость групп (11 человек) выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.2006 №06-1616 «О методических рекомендациях» Приложение 7 «Примерная наполняемость групп».
Цель.
Определена основная цель: формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи.
Для достижения целевых ориентиров было решено создание в детском саду кружка «Крепыши» и определены следующие задачи:
1. Выявить уровень здоровья детей.
2. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
3. Сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье детей.
4. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах укрепления психо-физического здоровья детей.
Проект
(по Киселевой Л.С.) долгосрочный, групповой.
Участники проекта:
воспитанники средней группы, воспитатели, родители, музыкальный работник, медицинская сестра.
Прогнозируемый (ожидаемый) результат.
Ценностное отношение воспитанников к собственному здоровью.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
· диагностика физического развития детей.
· Анализ медицинским работником изменений заболеваемости данными детьми.
· Открытое занятие с показом детьми различных методов оздоровления.
План проекта.
№ блока | Наименование блока и название занятий | Количество часов | ||||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||||
1. | Обж | 2 | 1 | 1 | ||
1. Техника безопасности | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
2. Будь осторожен | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
2. | Мышцы, кости и суставы | 6 | 1,5 | 4,5 | ||
1.Что такое мыщцы | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
2.Знакомтесь – кости и суставы | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
3.Скелет – опора нашего организма | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
3. | Руки, ноги и я | 5 | 1 | 4 | ||
1.Здоровые ножки идут по дорожке | 3 | 0,5 | 2,5 | |||
2. Сильные руки не знают скуки | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
4. | Моя красивая осанка | 10 | 1 | 9 | ||
1. Осанка – стройная спина | 6 | 1 | 5 | |||
2.Будем красивыми и спортивными | 4 | 0 | 4 | |||
5. | Правильно дышу | 6 | 1 | 5 | ||
1. Как я дышу | 2 | 1 | 1 | |||
2. Гимнастика для дыхания | 4 | 0 | 4 | |||
6. | Неболейка | 3 | 1 | 2 | ||
1. Чтобы нам не болеть | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
2. Итоговый | 2 | 0,5 | 1,5 | |||
Итого: | 32 | 6,5 | 25,5 |
Содержание программы проекта:
Ме- сяц | Не-деля | Название занятия | Задачи | Формы проведения | |||
О К Т Я Б Р | 1 блок. ОБЖ. | ||||||
1 | Техника безопасности | Формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх и при пользовании спортивным инвентарем. | Дыхательная гимнастика. Упражнения и подвижные игры со спортивным оборудованием. Упражнения на осанку. | ||||
2 | Будь осторожен | Формировать представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. | Дыхательная гимнастика. Упражнения и подвижные игры со спортивным оборудованием. Упражнения на осанку. | ||||
2 блок. Мышцы, кости и суставы. | |||||||
3 | Что такое мышцы | Познакомить со строением человека. | Дыхательная гимнастика Упражнения на развитие равновесия и координации Упражнения и подвижные игры | ||||
4 | |||||||
Н О Я Б Р Ь | 1 | Знакомтесь – кости и суставы | Формировать понятие об особенностях движения человека. | Дыхательная гимнастика Упражнения на развитие равновесия и координации Упражнения и подвижные игры | |||
2 | |||||||
3 | Скелет – опора нашего организма | Дать детям представления о костно-мышечной системе организма человека. | Дыхательная гимнастика Упражнения на развитие равновесия и координации Упражнения и подвижные игры | ||||
4 | |||||||
Д Е К А Б Р Ь | 3 блок. Руки ноги и я. | ||||||
1 | Здоровые ножки идут по дорожке | Дать детям представление о различных способах оздоровления ног. | Упражнения на развитие равновесия и координации Упражнения и подвижные игры с бегом и прыжками. | ||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | Сильные руки не знают скуки | Осознание детьми зависимости упражнений для рук с исходными результатами. Вызывать у детей желание к выполнению физических упражнений. | Дыхательная гимнастика. Упражнения и подвижные игры с мячами и скакалками. Упражнения в сухом бассейне. | ||||
Я Н В А Р Ь | 1 | ||||||
4 блок. Моя красивая осанка. | |||||||
2 | Осанка - стройная спина | Побуждать детей следить за своим здоровьем, побуждать к выполнению физических упражнений, радоваться достигнутому результату. | Дыхательная гимнастика Упражнения на развитие равновесия и координации Упражнения и подвижные игры с использованием нестандартного оборудования. | ||||
3 | |||||||
4 | |||||||
Ф Е В Р А Л Ь | 1 | ||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | Будем красивыми и спортивными | Закрепить знания о различных видах спорта, учить пантомимой изображать знакомые виды спорта, развивать интерес к видам спорта, желание заниматься спортом. | Дыхательная гимнастика Упражнения на развитие равновесия и координации Спортивные упражнения и игры. | ||||
М А Р Т | 1 | ||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
5 блок. Правильно дышу. | |||||||
4 | Как я дышу | Продолжать формировать знания о внутреннем строении человека, познакомить с органами дыхания. | Дыхательная гимнастика Упражнения на развитие равновесия и координации Упражнения на релаксацию | ||||
А П Р Е Л Ь | 1 | ||||||
2 | Гимнастика для дыхания и не только | Формировать умение выполнять дыхательные упражнения, воспитывать осознанное отношение к своему здоровью. | Дыхательная гимнастика Упражнения на развитие равновесия и координации Упражнения на релаксацию | ||||
3 | |||||||
4 | |||||||
М А Й | 1 | ||||||
6 блок. Неболейка. | |||||||
2 | Чтобы нам не болеть | Воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится о нашем здоровье, формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов. | Дыхательная гимнастика Упражнения и подвижные игры по желанию детей Упражнения на релаксацию | ||||
3 | Итоговый | Выяснить у детей, как они усвоили основные приемы оздоровления. | Дыхательная гимнастика Упражнения на релаксацию Упражнения и подвижные игры. | ||||
4 |
Статегия, методы и механизма проекта.
