Экологический проект для детей 4-5 лет. "По дорожке ходит осень и приносит нам дары".
статья (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологический проект | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект для детей 4-5 лет.
«По дорожке ходит осень и приносит нам дары».
Подготовила: Каткова Е.Ю.
Паспорт проекта.
Актуальность:
Одним из важнейших направлений в работе с детьми среднего возраста, является развитие их познавательной сферы, что способствует, расширению, уточнению чувств, отношений, знаний.
Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно средний возраст – это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Проблема:
В период детства дети среднего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.
Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.
Тип проекта: Познавательно - творческий.
Вид проекта: Среднесрочный
Время реализации проекта: сентябрь – октябрь 2020 г.
Участники проекта: Дети средней группы «Одуванчик», родители, воспитатели.
Цели проекта:
- Формирование начальных форм экологической культуры у детей среднего возраста.
- Расширить и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
- Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно правильного взаимодействия с окружающим их большим миром природы.
- Пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «По дорожке ходит осень», «»Цветы», «Насекомые», «Овощи на грядке найду», «Фрукты выросли в саду», «Кладовая леса (грибы и ягоды)».
Задачи проекта:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о осенних изменениях в природе, развивать познавательную активность.
- Формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
- Показать конкретные способы экспериментирования и исследования объектов природы.
- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
- Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
- Развивать стремление импровизировать; закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.
- Формировать умение читать наизусть небольшие стихотворения.
- Формировать умение передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки; развивать эстетическое восприятие.
- Воспитывать любовь к природе.
Предполагаемый результат:
- Расширение кругозора детей и пополнение знаний детей об осени, её признаках и дарах.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей у родителей.
- Дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами природы.
Основные методы и формы реализации проекта:
- Определение темы, постановка цели и задачи.
- Определение методов и приемов работы.
- Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
- Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
- Дидактические и с/р игры.
- НОД, беседы.
- Рассматривание иллюстраций, открыток.
- Использование и просмотр презентаций: «Овощи», «Фрукты», «Что такое осень» «Насекомые», «Цветы», «Осенние зарисовки». (ноутбук)
- Составление перспективного плана.
Продукт проектной деятельности:
- Детские рисунки на тему «Осень», «Цветы» «Дары осени»;
- Конкурс поделок (дети и родители) из даров осени на тему «Осенние фантазии»;
- Выставка книг по теме «Осень»;
- Цикл НОД на тему «Осень».
- Фотовыставка «Осень в гости к нам пришла».
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие:
Социализация: • Развитие игровой деятельности.
Коммуникация: •Формировать у детей доброе отношение к окружающему миру.
• Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.
• Формировать у детей моральные и нравственные ценности.
Труд: • Безопасность.
• Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Познавательное развитие:
Познание: • Воспитывать культуру поведения.
• Развивать желание делать поделки совместно с взрослыми, используя природный материал.
Речевое развитие: • Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.
• Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи об осени.
• Продолжать работу над развитием связной речи.
• Формировать умение отвечать на вопросы.
• Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
• Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
Художественно – эстетическое развитие:
Художественное творчество: • Формирование устойчивого интереса к рисованию, аппликации, лепке.
• Формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающих предметов и природы.
• Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции.
• Формировать навыки аккуратной работы.
Физическое развитие:
Здоровье: • Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки.
• Совершенствовать культурно – гигиенические навыки.
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатели:(постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми, выбор оборудования и материалов).
- Разработка проекта: «По дорожкам ходит осень и приносит нам дары»
- Составление примерных серий конспектов занятий по данной теме.
- Подбор методической литературы по данной теме.
- Подбор настольно – печатных и дидактических игр.
- Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе, фруктах и овощах, лесных дарах.(загадки и пословицы на осеннюю тему и т.д.)
- Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций (пейзажи и натюрморты) на осеннюю тему.
- Обеспечение наборами игрушек «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды».
- Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).
Сотрудничество с родителями:
- Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
- Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно – образовательному процессу в ДОУ.
- Проведение индивидуальных бесед, с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок – игрушек из природных даров.
- Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки «По дорожкам ходит осень и приносит нам дары»
- Оформление цикла консультаций для родителей по теме проекта.
- Рекомендация родителям прогулку в лесопарк.
- Рекомендации для родителей собрать гербарий из листьев разных деревьев
2 этап. Практический.(поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; изучением природных объектов).
