ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Чудо - радуга»
рабочая программа (младшая группа)
Цвет играет важную роль в жизни человека – это известно всем. Он не только делает наш мир разнообразным, но и ориентирует в окружающем пространстве, информирует, подсказывает, управляет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pragramma.docx | 48.57 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Дятьковского района
Утверждено Утверждаю:
на педагогическом совете заведующий МАДОУ ДС КВ
МАДОУ ДС КВ «Солнышко» Дятьковского района
«Солнышко» Дятьковского района __________________ Мулярт Л.В.
Протокол № _________ Приказ № _________
от «_____ » __________ 2019 г. от «_____ » __________ 2019 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Чудо - радуга»
Педагог: Щербакова Т.В.
Возраст обучающихся: 3-4 года
Срок реализации: 1 год
В объёме8 часов
г.Дятьково
2019 г.
Пояснительная записка
Цвет играет важную роль в жизни человека – это известно всем. Он не только делает наш мир разнообразным, но и ориентирует в окружающем пространстве, информирует, подсказывает, управляет.
Потенциальные возможности цвета настолько велики, что интерес исследователей к его изучению только усиливается. При этом, как отмечают учёные (Н.Н.Ефименко, Н.С.Кубышкина, Е.А.Вафина), механизм цветового влияния на человека изучен не до конца, многие факты и теоретические положения требуют систематизации и уточнения
В образовательной работе цвету отводится немаловажное место, однако, как показывает анализ литературы, область его активного рассмотрения чаще всего ограничивается рамками узко профилированных дисциплин, таких как изобразительное искусство. Между тем с помощью цвета можно не только внести существенное разнообразие в любой педагогический процесс, но и значительно повысить его эффективность.
Работа с детьми это очень сложный и многогранный процесс. Ведь каждый ребенок это личность. Следовательно, у него есть свои предпочтения, чувства, эмоции, желания, страхи и т. д. и педагогу, как в прочем и всем кто тесно соприкасается с детьми каждый день нужно это учитывать. Мир ребенка — сложный многогранный мир с которым надо обращаться очень осторожно, для того чтобы не разрушить его хрупкость и вырастить полноценного здорового человека, развитого разносторонне. У каждого человека есть моменты в жизни, которые ему по разным причинам трудны. Для преодоления этих «временных» трудностей существует множество способов и средств, одним из которых являетсяцветотерапия.
Дошкольное образование в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития ребёнка. С психологической же точки зрения, специфика развития в дошкольном возрасте заключается не столько в овладении ребенком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Самое - изменение устойчивых поведенческих реакций детей. Как помочь агрессивному ребёнку стать добрым и внимательным к окружающему миру, как объяснить ему, что нет необходимости постоянно находиться в состоянии войны с другими? Как помочь неуверенному и робкому ребёнку с заниженной самооценкой поверить в свои силы, способности и таящиеся в душе таланты? Как пробудить заторможенного и вялого, как снять избыточное возбуждение с гиперактивного и тревожного?
Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние.
Направленность программы: Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность: Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости. Новизна данной программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми
Цель: Осознание себя как личности, принятия себя и понимание собственной ценности как человека; осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности; творческая самореализация
Задачи:
1. Обогащать эмоциональный мир ребенка, используя метод погружения в цвет, цветовосприятие.
2. Формировать первичные представления ребенка о самом себе, способность осознавать себя как личность, принимать себя и понимать собственную ценность как человека.
3. Способствовать осознанию своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности.
4. Развивать интегративные качества: любознательность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, способность решать интеллектуальные и личностные задачи.
5. Расширять поведенческий репертуар дошкольника, возможность управлять эмоционально-волевыми процессами.
6. Развивать коммуникативные способности.
7. Способствовать творческой самореализации дошкольников.
Условия реализации программы.
- Программа «Чудо радуга » разработана с учетом возрастных особенностей.
- Участники программы: дети 3-4 лет
- Срок обучения: 1 год
- Режим занятий: 1 раз в неделю (15 минут).
- Число занятий в неделю – 1, в месяц – 4, за 8 месяцев - 32
Общие принципы и содержание программы
Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости и жизненные успехи. Во многом это зависит от того, как складываются отношения ребёнка с окружающим миром, людьми.