Каждое мероприятие имеет свою оздоровительную направленность и включает в себя:
1.Беседы познавательного характера.
2.Упражнения и подвижные игры для освоения техники основных видов движений.
3. Упражнения на развитие равновесия и координации.
4.Дыхательная гимнастика.
5. Упражнения на релаксацию.
6. Упражнения и игры в сухом бассейне.
Для успешного решения оздоровительных задач важно постепенное нарастание трудностей.
Сначала необходимо ребенка заинтересовать, показать, объяснить, а затем закрепить двигательные упражнения. Подбирается материал в соответствии с темой.
Структура. Имеет определенную структуру: начинается с подготовительной части, затем следует основная часть и в конце - заключительная.
Подготовительная часть по продолжительности занимает 5-7 минут и имеет собственные задачи:
1. Задачи биологического аспекта - подготовка организма детей к предстоящей работе (настрой центральной нервной системы, подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части занятия.)
2. Задачи педагогического аспекта - формирование у детей умение выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения.
Для решения этих задач в подготовительной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения подготовительную часть включать; нецелесообразно, т.к. они могут снизить работоспособность детей в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у детей таких двигательных качеств как сила, выносливость.
Основная часть занимает 10-12 минут и содержит следующие задачи:
1.Формирование жизненно необходимых и специальных двигательных навыков.
2. Развитие волевых и физических качеств детей.
Для решения этих задач в основной части используется значительный подъем нагрузки. Выполняются упражнения на тренажерах, основные виды движений через подвижные игры и игровые упражнения.
Заключительная часть занимает 3 минуты. Основными ее задачами являются подготовка организма детей к предстоящей деятельности, подведение итогов.
В заключительной части обычно используются успокаивающие упражнения (ходьба, упражнения на расслабление), отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, дидактические игры, выполняемые с музыкальным сопровождением), упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные и т.п.).
Дидактический материал представлен:
· Картотека подвижных игр.
· Картотека дыхательной гимнастики.
· Картотека упражнений для профилактики нарушения осанки.
· Картотека упражнений на релаксацию.
· Картотека упражнений с нетрадиционным оборудованием.
Материально-техническое оснащение:
· гимнастические: стенки скамейки доски кубы палки;
· мягкие модули: кубы, цилиндры, призмы;
· дуги для подлезания;
· для профилактики плоскостопия: ребристые дорожки, камешки;
· мячи разных размеров, массажные;
· кубики;
· скакалки;
· мешочки с песком;
· флажки;
· кочки;
· ходунки;
· стойки конусовидные;
· маты.
Мониторинг.
Диагностическое обследование проводится по материалам пособия Новиковой И.М. “Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников”.
Список используемых источников:
- Баранов А. Состояние здоровья детей дошкольного возраста. - Дошкольное воспитание, №9, 2009.
- Волошина Л., Кривошей Л. Здоровье и здоровый образ жизни. Взгляд дошкольника и позиция воспитателя. - Здоровье дошкольника, №3, 2011.
- Кириллова Ю.А. О здоровье всерьез. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников. - М., Детство – Пресс, 2012.
- Новикова И.М. Формирвоание представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. - М., Мозайка-Синтез, 2009.
- Попова Г.П., Ковригина Т.В. Портфолио здоровье дошкольника – М., Учитель, 2013.
- Прокопенко Ю. В здоровье – сила. Физкультурно – оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста и их родителями. - Здоровье дошкольника, №6, 2011.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. - Дошкольное воспитание, № 4, 2010.
- Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
СОДЕРЖАНИЕ
- Анализ ситуации.
- Актуальность проблемы.
- Цель проекта.
- Задачи проекта.
- Участники проекта.
- Прогнозируемый результат.
- План проекта.
- Содержание программы проекта.
- Стратегия, методы и механизмы проекта.
- Мониторинг.
- Список используемых источников.
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
ИТОГОВАЯ РАБОТА
на курсах повышения квалификации по ИОЧ ИБ
на тему: “Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования”
(14.01 – 18.01.2013; 11.02 – 15.02.2013)
на тему: “Формирование ценностного отношения к
здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного возраста
средствами реализации программы кружка “Крепыши””.
Выполнила: Дуболазова Людмила Федоровна, воспитатель структурного подразделения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования, ГБОУ СОШ “Центр образования” пос. Варламово м.р. Сызранский. |
2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста через взаимодействие с родителями.
В работе описаны формы взаимодействия с родителями по вопросам формирования у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни....
Мастер-класс для педагогов "Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста"
Представление педагогических приемов и форм взаимодействий воспитателя с детьми по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни....
Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»
Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...
Из опыта работы «Формирование здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста»
Из опыта работы на тему:«Формирование здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста»...
«Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания»
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – ...
Конспект занятия по формированию у детей здорового образа жизни для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Береги здоровье».
Конспект занятия по формированию у детей здорового образа жизни для детей среднего дошкольного возраста.Тема: «Береги здоровье»....
Картотека игр по формированию у детей здорового образа жизни для детей среднего дошкольного возраста.
Акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма....