Использование современных информационно- коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.
статья по логопедии
Соврепменное общество активно создает новую информационную культуру, к котором уже живут наши дети.И логопеды ДОУ не должны оставаться в стороне.Детям интересно все, что связано с компьютером, таким образом повышается учебная мотивация, повышается и речевая , познавательная активность ребенка на логопедическом занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_v_rabote_logopeda.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных информационно- коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно – коммуникативных технологий в организации образовательного процесса. Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современное общество активно создаёт новую информационную культуру, в которой уже живут наши дети. И логопеды ДОУ не должны оставаться в стороне. Детям интересно всё, что связано с компьютером, таким образом, повышается учебная мотивация, повышается и речевая, познавательная активность ребёнка на логопедическом занятии.
Компьютеризация образовательных учреждений способствует внедрению ИКТ и в образовательный процесс воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Использование компьютерной техники в образовательном процессе позволяет педагогу творчески переосмысливать, художественно и эстетично «оформлять» свои методические идеи:
- делать то, что без компьютера делать сложно;
- делать то, чего не делали раньше (виртуальные экскурсии в лес, парк, музей)
- по – новому и более качественно делать то, что делали раньше.
Мы используем ИКТ в совместной деятельности с детьми на коррекционно – логопедических занятиях в качестве современного наглядного материала.
Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности», но часто возникает проблема, где найти нужный материал, и как лучше его продемонстрировать. Имеющийся в детском саду наглядный материал устаревает, а приобретение нового требует немалых материальных затрат.
Изготовление своими руками требует способностей, да и не всегда соответствует необходимым требованиям к наглядности.
Компьютерные технологии представляют для нас, учителей - логопедов большой интерес и являются не частью содержания коррекционного обучения, а дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребёнка.
Контингент воспитанников старшего дошкольного возраста в детском саду составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития.
Организация образовательной деятельности этих детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников во время проведения мероприятия. Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация. Очень часто ни желание логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков.
С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников мы стали использовать обучающие компьютерные программы:
- «Учимся говорить правильно».
- «Игры для тигра».
- «Баба – Яга учится читать».
- «Автоматизация согласных».
- Программа Paint (рисование) – позволяет закреплять в игровой форме знания о цвете и геометрических фигурах, развивать мускулатуру пальцев рук, совершенствовать зрительно – моторную координацию. Программа особенно полезна в целях коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения моторики, пространственного восприятия;
- Также стали создавать собственные. Презентации мы создаём с помощью программ:
- Программа Movie Maker обрабатывает видео – кадры, фотографии;
- Программа «Киностудия»
- Программа Microsoft office Powerpoint
Мы используем ИКТ для диагностики детей, на индивидуальных, фронтальных мероприятиях, в работе с родителями, а также в обмене опытом с коллегами.
Аналогом компьютерных программ для использования на логопедических мероприятиях могут стать презентации, видеомероприятия, создаваемые самим логопедом.
Вы спросите, на каких этапах коррекционной работы учитель – логопед может вводить компьютер? В своей практике мы используем персональный компьютер:
- на подготовительно этапе узнавания речевых и неречевых звуков;
- на этапе постановки, автоматизации и дифференциации и развития фонематического слуха;
- на этапе формирования и коррекции произносительной стороны речи;
- на этапе развития лексико - грамматической стороны речи;
- на этапе развития связной речи.
Использование мультимедиа на логопедических мероприятиях повышает качество работы учителя - логопеда, если материал представлен ярко с опорой на различные каналы восприятия, то он усваивается прочнее, а его воспроизведение не вызывает у ребёнка затруднений. У ребёнка повышается самооценка, он перестаёт бояться, активно работает на занятиях, свободно общается в социуме.
Мероприятия с использованием компьютерных технологий нужно проводить с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка, с соблюдением САНПиН:
- использование новых моделей компьютера;
- работа с компьютером не более 2х раз в неделю;
- проведение гимнастики для глаз:
- работа за компьютером не более 5-7 мин.
Использовать компьютер на групповых и фронтальных мероприятиях можно при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора или большого телевизора.
Преимущество использования ИКТ для ребёнка:
- повышает мотивацию ребёнка к логопедическим занятиям:
- формирует у ребёнка активную позицию субъекта обучения;
- обучается элементарным действиям с компьютером.
Таким образом, мы считаем, что использование в логопедической и коррекционной работе нетрадиционных методов и приёмов, например, мультимедийных презентаций предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом, их применение на логопедических занятиях интересно детям, что немаловажно мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми, также мы используем ИКТ, чтобы расширить осведомлённость родителей в вопросах воспитания и обучения детей с недоразвитием речи, повысить общий уровень психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития своих детей. Подготовленные задании, мультимедийные презентации предлагаем родителям, такой способ выполнения рекомендаций логопеда в процессе домашних занятий вызывает интерес и детей и родителей.
Планируем в нашем детском саду создать банк мультимедийных презентаций и видео- уроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в ДО (опыт работы)
Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в дошкольной организации". Данный материал будет полезен учителям-ло...
ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА.
Данная статья посвящена компьютерным технологиям в коррекции речевых нарушений у детей. В статье описываются различные информационно компьютерные технологии...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.Неотъемлемой и важной частью этих процес...
Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ.
Компьтерные технологии в современной жизни человека. Компьютер и дети-логопаты. Использование развивающих игр в работе учителя-логопеда....
Информация из опыта работы"Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя - логопеда".
quot;Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя - логопеда"....
Презентация. Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда.
Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда....
Преемственность в работе учителей-логопедов в системе "Дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа» как одно из условий непрерывного образования ребенка
Рассмотрены цели и задачи преемственности учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательной школы. Описаны способы осуществления данной преемственности.Ключевые слова: п...
- Мне нравится (1)