Конспект организованной образовательной деятельности "Культура русского народа"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Голубева Светлана Валентиновна

Данный конспект поможет Вам:

  • познакомить  детей  с  хороводной  народной  песней  "Во  поле  берёза";
  • продолжать  знакомить  детей  с  историей  возникновения  народного  промысла  -  дымковской  игрушки, её  особенностями; углублять  полученные  ранее  знания;
  • помочь   детям  заметить  и  выделить  основные  средства  выразительности  дымковской  игрушки: пластичность, яркость, нарядность, цвета, декоративность, разнообразие  элементов  росписи;
  • ориентируясь  на  подлинные  дымковские  игрушки, вызвать  у  детей  желание  зарисовать  понравившийся  узор, передавая  пластичность  и  основной  цвет; самостоятельно  выбирать  приёмы  росписи, передавая  своё  отношение  к  дымковским  изделиям;
  • продолжать знакомить  детей  с  русскими  народными  подвижными  играми  -  "Горелки";
  • развивать  у  детей  чувство  гордости  за  мастерство  русского  народа. Воспитывать  детей  на  народных  традициях, показывая  народное изобразительное  искусство  нераздельно связанное  с  народной  музыкой  и  устным  народным  творчеством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности  "Культура  русского    народа"

Программное  содержание: познакомить  детей  с  хороводной  народной  песней  "Во  поле  берёза"; продолжать  знакомить  детей  с  историей  возникновения  народного  промысла  -  дымковской  игрушки, её  особенностями; углублять  полученные  ранее  знания; помочь   детям  заметить  и  выделить  основные  средства  выразительности  дымковской  игрушки: пластичность, яркость, нарядность, цвета, декоративность, разнообразие  элементов  росписи. Ориентируясь  на  подлинные  дымковские  игрушки, вызвать  у  детей  желание  зарисовать  понравившийся  узор, передавая  пластичность  и  основной  цвет; самостоятельно  выбирать  приёмы  росписи, передавая  своё  отношение  к  дымковским  изделиям. Продолжать знакомить  детей  с  русскими  народными  подвижными  играми  -  "Горелки".

Развивать  у  детей  чувство  гордости  за  мастерство  русского  народа. Воспитывать  детей  на  народных  традициях, показывая  народное изобразительное  искусство  нераздельно связанное  с  народной  музыкой  и  устным  народным  творчеством.

Материал:  изделия  дымковских  мастеров; иллюстрации  с  изображением  дымковской  игрушки; книга  "Дымковская  игрушка"  с  элементами  узора  и   цветовой  гаммы, применяемых  в  росписи  дымковских  игрушек  мастерами.

Ход  занятия:

1  часть. "Ребята, у  нас  сегодня  необычное  занятие, на  котором  мы  будем  и  петь, и  рисовать, и  в  игру  играть. Русский  народ  в  те  далёкие  времена, когда  не  было  ни  телевизоров, ни  радио, был  большим  затейником. На  каждом  празднике, народном  гулянье  не  обходилось  без   народной  хороводной  песни. Вот  и  мы  с  вами  сегодня  будем  разучивать  русскую  народную  песню  "Во  поле  берёза", а  затем  напевать  её  и  водить  хоровод". Воспитатель  даёт  возможность  детям  послушать  грамзапись  песни. Затем  воспитатель  предлагает  детям  встать  по  кругу, взяться  за  руки  и  завести  хоровод, напевая  песню  "Во  поле  берёза". Воспитатель  обращает  внимание  на  то, что  эта  песня  напевная, её  следует  петь  с  нежностью.

       Русская  народная  хороводная  песня  "Во  поле  берёза".

Во  поле  берёза  стояла,

Во  поле  кудрявая  стояла.

ПРИПЕВ:  Люли, люли, стояла,

                    Люли, люли, стояла.

Некому  берёзку  заломати,

Некому  кудряву  заломати.

ПРИПЕВ:  Люли, люли, заломати,

                    Люли, люли, заломати.

Я  пойду, пойду, погуляю,

Белую  берёзку  заломаю.

ПРИПЕВ: Люли, люли, заломаю,

                   Люли, люли, заломаю.

Срежу  я  с  берёзы  три  пруточка,

Сделаю  из  них  я  три  гудочка.

ПРИПЕВ: Люли, люли, три   гудочка,

                   Люли, люли, три  гудочка.

Четвёртую  балалайку,

Четвёртую  балалайку.

ПРИПЕВ: Люли, люли, балалайку,

                   Люли, люли, балалайку.

Стану  в  балалайку  я  играти,

Стану  в  балалайку  я  играти.

