Образовательная деятельность физическая культура "Игры народов Поволжья"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Тушенцова Галина Васильевна

Образовательная организованная деятельность с использованием этнокультурных технологий. Формирование интереса и ценостного отношения к народным играм. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  бюджетное учреждение

«Медведевский детский сад №2 «Солнышко»

Тема: «Игры народов Поволжья»

(организованная образовательная деятельность по физической культуре

 с использованием этнокультурных технологий)

 подготовительная группа

                                                                           

Составила

Тушенцова Галина Васильевна

Инструктор по физической культуре

Высшей квалификационной категории

                               

2018

Цель

Формирование у детей интереса и ценностного отношения к играм народов Поволжья.

Задачи: 

Совершенствовать технику выполнения основных и общеразвивающих движений, поддерживать веру ребенка в свои возможности и собственные силы;

 Развивать в подвижных  играх двигательные качества: силу, ловкость, быстроту,     выносливость;

Воспитывать интерес к национальной культуре, умение справедливо оценивать.

  Методы:

структура микс фриз групп, словесный, наглядный - демонстрация выполнения упражнений, игровой, стимулирование повышения эмоционального состояния детей.

Приемы:

Игровая технология, вопросы, указания, художественное слово, поощрение, рефлексия.

Предварительная работа:

 -   Ознакомление с  традициями, песнями, играми народов Поволжья;

Инвентарь: султанчики  по количеству детей, 4 обруча,     канат, колокольчик

Части занятия

Содержание

Дозирова

ние нагрузки

Организационно-методические указания

7 мин

Инструктор

Дети:

Инструктор

Дети

Инструктор

Дети

Инструктор

 

I Вводная часть

Ходьба в колонне по одному. Построение в  шеренгу по одному. Проверка осанки.  

Что мы родиной зовем?
Дом, в котором мы растем,
Край, где мы с тобой живем,

Как называется   край?
Поволжье!

Чем издавна был славен край?

Своим гостеприимством!
Множество народов в нём.

У каждой из народностей традиции
и подвижные игры
.

 Представители свои, каких национальностей живут у нас в Поволжье?

Русские, татары, мордва, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы.

Сегодня у нас, праздник народных игр и развлечений народов Поволжья. Познакомимся с ними Башкирская  народная  игра  «Юрта»

Дети двигаются врассыпную, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на   вопрос «Сколько времен года?».

Дети делятся на четыре   подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга лежит обруч. Дети,  взявшись за обруч, идут по кругу и говорят:

«Мы, веселые ребята,

соберемся все в кружок,

Поиграем, и попляшем,

и помчимся на снежок»

Кладут обруч на пол, идут в центр зала и  образуют в круг. Под башкирскую мелодию идут по  кругу  и выполняют задания:

  • ходьба по кругу    на носках,
  • ходьба на пятках,
  • боковой галоп приставным шагом правым и левым боком в колонне по одному,
  • подскоки.

По окончании музыки  быстро бегут к своим обручам и поднимают их вверх над головой. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

2 минуты

2 мин.     

3 мин.

 

 

Следить за равнением в шеренге. Обратить внимание на форму занимающихся и осанку детей. Организационный момент.

Строевые упражнения Следить за правильностью выполнения, за осанкой.  

Темп средний

Следить за состоянием детей во время бега

 

Повторить 3 раза.

20 минут

Инструктор

Инструктор:

Инструктор:

 

II Основная часть

«В Татарстане дружно, весело живем,

Красиво мы танцуем и  звонко все поем!»

Звучит Песня «Танцуй Татарстан»

1. Общеразвивающие упражнения с султанчиками.

1. И.П.- о.с. 1-наклоны головы вперед,

 2-и.п.

2.И.п.- стоя, ноги на ширине плеч, султанчики внизу.

 1  - 8 -  махи султанчиками в  правую и левую стороны.

 3.И.п.- стоя, ноги на ширине  плеч,   султанчики  внизу

1-2- махи руками вперед назад поочередно.

4. И.п.- стоя, ноги на ширине плеч, султанчики перед грудью.

1- руки вверх, наклон туловища в   правую (левую) сторону; 2- и.п.

5. И.п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки перед грудью.

1- повороты в стороны с выпрямлением рук; 2- и.п.

6. И.п. стоя, ноги вместе, султанчики внизу

4р.- потрясти султанчиками внизу,

 4 р.- руки вперед,

 4 р. – руки вверх.

 7. Прыжки   вверх с выпрямлением правой рукой;  прыжки  вверх с выпрямлением левой рукой.

Ходьба на месте.

2.Основные виды движений

Друзья, мы с вами проживаем в красивом и богатом крае, одним из достоинств населения являются       подвижные   игры.  Познакомимся с ними?

