Экологический проект для детей 4-5 лет. «По дорожке ходит осень и приносит нам дары».
проект (средняя группа) на тему

Одним из важнейших направлений в работе с детьми среднего возраста, является развитие их познавательной сферы, что способствует, расширению, уточнению чувств, отношений, знаний.

Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно средний возраст – это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно любить и беречь природу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_srednyaya_gruppa.docx108.56 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект для детей 4-5 лет.

«По дорожке ходит осень и приносит нам дары».

Подготовила: Давыдова Е.В.

                       

Паспорт проекта.

Актуальность:

Одним из важнейших направлений в работе с детьми среднего возраста, является развитие их познавательной сферы, что способствует, расширению, уточнению чувств, отношений, знаний.

Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно средний возраст – это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

Проблема:

         В период детства дети среднего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.

Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.

Тип проекта:    Познавательно - творческий.

Вид проекта:  Среднесрочный

Время реализации проекта:  сентябрь – октябрь 2016 г.

Участники проекта:   Дети средней  группы «Теремок», родители, воспитатели.

Цели проекта:

  • Формирование начальных форм экологической культуры у детей среднего возраста.
  • Расширить и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
  • Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно правильного взаимодействия с окружающим их большим миром природы.
  • Пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «По дорожке ходит осень», «»Цветы», «Насекомые», «Овощи на грядке найду», «Фрукты выросли в саду», «Кладовая леса (грибы и ягоды)».

Задачи проекта:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о осенних  изменениях в природе, развивать познавательную активность.
  • Формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
  • Показать конкретные способы экспериментирования и исследования объектов природы.
  • Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
  • Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
  • Развивать стремление импровизировать; закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.
  • Формировать умение читать наизусть небольшие стихотворения.
  • Формировать умение передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки; развивать эстетическое восприятие.
  • Воспитывать любовь к природе.

Предполагаемый результат:

  • Расширение кругозора детей и пополнение знаний детей об осени, её признаках и дарах.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей у родителей.
  • Дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами природы.

Основные методы и формы реализации проекта:

  • Определение темы, постановка цели и задачи.
  • Определение методов и приемов работы.
  • Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
  • Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
  • Дидактические  и с/р игры.
  • НОД, беседы.
  • Рассматривание иллюстраций, открыток.
  • Использование и просмотр презентаций: «Овощи», «Фрукты», «Что такое осень» «Насекомые», «Цветы», «Осенние зарисовки». (ноутбук)
  • Составление перспективного плана.

Продукт проектной деятельности:

  • Детские рисунки на тему «Осень», «Цветы» «Дары осени»;
  • Конкурс поделок (дети и родители) из даров осени  на тему «Осенние фантазии»;
  • Выставка книг по теме «Осень»;
  • Цикл НОД на тему «Осень».
  • Фотовыставка «Осень в гости к нам пришла».

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие:

Социализация:  • Развитие игровой деятельности.                                                                                      

Коммуникация:  •Формировать у детей доброе отношение к окружающему миру.
• Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.
• Формировать у детей моральные и нравственные ценности.                                                                    

Труд:  • Безопасность.
• Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Познавательное развитие:
Познание:
  • Воспитывать культуру поведения.
• Развивать желание делать поделки совместно с взрослыми, используя природный материал.            

Речевое развитие:  • Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.
• Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи об осени.
• Продолжать работу над развитием связной речи.
• Формировать умение отвечать на вопросы.
• Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
• Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

Художественно – эстетическое развитие:
Художественное творчество:  • Формирование устойчивого интереса к рисованию, аппликации, лепке.
• Формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающих предметов и природы.
• Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции.
• Формировать навыки аккуратной работы.

Физическое развитие:

Здоровье:  • Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки.
• Совершенствовать культурно – гигиенические навыки.

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатели:(постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми, выбор оборудования и материалов).

  • Разработка проекта: «По дорожкам ходит осень и приносит нам дары»
  • Составление примерных серий конспектов занятий по данной теме.
  • Подбор методической литературы по данной теме.
  • Подбор настольно – печатных и дидактических игр.
  • Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе, фруктах и овощах, лесных дарах.(загадки и пословицы на осеннюю тему и т.д.)
  • Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций (пейзажи и натюрморты) на осеннюю тему.
  • Обеспечение наборами игрушек «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды».
  • Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).

Сотрудничество с родителями:

  • Оформление  папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
  • Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно – образовательному процессу в ДОУ.
  • Проведение индивидуальных бесед,  с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок – игрушек из природных даров.
  • Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки  «По дорожкам ходит осень и приносит нам дары»
  • Оформление цикла консультаций  для родителей по теме проекта.
  • Рекомендация родителям прогулку в лесопарк.      
  • Рекомендации для родителей собрать гербарий из листьев разных деревьев

2  этап. Практический.(поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; изучением природных объектов).

Образовательные области.

Виды детской деятельности.