ПРИПЕВ: Люли, люли, играти,

                   Люли, люли, играти.

"Понравилось  ли  вам, ребята, водить  хоровод  и  напевать  песню?  Какую  мы  с  вами  песню  разучили? (Да, русскую  народную  хороводную  песню  "Во  поле  берёза".)

  1. часть. "Ребята, а  знаете  ли  вы, что  русский  народ  умел  талантливо    

сочинять  не  только  песни. Русский  народ  всегда  ещё  славился  и  своими  народными  мастерами  и  умельцами. Кто-то  из  них  умел  хорошо  делать  игрушки, кто-то  подносы  красиво  расписывал, кто-то  изготавливал  и  украшал  росписью  домашнюю  утварь (мастера  Городца и  Хохломы). Мастерство  передавалось  из  поколения  в  поколение: от  отца  к  сыну, от  матери  к  дочери, от  бабушки  к  внучке, от  дедушки  к  внуку. Так  и  зародились  народные  промыслы.

     Сегодня  мы  с  вами  будем  разговаривать  об  одном  из  таких  промыслов  -  о  Дымковской  игрушке. Почему  же  эта  игрушка  называется  дымковской? Да, правильно, ребята, потому  что  её  изготавливают в  селе  Дымково, где  издавна  лепили  и  расписывали  глиняные  игрушки. Откуда  же  у  села  появилось  такое  интересное  название? А  вот  откуда…

    С  высокого  берега  реки  Вятки, на  котором  стоит  город  Киров, видно  заречную  слободу  Дымково. Зимой, когда  топятся  печи, летом  в  пасмурные  дни, когда  туман, слобода  вся  будто  в  дыму, в  дымке. Вначале  были  свистульки. Всю зиму  женщины  Дымково  лепили  их  для  ярмарки. Как  вы  думаете, почему  этим  занимались  зимой? Лепили  свистульки  из  глины. Из  небольшого  глиняного  шарика  с  отверстием  свистульку   превращали  то  в  уточку, то  в  петушка. И  вот  -  на  лотках  и  прилавках  многолюдной  ярмарки  торгуют  весёлым   товаром. Охотно  разбирают  его  взрослые  и  дети. Оглашается  свистом  вся   округа. Шумит  народное  гулянье. Но  громче  всех  слышится  заливистый  свист. Оттого  и  прозвали  этот  весенний  праздник  "Свистунья".

    Приходит  зима, и  снова  в  Дымково  принимаются  за  дело. И  так  много-много  лет. Так  и  дошло  это  искусство  до  наших  дней. Теперь  в  городе  Кирове, в  его  центре  -  Художественные  мастерские  дымковской  игрушки. Как  и  прежде, мастерицы  и  мастера  лепят  свои  игрушки  из  глины. Посмотрите, пожалуйста, какие  великолепные  работы  выполняют  современные  мастера. (Воспитатель  открывает  заранее  выставленные  на  столе  игрушки.) Представьте  себе, ребята, что  вы  попали  на  эту  ярмарку-свистунью…

                       Эй, честные  господа! 

                       К  нам  пожалуйте  сюда!

                      Как  у  нас  ли  тары-бары

                     Всяки  разные  товары…

                    Подходите, подходите.

                   Посмотрите, посмотрите!

(Воспитатель  показывает  игрушки  по  одной, расхваливая  их).

1). Кони  глиняные  мчатся

На  подставках что  есть  сил,

И  за  хвост не  удержаться,

Если  гриву  отпустил.

2). Через  горные  отроги

     Через  крыши  деревень,

     Краснорогий, желторогий

     Мчится  глиняный  олень.

3). Посмотри, как  хороша  эта  девица-душа!

     Щёчки  алые  горят, удивительный  наряд:

     Сидит  кокошник  горделиво,

     Барышня  так  красива.

     Как  лебёдушка  плывёт, песню  тихую  поёт.

4). Голосисты  эти  птицы

     И  нарядны  словно  ситцы!

     Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!

     Фью-ти, фью-ти,гнёзда  вьют!

Ребята, а  вам  захотелось  ли, что-либо  приобрести  на  этой  ярмарке?

А  что  вы  испытали, когда  увидели  ярмарку  дымковских  игрушек?

О  чём  вы  подумали?

Что  в  этих  изделиях  дымковских  мастеров  понравилось  именно  вам? "

     После  обсуждения  с  детьми, что  им  особенно  понравилось  в  игрушках, воспитатель  продолжает  рассказ  о  дымковском  промысле  и  его  особенностях.