Принципы содержания программы:
- Системность: в течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый день недели. Конкретно запланированная тема может не ограничиваться рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций (таких как: дополнительные объяснения, ответы на вопросы, дополнительная игровая ситуация).
- Преемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях ДОУ и в семье: для эффективной реализации программы родители выступают активными участниками педагогического процесса и познания внутреннего мира своего ребёнка.Это реализуется через беседы со своим ребёнком на конкретно предложенные педагогом темы; через родительские встречи содержательного характера, связанные с тематикой программы, на которых обсуждаются достижения детей; через индивидуальные беседы педагога с родителями, если возникают проблемные ситуации в воспитании или в семье; через совместную деятельность детей, родителей и педагога по темам программы; через проведение тренингов.
- Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлеченности в процессе занятий.
- Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.
- Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком материалов, способов работы и степени активности.
Методы и приёмы
При реализации программы используются такие методы работы
- изотерапия (рисование красками, цветными карандашами);
- сказкотерапия (сочинение и проигрывание сказок);
- музыкотерапия (прослушивание различной музыки, использование релаксационной музыки на каждом занятии);
- лепка из соленого теста, пластилина;
- аппликации, коллаж и пр.
Методическое обеспечение программы
Для занятий необходимы бумага для рисования, ватманы, простые
карандаши, ластики, наборы цветных карандашей, фломастеров, краски¸ пластилин, цветная бумага. Сборник релаксационной музыки. Демонстрационный материл.
Ожидаемые результаты:
- позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов;
- развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
- снижение эмоциональной тревожности;
- повышение самооценки;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие самосознания;
- улучшение детско-родительских отношений;
- закрепление положительных поведенческих реакций
Учебно - тематический план
№ п/п | Тема занятий | Количество занятий |
1. | «Страна цвета» | 1 |
2. | Страна «Жёлтого цвета» | 1 |
3. | Страна «Жёлтого цвета» (Веточка Мимозы) | 1 |
4. | Страна «Желтого цвета» («Желтая песенка») | 1 |
5. | Страна « Синего цвета» | 1 |
6. | Аппликация «Синие мячики рассыпались» | 1 |
7. | Лепка «Синяя чашечка для Мишутки» | 1 |
8. | Страна «Красного цвета» | 1 |
9. | Страна «Красного цвета» (рисование пальчиками) | 1 |
10. | Страна «Красного цвета» (лепка яблочки) | 1 |
11. | Страна «Зелёного цвета» | 1 |
12. | Страна «Зелёного цвета» (Лепка « Гроздь винограда») | 1 |
13. | Страна «Зелёного цвета» Игра «Зеленые обитатели леса» | 1 |
14. | Страна «Голубого цвета» | 1 |
15. | Страна «Голубого цвета» (рисование пальчиком) | 1 |
16. | Страна «Оранжевого цвета» | 1 |
17. | Страна «Оранжевого цвета» | 1 |
18. | Техника «Раздувания краски» | 1 |
19. | «Зажги радугу» Коллективная работа | 1 |
20. | «Разноцветные листы» | 1 |
21. | «Синяя сказка» (коллективная работа) | 1 |
22. | «Водный салют» | 1 |
23. | «Мелки – наперегонки» | 1 |
24. | «Разноцветные камушки» | 1 |
25. | «Зеленая сказка» (коллективная работа) | 1 |
26. | Упражнение «Радужная страна» | 1 |
27. | Упражнение «Рисование под музыку» | 1 |
28. | «Покрывало феи» | 1 |
29. | Методика «Цветной дождь» | 1 |
30 | «Красная сказка» (коллективная работа) | 1 |
31 | «Цвет моего настроения» | 1 |
32 | Упражнение «Рисование себя» | 1 |
Общее количество занятий | 32 |
Годовой календарно-учебный график
Группа Содержание | Подготовительная к школе группа (3-4лет) |
Продолжительность обучения | с октября 2019г. по май 2020г. |
Форма предоставления услуги | групповая |
Длительность занятия | 15 мин. |
Количество занятий в неделю / в месяц | 4/8 |
Общее количество занятий по программе | 32 |
Количество часов в неделю / в месяц | 30 мин./2ч |
