ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Подвижные игры народов Поволжья как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
проект (старшая группа) на тему
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriot3.docx | 33.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Подвижные игры народов Поволжья как средство
патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
План проекта «Подвижные игры народов Поволжья
как средство патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста». 8
Заключение 10
Литература 11
ВВЕДЕНИЕ
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, к родителям, соседям, другим людям.
ФГОС определяет реализацию дошкольного образования на основе сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Таким видом деятельности для ребенка является игра. Построенная в игровой форме образовательная ситуация имеет большее педагогическое значение нежели учебное занятие по типу школьного урока. Работа по ФГОС предполагает таким образом построить образовательную деятельность, чтобы игровая ситуация стала частью жизни ребенка.
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны дошкольнику. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.
Народные игры как жанр устного народного творчества является нашим национальным богатством, культурным достоянием, которое народ просеял сквозь сито веков.
Они являются одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы, установления более тесного контакта между людьми. На огромное воспитательное значение русских народных подвижных игр указывали все, кто, так или иначе, сталкивался с ними в своей научной или педагогической деятельности. Константин Дмитриевич Ушинский, русский педагог, основоположник научной педагогики в России считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство. По словам К. Д. Ушинского, воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Русский ученый П. Ф. Лесгафт, разработавший теорию и методику подвижной игры, указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями известной местности, семейной жизни, среды его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества и что подвижная игра - это упражнение, с помощью которого ребенок готовиться к жизни. Одним из первых П. Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.
Дошкольное детство - период активного освоения речи. Дети познают язык через словотворчество, через игру со словами и звуками. Прекрасный материал для этого предлагают считалки и игры с речевым сопровождением.
Произнося веселые, часто «тарабарские» слова, ребенок получает власть над языком. Благодаря этому, он активно и творчески овладевает речью, формируется его речевой аппарат, развивается чувство языка, обогащается словарь. Считалки, распевки, ролевые слова, особые словесные формулы, регулирующие ход игры, как нельзя лучше отвечают потребностям дошкольного детства. Все они имеют для ребенка поистине волшебное значение и поддерживают настроение игры. Ведь малыш произносящий считалку, ощущает себя почти волшебником. В зависимости от интонации и громкости, с которыми игровые приговоры и припевы произносятся, а также контекста применения они уже сами по себе могут побуждать к действию, успокаивать, завораживать, то есть оказывать сильное эмоциональное и психокоррекционное воздействие на играющих. Народные подвижные игры актуальны и интересны в настоящее время, когда вопросы духовно-нравственного воспитания вышли на первое место.
Выполняя различные функции: познавательную, развивающую, развлекательную коррекционную они служат средством приобщения детей к культуре народов России.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
В настоящее время проблема сохранения традиционной культуры народа является одной из самых актуальных проблем общественного развития в такой многонациональной стране как Россия. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о культуре и традициях народов России, полученные через игру, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с подвижными играми народов Поволжья.
ЗАДАЧИ
- Познакомить детей с культурой и традициями народов Татарстана, Мордовии, Чувашии, Башкирии.
2. Развивать интерес к культурному наследию народов России.
3. Оформить выставку «Национальный костюм народов Поволжья».
Предполагаемый результат
В ходе реализации проекта дети получили знания о традициях татарского, мордовского, чувашского и башкирского народов, об особенностях национального костюма и национального языка.
Исследовательские методы
Словесные: беседы, чтение и заучивание малых форм фольклора, заучивание текстов, сопровождающих игру, обсуждения.
Наглядные: демонстрация презентаций, картин, иллюстраций.
Практические: игры (подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые),
игровые ситуации, фольклорные праздники, продуктивная деятельность, выставки и конкурсы.
Методическое обеспечение
2. Методическая литература.
3. Методические пособия и комплекты «Народное творчество»,
и«народный костюм».
4. Картотека народных игр народов России.
Участники проекта: дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители.
Тип проекта: информационно – игровой.
Вид проекта: долгосрочный (3 месяца ).
Условия реализации проекта:
1. Наличие демонстрационного материала.
2. Знание педагогом современных подходов в работе с родителями.
3. Наличие комфортной обстановки для проведения игровой и познавательной деятельности.
Структура проекта
Этапы проведения и реализации:
1. Информационно – накопительный.
- изучение интереса детей для определения цели и задач проекта;
- сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
2. Организационно – практический.
-проведение цикла познавательных занятий на темы «Наша Родина»,
«Давайте познакомимся»;
- оформление дидактических игр «Народы, как одна семья», «Путешествие» (карта – путешествие по территории России, Татарстана, Мордовии, Чувашии, Башкирии);
- презентации «Праздник Сабантуй в Татарстане», «Праздник Сабантуй в
в Башкирии», «Праздник Уяв в Чувашии», «Праздник Эрбань Салмат в Мордовии».
- оформление выставки «Национальный костюм народов России».
Этапы реализации проекта
Месяц | Направление | С детьми |
сентябрь | Познание НОД
| Занятие «Наша Родина» |
октябрь Ноябрь | Физическое развитие Физическое развитие
Физическое развитие | Татарские подвижные игры с речевым сопровождением «Элчи – белчи», «Спутанные кони» |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе реализации проекта дети узнали, что Россия – многонациональная страна, познакомились с названиями четырех республик:
Татарстан, Башкирия, Мордовия, Чувашия, их самобытной культурой, обычаями и традициями, ознакомились с понятием национальность, национальный язык, заметно повысился интерес к получению новых знаний о культуре разных народов, о значении дружбы и добрососедства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.
Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2012
2. Детские игры и загадки народов Поволжья
/Сост. Аверина Т.В., Васильева Л.П. – СИПКРО, 2011.
3. Кривошеева О.В., Смолякова Т.Е. Дети земли Поволжской.
Учебно- методическое пособие. Тольятти. 2014.
4. Князева О.Л., Маханева Т.И. Приобщение детей
к истокам народной культуры. Санкт Петербург,
Детство – Пресс, 2010.
5. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. –
М., 2008.
6. Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (электронный ресурс)
режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/
fgos-doshkolnogo-obrazovanija.html.
7. Чампанова О.И. Новые подвижные игры для дошкольников.
« Дошкольная педагогика», № 9, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника, обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.Н.К.Крупская отмечала, что игра воспитывает...
консультация "русские народные подвижные игры-средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Необходимо подбирать игры и упражнения таким образом, чтобы они соответствовали возрастным и психофизическим особенностям дошкольников....
Русская народная подвижная игра - средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста....
Русская народная подвижная игра - средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Презентация для воспитателей....
Опыт работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Опыт работы на тему«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
"МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД!" Дидактическая игра– лото по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Цель: закрепить знания о родном городе и его достопримечательностях.Задачи:- воспитывать патриотические чувства, интерес к родному краю;- развивать связную монологическую речь и диалогическу...
Методические рекомендации использования подвижных игр народов Поволжья как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным традициям.
Методические рекомендации по приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным традициям через подвижные игры народов Поволжья....