Образовательные области. | Виды детской деятельности. |
Познавательно-речевое развитие | Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев. Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов Ознакомление с природой: беседы:«Золотая осень», «Цветы», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты», «Деревья и кустарники осенью», «Труд людей осенью», «Ягоды», «Грибы», «Осенний лес», «Поздняя осень», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»; экскурсия: по экологической тропе детского сада. Цикл наблюдений: «Кто помогал деревьям расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем листики растений», «Чем отличается елочка от березки осенью?», «Куда исчезли насекомые?» Пословицы, поговорки, загадки об осени. Чтение и заучивание стихотворений об осени: Е. Трутневой «Осень», «Осень»М. Ивенсен, «Зонтик» М.Сидорова, «Осенний листок» О. Чусовитина, «Осень» И. Демьянов, Ю. Тувим «Овощи», Я. Аким «Яблоко». Чтение детям: И. Соколов - Микитов «Осень в лесу В. Бианки. «Осень»,Н. Грибачев «Рыжие листья», И. Хруцкого «Осень», А. Куприн «Птицы», Л.Зильберг «Полезные продукты». |
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Семья - заготовки на зиму», «Лесовики», «Я у бабушки в саду». Дидактические игры: «Что растет в лесу», «Найди листок, как на дереве», «Отгадай, что за растение», «Похож - не похож», «Вершки и корешки», «Лесник», «Бывает -не бывает» (с мячом), «Узнай, чей лист», «Найди дерево», «Что это за птица?», «Овощи и фрукты», «Времена года», «Что растёт на грядке?», «Фруктовая мозаика», «Собираем урожай», «Угадай на вкус», «Садовник», «По грибы по ягоды». Наблюдение и составление рассказа по темам «Как изменился участок детского сада», «Что я видел по дороге из детского сада?», «Как я помогал родителям убирать урожай». Об овощах и фруктах. |
Физическое развитие (здоровье) | Беседа с детьми на тему: «Овощи-лекари», «Прогулка для здоровья». Игра-забава «Зайчик в огороде». Пальчиковая гимнастика: «Осенний букет», «Осень», «Деревья осенью» «Насекомые», «Паучок и прыгуны», «Аленький цветочек», «Мы сажаем цветы» Подвижные игры: «К названному дереву беги», «У медведя во бору», «Листопад», «След в след», «Удочка», «Огородники и воробей». Физкультминутки:«Ветер тихо клён качает…»,«Руки согнули и разогнули, это деревья в лесу…», «Вышли мышки как – то раз…» Игровые упражнения «Дождя не боимся!», «Танец листочков», «Птицы улетают», «Урожай», «Овощи». Ежедневные наблюдения во время прогулок, заучивание стихотворений. |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование: «Посмотрим в окошко», «Красивые цветы», «Картинки для наших шкафчиков», «Кисть рябинки, гроздь калинки», «Золотая осень», «Сказочное дерево» Лепка: «Жуки на цветочной клумбе», «Во саду ли, в огороде», «Мухомор» Аппликация: «Золотые подсолнухи», «Заюшкин огород» Конструирование: «Дорожки в саду». Самостоятельная художественная деятельность детей: изготовление фигур овощей и фруктов из пластилина. Разучивание песен об осени. Слушание аудиозаписей: «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса». |
Взаимодействие с семьёй. | Консультации для родителей: «Воспитание у детей любви к родной природе», «Осень». Папка-раскладушка «Овощи-лекари», «Осень и ее приметы». Составление гербария из осенних листьев. Оформление выставки семейных поделок: « По дорожке ходит осень и приносит нам дары». |
3 этап. Заключительный.(обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов).
Продукт проекта дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира.
Заключительный результат: Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют:
- Овощи, фрукты и осенние дары леса и сада, насекомых, цветы.
- Владеют обобщающими понятиями.
- Знают где растут цветы, овощи, фрукты и грибы, ягоды о их полезных свойствах.
- Составляют маленький рассказ об осени и ее дарах с помощью взрослого.
- Осенние приметы и явления.
- Дети стали более раскрепощены и самостоятельны.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Вывод
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период произошла интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний сформировано целостное видение картины окружающего мира. В ходе реализации проекта установились содержательные связи с родителями воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект для детей 4-5 лет. «По дорожке ходит осень и приносит нам дары».
Одним из важнейших направлений в работе с детьми среднего возраста, является развитие их познавательной сферы, что способствует, расширению, уточнению чувств, отношений, знаний.Часто взрослые забывают...
Творческо - познавательный экологический проект " Ходит осень по дорожкам..."
Паспорт и презентация проекта...
Конспект занятия по экологическому развитию детей 2 мл. гр. Тема: «Путешествие в осенний лес».
Цель: обогащение знаний детей об изменениях в живой природе осенью, используя произведение Е. Чарушина «Рассказы о животных»....
Сценарий осеннего развлечения для первой детей младшей группы. «Ходит Осень по дорожке»
Развлечение для детей первой младшей группы "Ходит осень по дорожке"...
Конспект НОД по экологическому воспитанию детей во второй группе раннего возраста Тема: «Осенний букет для куклы Маши»
формирование элементарных представлений об изменениях в природе осенью...
Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Экскурсия в осенний парк». Вос-ль :Анфимова Е.И. МДОУ "Детский сад №98 "Сказка", г.Петрозавовдск.
Тема: «Экскурсия в осенний парк». Цели: Расширить, обогатить и систематизировать знания детей об осени. Формиров...
Осенний утренник для детей старшей группы. "Ходит осень по дорожкам"
Осенний утренник для детей старшей группы."Ходит осень по дорожкам"В нашей игре принимают участие три команды детей: сентябрь, октябрь, ноябрь....