    "Вот  мастерицы  вылепили из  глины  коней, оленей, важных  барынь, индюков. На  деревянных  столах  или  подоконниках  игрушки  сушат. Несколько  дней  будут  ждать  они  обжига  в  печи. Сейчас  в  мастерских  есть  специальные  печи  для  обжига. А  раньше  игрушки  закаляли  в  русских  печах. "Ворота"  в  печи  широкие, внутри  неё  очень  просторно, и  поэтому  в  ней  может  разместиться  сразу  очень  много  игрушек. Топили  печь берёзовыми  дровами. Как  вы  думаете, почему? А  потому, что  берёза  больше  других  дров  жару  даёт. Оттого, что  в  печи  бушует  огонь, а  в  её дверцы  проникает  холодный   воздух, игрушки  начинают  звенеть  на  разные  голоса, как  колокольчики. От  огня  игрушки  становятся  ярко-красными, затем  покрываются  сизым  налётом. Они  кажутся  прозрачными. После  обжига  игрушки  делаются  очень  прочными  и  лёгкими.

     Как  только  игрушки  остынут, мастерицы  покрывают  их  ровным  слоем  разведённого  на  молоке  мела  и  ставят  сушится  на  сквознячок. И  тут-то  наступает  пора  расписывать  их.

     Кисточками  в  старину  служили  палочки, обмотанные  льняным лоскутом, а  точки, пятна, например, румянец  на  щеках  кукол  наносился  торцом  ровно  срезанного  прута  или  тонкой  ветки. Сейчас  для  росписи  применяются  колонковые  или  хорьковые  кисти.

    Разумеется, мастерица  никогда  не  выдумывает  узор  заранее, он  возникает  непосредственно  в  процессе  росписи, в  соответствии  с  той  или  иной  украшаемой  фигуркой. Один  и  то  же  узор  никогда  не  повторяется, найти  хотя  бы  две  одинаковые  фигурки  невозможно.

    Если  посмотреть  на  узор, он  необычайно  прост: всего  пять  элементов  -  круг, прямая  и  волнистая  линия, точки-горошины  и  клетки. Зато  краски  яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие.

    Каждый   цвет  словно  соперничает  с  другими. И  поэтому  пестро, весело  от  такого  хоровода  красок!

    Чтобы  укрепить  красочный  слой  и  сделать  его  немарким, игрушки  после  росписи  покрывают  тонким  слоем  яичного  желтка. Но, оказывается, работа  на  этом  не  закончена. Ещё  нужно  "сажать"  золото. Мастерица  смачивает  кисточку  в  сыром  яйце, легонько  касается  золотого  квадратика  или   ромбика  и  "сажает"  его  на  нужное  место: барышням  и  водоноскам  на  кокошники  и  шляпы, петухам  -  на  гребешки, оленям  -  на  рога, волшебным  деревьям  на  ствол  и  яблоки…

     И  вот  игрушки  засветились   и  окончательно  стали  ненаглядными. И  впрямь на  них  не  наглядеться. На  душе  становится  радостно, празднично! И  ведь  это  из  глины. А  посмотришь  на  глину  -  ничего  на  ней, кроме  крапивы, не  растет…    

     Давайте  и  мы  с  вами  на  один  день  превратимся  в  дымковских  мастеров  и  мастериц. Каждый  из  вас  выберет  себе  игрушку  для  росписи  ту, которая  больше  всего  понравится: либо  коня, либо  барышню. Но  сначала  давайте  припомним, какие  элементы  росписи  используют  дымковские  мастера. (Кружочки, прямые  и  волнистые  линии, клеточки, пятнышки, точки.) Обратите  внимание  на  цветовую   гамму  красок, которые  используются  в  росписи  игрушек. (Обратить  внимание  на  плакат, прикреплённый  к  магнитной  доске.)  Затем  детям  предлагается  выбрать  игрушку  для  росписи   и   приступить  к  работе. Во  время  работы  детей  звучит  грамзапись  русской - народной  мелодии  "Светит  месяц "  или "Камаринская".

    После  того, как  дети  закончат  роспись  игрушек, предложить  им  все рисунки  выложить  на  один  большой  стол. "Посмотрите, ребята, какая  замечательная  выставка  у  нас  получилась! Полюбуйтесь  на  свои  работы  и  прислушайтесь  к  тому, что  я  буду  говорить:

Ели  спят  у большака

В  инее  седом.

Спят  деревья, спит  река,

Скованная  льдом.

Мягко  падает  снежок,

Вьётся  голубой  дымок.

Дым  идёт  из  труб  столбом,

Точно  в  дымке  всё  кругом.