 И я приглашаю девочек  поиграть в татарскую народную  игру  - эстафету

1.«Бег с коромыслом» 

«В ведрах воду принеси поскорей,

Да водичку не разлей!»

Мальчиков  в игру эстафету

«Бег с яйцом»  

«Ложки расписные яйца в них простые.

Ложку крепче ты держи  да яйцо не урони»

«Ох, какие молодцы!
Парни наши удальцы.
И девчата все под стать,
Им не станут уступать!»

 2  Чувашская народная игра «Птицы» («Кайакла»)

 Игроки выбирают лису и птицу, остальные  дети встают в обручи они птенцы. Птица стоит перед игроками и учит птенцов летать. Птенцы повторяют движения за птицей и говорят слова:

 «Не боюсь и не дрожу,

Смело крыльями взмахну

И поэтому на землю

Никогда не упаду»              

 Под  чувашскую музыку дети  бегают по залу врассыпную. По окончанию  музыки  «Птенцы»  быстро встают в  обручи, а лиса старается поймать игроков которые не успели встать в обруч.  Отметить команду, которая быстро встала в обручи.

3.Много народных игр на свете.

Марийская народная игра «Биляша»

 На площадку выходят  две команды  девочек,  и две команды мальчиков, все команды  встают напротив друг друга на расстоянии 3 -4 м одна от другой,  по середине линия. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрок – нападающего высылает другая команда. В конце игры определить команду победительницу.

Правила игры. Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку.

4.Мордовская народная игра

«Раю – раю»

Девочки  капитаны – «ворота»,  поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

« Раю-раю, пропускаю, а последних оставляю. Первым капитан  пройдет и  детей  проведет»

 В это время игроки первой и второй команды  колонной по одному проходят,  за капитанами в ворота. Дети ворота, опускают руки, отделяют команды и спрашивают название команды. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей. 

5. Русская народная игра «Мороз – красный нос»

  На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос.

Он говорит:                            

Я Мороз-Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:     

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего. Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз». «замороженным» игрокам не сходить с места.

2   минуты

    8 раз

по 4 раза  в каждую сторону

     8 раз

по 4  раза каждую сторону

по 4  раза каждую сторону

по 3 раза

10 - 15 прыжков серию  прыжков повторить 2 раза

2  минуты

   

2 раза

 

 

 

 

Перестроение в колонну по одному. Ходьба,   дети  берут по 2 султанчика и перестраиваются  в колонну по четыре. 

Следить за осанкой.  

Темп средний,     дыхание свободное

Темп средний.

Темп средний. Ноги в коленях не сгибать

Темп средний. Следить за дыханием.

Темп средний.

Следить за осанкой. 

Темп  быстрый.

Следить за состоянием детей.

Перестроение в колонну по четыре

Фронтально- групповой   метод организации детей

Контроль за тем, чтобы дети     не мешали друг другу.

 Расстояние   8 метров

Построение в    обручи

Игру повторить

2   раза

 

Игру повторить

2   раза

Игру повторить

2   раза

Игру повторить

2   раза

III

Зак

лючитель

ная  

5 мин

Инструктор: 

 Построение в круг.

Много   разных  национальностей  живет   в Поволжье. Все они   дружные, помогают друг другу.    И в нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей.

Все они вместе дружат, играют.  

Недаром говорят: «Где дружат – там живут, не тужат».

 Давайте и мы будем дружить.
Приглашаю всех в большой дружный  хоровод!

Русская народная игра

«Игра с колокольчиком»

Звучит народная музыка.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
В центре круга ребенок с колокольчиком.
С началом пения идут противоходом.

Ребенок с колокольчиком поет:
С колокольчиком хожу
На ребяток я гляжу
Колокольчик золотой
Кто плясать пойдет со мной?

В конце песни ребенок с колокольчиком
выбирает того, с кем будет танцевать.
Двое детей пляшут под любую плясовую музыку. Выбранный ребенок становится ведущим.

Ребята,  представьте себя лучиками солнца, и   разместите лучики на солнце согласно своему настроению. Дети  подходят к мольберту и вставляют лучики согласно своему настроению.

Пусть всех солнечный луч приласкает.
Нам жить без праздников нельзя!
Не уходи из сердца праздник.
До новых встреч, друзья!

5 мин

Контроль правильной осанки.

Под русскую народную музыку дети движутся  по кругу

 

Играть 2 раза

Подведение итогов  

Рефлексия

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности "Культура русского народа"

Данный конспект поможет Вам:познакомить  детей  с  хороводной  народной  песней  "Во  поле  берёза";продолжать  знакомить  детей  с  историе...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Живет в народе песня"

Музыкальная непосредственно-образовательная деятельность, построенная на принципах синкретичности и импровизационности, - наиболее эффективно развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Подвижные игры народов Поволжья как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отн...