«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении природой»
статья (старшая группа) на тему
Ребенок дошкольник является сам по себе уже исследователь и проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении природой»
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке и решать возникающие проблемы. Ребенок дошкольник является сам по себе уже исследователь и проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
Так, что же такое детское экспериментирование:
. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента дети учатся:
Видеть и выделять проблему
Принимать и ставить цель
Анализировать объект или явление
Выделять существенные признаки, связи
Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения
Отбирать материал для самостоятельной деятельности
Делать выводы
Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира
Задачи:
1) Обучение детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира
2)Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
3) Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств.
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?"
В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
Средства: язык, речь, поисковые действия
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, получение новых знаний и умений.
Примерная структура занятия - экспериментирования
1.Постановка исследовательской задачи или проблемной ситуации.
2.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
3. Уточнение плана исследования.
4.Выбор оборудования и его размещение детьми в зоне исследования.
5.Распределение детей на подгруппы.
6.Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Перспективный план по опытно – экспериментальной деятельности
Сентябрь Тема: Воздух
Цели: Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Знакомить с органами дыхания человека. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.
Октябрь: Тема: Магнит
Цели: Познакомить детей с магнитом некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.
Ноябрь: Тема: Камни
Цели: Познакомить детей со свойствами камней: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить.
Декабрь Тема: Термометр и температура
Цели: Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров.
Январь Тема: Снег
Цели: Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом.
Февраль Тема: Песок
Цели: Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами.
Март Тема: Электричество
Цели: Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»,
Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.
Апрель Тема: Почва
Цели: Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины.
Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений
Май Тема: Звук
Цели: познакомить детей с понятием «звук», с органами воспринимающими звук –ухо, сформировать представления о характеристиках звука – громкости, тембре, длительности, развивать умение сравнивать различные звуки,.
Требования к оформлению и содержанию уголка экспериментальной деятельности:
Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам:
«Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т.д, расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Оборудование
-Приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка.
-Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.
-Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.
-Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
-Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д.
-Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
-Красители: гуашь, акварель и т.д.
-Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д.
-Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д.
Дополнительное оборудование:
-Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов.
-Карточки – схемы проведения экспериментов на плотной бумаге.
-Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента.
На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.
При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности.
Опыты и эксперименты проводятся разные:
*демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами)
*фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей)
* самостоятельные ( дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этим полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки).
Все эти разные опыты и эксперименты учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.
В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Они испытывают удивление, и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». Сухомлинский В.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».
- Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ”.- Как максимально и...
Мастер-класс "Применение на практике воспитателями ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"
Мастер класс с педагогами ДОУ...
Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».
Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...
Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"
· передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;·...
Мастер-класс “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой”.
обучить участников мастер-класса экспериментированию....
Выступление на РМО по теме: "Экспериментирование, как средство формирования познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста".
Желание получить новые впечатления, постоянно что-то наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем его мире, вот те черты, которые характеризуют каждого...
Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой
Мастер-класс "Внедрение в практику работывоспитателей ДОУ метода экспериментированиякак средства развития познавательного интереса удетей старшего дошкольного возраста приознакомлении с неживой п...