Голубые  дали,

И  село  большое  Дымково  назвали.

Там  любили  песни, пляски.

В  селе  рождались  чудо-сказки.

Вечера  зимой  длинны,

И  лепили  там  из глины

Всё  игрушки  непростые,

А  волшебно  расписные.

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски  -  

Простой, казалось  бы, узор,

Но отвести  не  в  силах  взор.

И  пошла  о  Дымке  слава,

Заслужив  на  это право.

Говорят  о ней  повсюду.

Удивительному  чуду

Мы  поклонимся не  раз,

А  затем  пустимся  в  пляс.

3  часть. "Ну, ребятки, засиделись, хочется  порезвиться. Ведь  русский  народ  любил   не  только  песни  петь, работать, но  ещё  любил  и  играть  в  весёлые  игры, чтобы  отдохнуть. Вот  и  мы  с  вами  сейчас  поиграем  в  русскую  народную  игру  "Горелки". Итак, послушайте, пожалуйста, правила игры. Надо  отметить, что  "Горелки"  - это  старинная  русская  народная  игра. В  ней  могу  принимать  участие  любое  число  желающих. Каждому  из  вас  нужно  выбрать  себе  пару, а  затем  попарно  выстроиться  в  колонну  -  пара  за парой. При  помощи  считалки  выберем  ведущего. (Раз, два, три, четыре, пять! Будем  в  прятки  мы  играть. Небо, звёзды, луг, цветы. Ты,  пойди-ка,  поводи!) Водящий  становится  впереди  колонны (т.е. впереди  первой  пары  и  спиной  к  ней)  и  громко  говорит:

                           

                             Гори, гори  ясно,

                             Чтобы  не  погасло!

                             Раз, два, не  воронь,

                             А  беги, как  огонь!

На  слова  водящего  "беги, как  огонь"  дети, стоящие  в  последней  паре, разъединяют  руки  и  один  слева, а  другой  справа  бегут  мимо  водящего  на  игровую  площадку  с  тем, чтобы    там  снова   соединиться. Водящий (горелка) преследует  их, стремится  помешать  им  встретиться  и  старается   запятнать. Если  ему  это  удаётся, то  он  в  паре  с  запятнанным  становится  впереди  колонны, а  ребёнок,  оставшийся  без  пары   начинает  водить. Если  же  горелка  не  сумел  запятнать  никого  из  бегущих  и  пара  вновь  соединилась, тогда  эта  пара  становится  впереди  колонны, а  водящий  вновь  продолжает  водить, и, так  же  как в  первом  случае, на  его  слова  "Беги, как  огонь"  выбегает  очередная  пара. Игра  продолжается  до  тех  пор,  пока  не  пробегут  все  пары. А  теперь  давайте  поиграем?!"

    "Ребята, понравилось  ли  вам  наше  сегодняшнее  занятие? (Да, очень понравилось.) А  я  со  своей  стороны  хочу  заметить, что  и  вы  были  умницами, правильно  отвечали  на  вопросы, нежно  и  напевно  пели  русскую  песню, замечательно  расписывали  свои  игрушки, задорно  и  весело  играли  в  "Горелки". Молодцы! Спасибо  вам  за  активное  участие  в  занятии ".

     

         

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности "Русский национальный костюм"

Конспект организованной образовательной деятельности "Русский национальный костюм"...

Конспект организованной образовательной деятельности "Русские народные головные уборы"

Формирование умения составлять узор по форме(кокошник, шлем), предварительно покрытой пластилином, используя в работе различные виды круп, бисера; расширение знаний о народном костюме....

Конспект организованной образовательной деятельности "Русской печки нет добрее" ("Приобщение к основам русской народной культуры и быта")

"Игры в уголке русской избы" на доступном детям уровне знакомят детей  с народными играми, народным календарем, основами  православной культуры, традициями, бытом, обычаями  русского на...

Конспект организованной образовательной деятельности "Русская ярмарка"

Комплексное занятие для детей подготовительной группы, основанное на знакомстве с декоративно прикладным творчеством. Дети закрепляют знания о народных ремёслах: гжельской, хохломской, городетской, ды...

Конспект организованной образовательной деятельности "Русская игрушка" в подготовительной группе

Создание социальной ситуации развития детей в процессе организации  творческой деятельности. Конспект по художественно-эстетическому развитию...

Конспект организованной образовательной деятельности «Русская матрешка»

Конспект организованной образовательной деятельности: «Русская матрешка» (в рамках реализации ООП ДО «От рождения до школы»)Цель: продолжить знакомить детей с предметом народно...