Познавательно-речевое развитие

Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.                                                                             Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов                                                                                      

 Ознакомление с природой: беседы:«Золотая осень», «Цветы», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты», «Деревья и кустарники осенью», «Труд людей осенью», «Ягоды», «Грибы»,    «Осенний лес», «Поздняя осень», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»; экскурсия: по экологической тропе детского сада.                                                                 Цикл наблюдений: «Кто помогал деревьям расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем листики  растений»,  «Чем отличается елочка от березки осенью?», «Куда исчезли насекомые?»                                                                           Пословицы, поговорки, загадки об осени.                                                                       Чтение и заучивание стихотворений об осени:  Е. Трутневой «Осень», «Осень»М. Ивенсен, «Зонтик» М.Сидорова, «Осенний листок» О. Чусовитина, «Осень»  И. Демьянов, Ю. Тувим  «Овощи», Я. Аким «Яблоко».                                                                                                       Чтение детям: И. Соколов - Микитов  «Осень в лесу В. Бианки. «Осень»,Н. Грибачев «Рыжие листья», И. Хруцкого «Осень», А. Куприн «Птицы», Л.Зильберг «Полезные  продукты».

Социально-коммуникативное  развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Семья - заготовки на зиму», «Лесовики», «Я у бабушки в саду».

Дидактические игры: «Что растет в лесу», «Найди листок, как на дереве», «Отгадай, что за растение», «Похож - не похож», «Вершки и корешки», «Лесник», «Бывает -не бывает» (с мячом), «Узнай, чей лист»,  «Найди дерево», «Что это за птица?», «Овощи и фрукты», «Времена года», «Что растёт на грядке?», «Фруктовая мозаика», «Собираем урожай», «Угадай на вкус», «Садовник», «По грибы по ягоды».

Наблюдение и составление рассказа по темам «Как изменился участок детского сада», «Что я видел по дороге из детского сада?», «Как я помогал родителям убирать урожай».  Об овощах и фруктах.                                          

Физическое развитие                    (здоровье)

Беседа с детьми на тему: «Овощи-лекари», «Прогулка для здоровья».

Игра-забава «Зайчик в огороде».

Пальчиковая гимнастика:  «Осенний букет», «Осень», «Деревья осенью» «Насекомые», «Паучок и прыгуны», «Аленький цветочек», «Мы сажаем цветы»

Подвижные игры: «К названному дереву беги», «У медведя во бору», «Листопад», «След в след», «Удочка», «Огородники и воробей».

Физкультминутки:«Ветер тихо клён качает…»,«Руки согнули и разогнули,  это деревья в лесу…», «Вышли мышки как – то раз…»                                                             Игровые упражнения «Дождя не боимся!», «Танец листочков», «Птицы улетают», «Урожай», «Овощи».                                                                                                            Ежедневные наблюдения во время прогулок, заучивание стихотворений.                                                                                 

Художественно-эстетическое                         развитие

Рисование: «Посмотрим в окошко», «Красивые цветы», «Картинки для наших шкафчиков», «Кисть рябинки, гроздь калинки», «Золотая осень», «Сказочное дерево»

Лепка: «Жуки на цветочной клумбе», «Во саду ли, в огороде», «Мухомор»

Аппликация: «Золотые подсолнухи», «Заюшкин огород»

Конструирование: «Дорожки в саду».                                                         Самостоятельная художественная деятельность детей: изготовление  фигур овощей и фруктов из пластилина.

Разучивание песен об осени.                                                                                          Слушание аудиозаписей: «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса».

Взаимодействие                          с семьёй.

Консультации для родителей:

«Воспитание у детей любви к родной природе», «Осень».

Папка-раскладушка «Овощи-лекари», «Осень и ее приметы».

Составление гербария из осенних листьев.

Оформление выставки семейных поделок:

« По дорожке ходит осень и приносит нам дары».

        3 этап. Заключительный.(обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов).

    Продукт проекта дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира.

Заключительный результат: Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован  весь материал по теме проекта.

Дети знают и называют:

  •  Овощи, фрукты и осенние дары леса и сада, насекомых, цветы.
  • Владеют обобщающими понятиями.
  • Знают где растут цветы, овощи, фрукты и грибы, ягоды о их полезных свойствах.
  • Составляют маленький рассказ об осени и ее дарах  с помощью взрослого.
  • Осенние  приметы и явления.
  • Дети стали более раскрепощены и самостоятельны.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Вывод

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период произошла интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний сформировано целостное видение картины окружающего мира.                                                                                                               В ходе реализации проекта установились содержательные связи с родителями воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект для детей младшей группы"Осень разноцветная".

Экологический проект для детей младшей группы с ЗПР...

Экологический проект для детей младшей группы "Ёлочка красавица,детям очень нравится"

Экологический проект "Ёлочка красавица,детям очень нравится".Цели и задачи проекта.Краткое содержание проекта.План проведения мероприятий в рамках проекта....

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Во саду ли, в огороде…» ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 г. Ейска муниципального образования Ейский районЭкологический проект для детей старшего дошкольного...

Экологический проект для детей младшей группы: «Осень, Осень, в гости просим!».

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из опре...

Экологический проект для детей 4-5 лет. "По дорожке ходит осень и приносит нам дары".

Познавательно- творческий проект. Цель проекта: формирование начальных форм экологической культуры у детей среднего возраста. ...

Экологический проект для детей раннего возраста группа №1: «Экологическая тропа в детском саду»

Экологический проект для детей раннего возрастагруппа №1:         «Экологическая тропа в детском саду»...

Экологический проект для детей 3-4 лет «Красавица осень»

Цели:1. Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.2. Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осо...