Общее количество часов по программе | 8ч |
Периоды (даты) отчётных (открытых) занятий | январь апрель |
Праздничные (нерабочие) дни | В соответствии с производственным календарём на 2019г., 2020 г. |
Содержание работы с детьми
Дата | № НОД | Тема НОД | Программные задачи |
01.10.19г. | Занятие №1 | «Страна цвета» | Расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать. Развитие мелкой моторики пальцев и координации движения. Формирование умения произвольно расслаблять мышцы тела.Воспитание способности внимательно и терпеливо слушать других. .. |
08.10.19г. | Занятие №2 | Страна «Жёлтого цвета» | Закрепить у детей представление о желтом цвете. Закрепить знание желтого цвета, узнавать овощи в загадках о них, учить слушать сказку и понимать ее содержание, |
15.10.19г. | Занятие №3 | Страна «Жёлтого цвета» (Веточка Мимозы) | Продолжать знакомить с желтым цветом. Развитие мелкой моторики рук. Коррекции гиперреактивности, формировании самоконтроля, повышении самооценки. |
24.10.19г. | Занятие №4 | Страна «Желтого цвета» («Желтая песенка») | Коррекция гиперреактивности, формирование самоконтроля, повышение самооценки. |
29.10.19г. | Занятие №5 | Страна « Синего цвета» | Расширение представлений детей о синем цвете; развитие эмоционально-волевой сферы посредством улучшения настроения с помощью цвета; воспитание эстетических чувств. |
05.11.19г. | Занятие №6 | Аппликация «Синие мячики рассыпались» | Познакомить детей с синим цветом; учить классифицировать предметы по цвету, учить находить предметы заданного цвета. |
12.11.19г. | Занятие №7 | Лепка «Синяя чашечка для Мишутки» | Продолжать знакомить детей с синим цветом. Развивать мелкую моторику рук. |
19.11.19г. | Занятие №8 | Страна «Красного цвета» | Закреплять представление о красном цвете; формировать мышление; развивать тактильное восприятие; умение группировать предметы по общему признаку; обогащать словарный запас; закреплять правила дорожного движения. |
26.11.19г. | Занятие №9 | Страна «Красного цвета» (рисование пальчиками) | Коррекция страхов, инертности, апатии. |
3.12.19г | Занятие №10 | Страна «Красного цвета» (лепка яблочки) | Продолжать знакомить детей с красным цветом. Развивать мелкую моторику рук. |
10.12.19г.. | Занятие №11 | Страна «Зелёного цвета» | Расширение представления детей о зеленом цвете.Развитие умения ориентироваться в пространстве. Совершенствование мелкой моторики рук и координации движений. Стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения, развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную. |
17.12.19г. | Занятие №12 | Страна «Зелёного цвета» (Лепка « Гроздь винограда») | Коррекции возбудимости, тревожности, гиперреактивности. |
24.12.19г. | Занятие №13 | Страна «Зелёного цвета» Игра «Зеленые обитатели леса» | Коррекции возбудимости, тревожности, гиперреактивности. |
14.01.20г | Занятие №14 | Страна «Голубого цвета» | Закреплять представления о голубом цвете; развивать зрительное внимание, развитие крупной и мелкой моторики, обогащатьдвигательный опыт детей. |
21.01.20г. | Занятие №15 | Страна «Голубого цвета» (рисование пальчиком) | коррекция тревожности, агрессии, повышенной возбудимости. |
28.01.20г. | Занятие №16 | Страна «Оранжевого цвета» | Закреплять представление об оранжевом цвете; оказать получение оранжевого цвета путём смешивания красного и жёлтого цветов;расширять и активизировать словарь.Развивать сенсорные способности, речь детей.Воспитывать желание прийти на помощь, сочувствие к сказочному персонажу, попавшему в беду. |
04.02.20г | Занятие №17 | Страна «Оранжевого цвета» | Коррекции застенчивости, замкнутости, скованности. |
. 11.02.20г | Занятие №18 | Техника «Раздувания краски» | Развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение. |
18.02.20г | Занятие №19 | «Зажги радугу» Коллективная работа | Учить детей взаимодействовать друг с другом, общаться, придумывать название своей страны, истории про ее жителей. |
25.02.20г. | Занятие №20 | «Разноцветные листы» | Совершенствование элементов само регуляции, тренировка последовательностидействий, погашение гиперреактивности. |
