Экологическое воспитание как средство формирования познавательной активности детей дошкольного детей возраста
статья
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_eko_vospitanie_viktorova_i.v.docx | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание
как средство формирования познавательной активности
детей дошкольного детей возраста
статья опубликована https://mir-pedagoga.ru/konkurs/cresults?results=555
на Всероссийском профессиональном конкурсе «Экологическое воспитание»
Викторова И.В., воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ «ЦРР ДС № 18 «Теремок»
г. Юрга, Кемеровская область-Кузбасс
Бесконечно разнообразен окружающий мир природы. Ввести детей в этот удивительный мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – одна из главных задач педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО).
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. В период дошкольного детства у детей возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, и родной город, край. Это мир взрослых, с которыми дети общается, мир предметов, которые помогают ему познавать окружающую действительность. Природа окружает детей с ранних лет.
В педагогическом процессе по опыту работы МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 18 «Теремок» используются различные формы организации детей дошкольного возраста при ознакомлении их с природой и методы обучения (наглядные, практические, словесные).
Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков (ЗУН), а также отношение к окружающему миру.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кино (video) фильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Наблюдение - это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют
восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Организуя
наблюдение, педагоги решают в комплексе ряд задач: формируют у детей знания о природе, учат наблюдать, развивают наблюдательность, воспитывают эстетически. Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений; например, с дикими животными разных стран (континентов) детей можно чаще всего познакомить лишь через картины.
Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование.
Использование этих методов в процессе ознакомления с окружающим миром
позволяет педагогам уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении ЗУН.
Наряду с наблюдениями для расширения представлений о доступных явлениях и предметах природы широко используются разнообразные игры:
дидактические, подвижные и творческие. В игре дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания. При ознакомлении детей с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
К практическим методам относится и труд в природе. Он имеет большое воспитательное значение, т.к. труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и является одним из способов развития наблюдательности, любознательности.
Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются элементарные опыты.
Опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразования в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети старшего дошкольного возраста принимают активное участие.
Словесные методы– это рассказы, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения систематизации и обобщения знаний детей о природе. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе. Решая определенные задачи, педагоги, строят рассказы с учетом опыта интересов дошкольников. Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности и возрастным особенностям детей (рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным). Исходя из дидактических задач выделяют два вида бесед: предварительная и итоговая.
Предварительная беседа используется педагогом перед наблюдением, экскурсией. Цель беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.
В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей старшего дошкольного возраста должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность. В работе по ознакомлению детей с окружающим миром необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должны познать дети, также требует использования разнообразных методов. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными и индивидуальными особенностями детей, характером образовательных задач, которые решают педагоги.
Для развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста
важное значение имеет воспитание различных видов чувствительности и
формирование игровой деятельности, а также специальное умственное воспитание. Умственное воспитание детей осуществляется в процессе различных видов его продуктивной деятельности, ознакомления с окружающим миром, путем специального формирования у него математических представлений и понятий, а также в процессе развития речи. Кроме того, большое значение для развития мышления имеют дидактические игры. Из личного педагогического опыта работы могу с уверенностью сказать, что дидактическая игра по праву считается одним из эффективных средств обучения.
Дидактические игры используются в СОД если педагог осуществляет прямое обучение, то в игре познавательные задачи (определение свойств, качеств предмета, классификация, группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадай, выполни роль), что делает игру особой формой обучения – легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми ЗУН. В играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растений и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации.
Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей играть вместе.
Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание.
По содержанию дидактические игры можно разделить на:
Математические игры направлены на формирование у детей элементарных математических представлений «Один - много», «Чего больше?», «Назови по порядку», решению арифметических задач («Занимательные задачки», «Сколько их?», «Кого больше?», освоения величин, простейших зависимостей и измерительной деятельности («Кто выше?», «Кто ниже?», «По порядку»), восприятия детьми пространственных и временных отношений и ориентировок «Который час», «Путешествие», «Когда это бывает?»;
Сенсорные игры направлены на обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков «Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи», «Разноцветные дорожки», «Где, чей бантик?»; учат группировать объекты живой природы по тому или иному качеству; сравнивать предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделять существенные из них, таким образом, детей подводят к овладению сенсорными эталонами «Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи», «Дикие или домашние животные», «Мягкий или пушистый?», «Какого цвета?»;
Речевые игры «Путешествие по комнате», «Кто, что делает?», «Назови одним словом», «Скажи по-другому», «Закончи предложение», «Кому угощение?», «Зоопарк», «Сравни животных и птиц», «Найди отличия», «Найди сходства», «Что бывает…», «Какое бывает…», «Угадай, кто это?», «Живые слова» способствуют развитию речи у детей дошкольного возраста;
Музыкальные игры «Кто громче?», «Какой инструмент звучит?», «Кто это поёт?», «Какая песенка звучит», «Солнышко и дождик», «Кто как кричит?», направлены на решение задач музыкального воспитания в соответствии с требованиями ООП ДО;
Природоведческие игры учат, понимать закономерности, происходящие в природе, взаимосвязь всего в мире, многое узнает о природных сообществах и явлениях, о роли человека в природе и другое «Когда это бывает», «Опиши времена года», «Узнай по описанию», «Птицы перелетные -- неперелетные», «Кто, где живет?», «Парные картинки», «Составь рассказ о «животном», «насекомом», «млекопитающем» и т.п.; «Какая погода?», «Найди ошибку художника»;
Для ознакомления с окружающим используются различные дидактические игры «Кто, чем питается?», «Кто, где обитает?», «Что сначала, что потом?», «Кому, что необходимо для жизни?», «Режим дня», «Загадки», «Что на картинке?», «На прогулке»;
По изобразительной деятельности были внедрены в воспитательно-образовательный процесс ДОО сравнительно недавно, но их значение очень велико для развития дошкольников, формирования у них знаний, умений и навыков (ЗУН) в изобразительной деятельности, декоративно-прикладной деятельности. «Раскрась по образцу», «Что нарисовано», «Дорисуй», «Собери цветок», «Нарисуй по-другому», «На что похож листочек», «Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Что за картина?», Чей хвост?» - это малая часть дидактических игр, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.
Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно (организуются со всей группой), групповые (с подгруппой детей), так и индивидуально (с 1-3 детьми), усложняя их с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого из детей.
По характеру используемого дидактического материала обучающие игры делятся на: словесные; настольно-печатные; с предметами и игрушками животных (птиц); с картинками (сюжетными и предметными); компьютерные дидактические игры.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста (среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту).
Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор. В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения знаний детей («Летает - не летает», «Летит, плывет, бежит, прыгает», «Третий лишний», «Назови одним словом», «Кому, что нужно?».
Дидактические игры с предметами и игрушками очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов могут использоваться игрушки, реальные предметы, объекты природы чаще используются в младшем дошкольном возрасте, так как у детей данного возраста преобладает наглядно-образное мышление.
Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей; развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация); совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение); описывать предметы; составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи; воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли.
Игры с картинками используются во всех возрастных группах. Для игр могут использоваться разнообразные картинки, серии картин, в соответствии с программными требованиями.
Настольно-печатные игры так же разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы, содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости. К настольным играм относятся разнообразные игры: пособия, типа картинок, предметного лото, домино, тематические игры «Где что растет?», «Когда это бывает?», «Кому это нужно» и др.;
Игры, требующие двигательной активности, сноровки.
Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-4 партнеров.
В «Лото» дети должны к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Животный мир», «Морское дно» и др.
В «Домино» принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Дикие животные», «Домашние животные», «Ягоды» и др.
В играх типа «Лабиринт», предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используются игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Зоопарк», «Джунгли», «Подводный мир»). Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая свои фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действий.
Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, пазлы, на которых изображенный объекты животного (растительного) мира или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания.
Компьютерные дидактические игры являются средством закладки у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками программирования. Компьютерные игры применяются как дидактическое средство при обучении в самых разнообразных областях образовательного процесса. Таких игр множество, задача педагога - выбрать необходимую, в соответствии с поставленной задачей, возрастом детей и программными требованиями. Существуют даже целые программы, состоящие из дидактических игр, систематизированных по определенным программным задачам, направлениям воспитательно-образовательного процесса.
Сорокина предложила классификацию дидактических игр по характеру игровых действий: игры-путешествия; игры-предположения; игры-поручения; игры-загадки; игры-беседы; подвижно-дидактические игры
Игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение, задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия могут входить песни, загадки, подарки и многое другое. Сюда можно отнести такие игры, как «Путешествие в сказочный лес», «Наш поезд едет в Далекую страну» и др.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все ягоды красного цвета», «Разложи камушки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».
Игры-предположения «Что было бы…?», «Что бы я сделал?», «Кем бы хотел быть и почему?» и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии, а игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии или с поставленными условиями созданными обстоятельствами. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент, например, игра «Кто быстрее сообразит?».
Игры-загадки – в основе этих игр лежит принцип загадывания и отгадывания загадок, игры могут быть самыми разнообразными по содержанию и организации. Как известно, содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир, в них отражаются достижения науки, техники, культуры. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. («Отгадай загадку - покажи отгадку», «Найди, где спрятано», «Путешествие», «Сундучок с секретом»).
Игры-беседы (диалоги) основа игр общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Отличительными его чертами является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры.
В игре-беседе педагог часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета - темы игры, познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть - сделать открытие и в результате что-то узнать. Ценность игры-беседы в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей, воспитывает умение слушать и слышать вопросы педагога, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение, развивает умение участвовать в беседе. Сюда можно отнести такие игры, как «Сядем рядком да поговорим ладком», «У нас в гостях Айболит (Незнайка)», «Расскажи о себе», «Что случилось с нами?», «Как ты провел выходные», «Где бывали, что видали».
Подвижно-дидактические игры содержат в себе три вида задач: обучающую, игровую, задачу физического воспитания. В ходе таких игр решаются задачи по развитию у детей физических качеств и умений, а так же происходит закрепление материала, полученного в другой СОД «К названному дереву беги», «Секрет», «Путешествие в страну…», «Отгадай загадку - покажи отгадку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении природой»
Ребенок дошкольник является сам по себе уже исследователь и проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию....
"Исследовательская деятельность как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста"
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые све...
«ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
1 слайд ТЕМА: «ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Выполнила : Пивкина Татьяна Николаевна воспитательМБДОУ «Центр развития ...
Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».
Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...
Выступление на РМО по теме: "Экспериментирование, как средство формирования познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста".
Желание получить новые впечатления, постоянно что-то наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем его мире, вот те черты, которые характеризуют каждого...
Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра,как средство формирования позновательной активности у детей мл дош возраста....