. 03.03.20г. | Занятие №21 | «Синяя сказка» (коллективная работа) | Учить придумывать и рассказывать сказку последовательно, логично и эмоционально .Обогащать речь детей словами, обозначающими чувства, эмоции, переживания. Развитие воображения. |
10.03.20г. | Занятие №22 | «Водный салют» | Коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения |
17.03.20г. | Занятие №23 | «Мелки – наперегонки» | Коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния. |
24.03.20г | Занятие №24 | «Разноцветные камушки» | Снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения. |
31.03.20г. | Занятие №25 | «Зеленая сказка» (коллективная работа ) | Учить придумывать и рассказывать сказку последовательно, логично и эмоционально .Обогащать речь детей словами, обозначающими чувства, эмоции, переживания. Развитие воображения. |
. 07.04.20г. | Занятие №26 | Упражнение «Радужная страна» | Снятие возбуждения... Исправить настроение, избавиться от грусти. Помочь формировать артистическую натуру малыша. Добавить яркие краски в фантазию дошкольника. Расширить его словарный запас. |
14.04.20г | Занятие №27 | Упражнение «Рисование под музыку» | Снятие эмоционального напряжения. Добавить яркие краски в фантазию дошкольника |
. 21.04.20г. | Занятие №28 | «Покрывало феи» | Развитие цветовых ассоциаций, настрой на позитивный лад, развитие воображения и фантазии. |
28.04.20г. | Занятие №29 | Методика «Цветной дождь» | Снятие возбуждения..Исправить настроение, избавиться от грусти. Добавить яркие краски в фантазию дошкольника. |
12.05.20г. | Занятие №30 | «Красная сказка» | Учить придумывать и рассказывать сказку последовательно, логично и эмоционально .Обогащать речь детей словами, обозначающими чувства, эмоции, переживания. |
19.05.2020г | Занятие №31 | «Цвет моего настроения» | .Самораскрытие, работа с образом «Я». Развитие воображения. |
26.05.2020г. | Занятие №32 | Упражнение «Рисование себя» |
Список литературы:
- Акименко В.М. «Новые логопедические технологии», Ростов на Дону, 2008г.
- Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех . - СПб.: Б.&К., 2000. - 212 с.
- Марченко Т.К. Особенности мозгового кровообращения у детей дошкольного возраста в процессе цветотерапии // Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского. М. - 2001.
- Мария Бриль. Исцеляющий цвет. Цветотерапия. С чего начать. «Вектор», 2009
- Крестовская К.А. Целебные силы цвета, или цветотерапия в нашей жизни. «Феникс», 2006
- Саймон и Сью Лилли. Сила цвета и цветотерапия. «Диля», 2006
- Вайолет Окландер . «Окна в мир ребенка»
- Гоникман Э.И. Лечебная радуга камня. Каменная цветотерапия. Издательский дом МСП, 2000
- Н. Рерих. Картины, которые вдохновляют. Медитация и цветотерапия. ЭКСМО, 2012
- В. Надина. 7 чудес радуги. Практическая цветотерапия. ЭКСМО, 2011
- Н.М. Погосова. Цветовой игротренинг. СПб «Речь», 2005
- Дубровская О.В. Руководство по использованию восьми цветового теста Люшера, М. «Фолиум», 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по нетрадиционному рисованию «Радуга красок»
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Чудо ручки, чудо штучки» (рабочая программа)
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные реш...
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Радуга здоровья"
Цель программы – профилактика и коррекция отклонений здоровья и физического развития учащихся. Программа используется как дополнительная в индивидуальной работе с детьми....
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга красок»
Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга красок» художественной направленности знакомит детей с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием мат...
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселая радуга".
Рабочая дополнительная программа по рисованию для детей 4-7 лет....
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Радуга» (художественное конструирование и дизайн) (стартовый уровень)
Дополнительная программа «Радуга» (Художественное конструирование и дизайн) относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и соответствует Федерально...