«Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя».
консультация
Проблема укрепления здоровья детей не кампания одного дня, деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno.docx | 23.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Научно – методическая деятельность
Приоритетное направление деятельности педагогов
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя».
Здоровье человека- актуальная тема для разговора во все времена. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, химические добавки в продуктах питания, эмоциональный дискомфорт, недостаточное внимание семьи к укреплению физического и психического здоровья детей, равнодушное отношение родителей к физкультуре и спорту- факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. На фоне экологической напряженности, роста болезней «цивилизации», нужно овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. И этой проблеме нужно уделять как можно больше внимания именно в дошкольном учреждении.
Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка. В дошкольный период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Прогрессивные ученые В. М. Бехтерев, П. К. Анохин, изучая влияние музыки на человека, доказали, что музыка может вызывать или ослаблять возбуждение организма, умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха. Педагог - исследователь Н. Ветлугина в «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» отмечает, что пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи-логопеды используют пение при лечении заикания), регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, развивает уверенность движений. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование влияния музыкальной деятельности на укрепление и сохранение физического и психического здоровья ребенка.
Проблема укрепления здоровья детей не кампания одного дня, деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию. Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих детских садов, в т.ч. и нашего детского сада. Передо мной, как музыкальным руководителем, встала задача, как можно с помощью различных видов музыкальной деятельности не только эстетически развивать детей, но и укреплять их психическое и физическое здоровье.
Музыкально - оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психического и физического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Для постановки и решения задач я придерживалась здоровьесберегающей модели организации музыкально-оздоровительной работы в детском саду, в которой выделила следующие компоненты:
1. Использование здоровьесберегающих технологий в НОД и совместной деятельности.
2. Организация музыкальной здоровьесберегающей среды.
3. Просвещение педагогов и родителей.
Задачи:
В сфере работы с детьми | В работе с родителями | В работе с педагогическим коллективом |
1.Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. 2.Создать развивающую предметно-пространственную среду: картотеки по видам здоровьесберегающих технологий, музыкальные инструменты из бросового материала, дополнительные «дорожки здоровья». 3.С помощью здоровьесберегающих технологий повысить адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей). | 1.Содействовать просвещению родителей. 2.Формировать потребности семьи в ЗОЖ. | 1.Организовать взаимодействие с педагогами. 1.Обмен опытом с музыкальными руководителями. |
Основные формы реализации:
- музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий;
- музыкально – валеологические занятия;
- музыкально-спортивные развлечения;
-консультации для родителей «Музыка лечит», «Почему петь полезно», «Оптимизм и здоровье», и т.д.
- просмотр видеороликов на данную тему;
- работа с родителями: совместные досуговые мероприятия, выпуск семейных газет, выступление на общем родительском собрании.
План реализации
1 этап
- Изучение литературы по данной проблеме.
- Оценка возможности применения здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании.
- Составление схемы взаимодействия с педагогами.
2 этап
- Систематизация материала:
-подбор валеологических песенок,
-пальчиковых и речевых игр с музыкой и без,
-комплексов игрового массажа,
-артикуляционной и дыхательной гимнастики,
- фонопедических упражнений.
- Разработка музыкально - валеологических занятий.
- Составление фонотеки «Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников».
- Разработка конспектов музыкально – спортивных развлечений.
3 этап
Цель: подведение итогов, оценка результатов.
Реализация работы по этапам
Этапы работы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
1 этап Подготовительный | Разработка системной паутинки по проекту, конспектов занятий и совместной деятельности детей, педагогов, родителей. | Беседа с детьми. Рассматривание иллюстраций. Демонстративно- наглядный материал по теме «Здоровье», «Спорт». | Разработка совместного досуга и маршрутов выходного дня. |
2 этап Основной | - Подбор стихов, загадок, песенок, - подбор пальчиковых и речевых игр по теме, - подбор комплексов игрового массажа, дыхательной и артикуляционной гимнастики; - подбор фото - коллажей, иллюстраций, раскрасок, консультаций, видеороликов по теме. - оформление папки-передвижки для родительских уголков по теме: «Артикуляционная гимнастика: зачем и как её делать». | - Рассматривание иллюстраций, - прослушивание произведений по теме, - разгадывание загадок, - работа с раскрасками, - разучивание стихов, песен, музыкально-подвижных игр по теме, -музыкальные занятия, - праздники, досуги, развлечения. | - участие в музыкально-спортивных праздниках и развлечениях, - просвещение родителей по теме через информацию на музыкальном стенде, родительских уголках, папке-передвижке: «Артикуляционная гимнастика: зачем и как её делать», «Пойте на здоровье», «Музыка лечит», «Удивительные истории о силе музыки». |
3 этап | - Подведение итогов. - открытые мероприятия; - анализ проекта; - выбор темы следующего проекта с учётом ошибок. | - совместное обсуждение работы над проектом – что понравилось, а что нет; - обсуждение – чему научились в ходе реализации проекта; | - отзыв о проекте, - впечатления от достижений детей, - предложения и рекомендации на будущее, - выступление на общем родительском собрании «Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя». |
Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
Я считаю, что ни одна, даже самая совершенная музыкально-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
-Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это совместные праздники. Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. В детском саду стало традицией проведения совместных праздников, таких как «Новый год», где в роли Деда Мороза и Снегурочки выступают родители, «23 февраля» с участием пап, разнообразные конкурсы к 8 марта, «Широкая Масленица», «Выпуск в школу», спортивные развлечения.
- Беседы на тему «Музыкально-оздоровительная работа в детском саду» на родительских собраниях.
- Индивидуальные консультации.
- Организация обратной связи «Почтовый ящик».
- Наглядная информация в уголках родителей.
- Консультации о целебной силе музыки в организационных папках и музыкальном стенде.
- Выставки книг (подборки педагогической и психологической литературы) об укреплении и сохранении психофизического здоровья ребёнка.
- Показы открытых мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий.
Там, где действия педагогического коллектива совпадают с действиями семьи, эффект, как правило, наибольший.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий
в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие»
Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии, я достигла определенных результатов. Планировать свою работу мне помогало пособие «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», автор О.Н.Арсеневская.
Результаты:
- Выступление на общем родительском собрании «Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя»;
- Показ открытых мероприятий: «Папа, мама, я – дружная семья», «Путешествие в город Здравгород», «Если только захотим – тоже в космос полетим!» и др. (Каждая семья награждается памятной медалью за участие);
Продукты:
- Сделана подборка пальчиковых игр с музыкальным сопровождением (картотека), игровых и фонопедических упражнений (картотека).
- Систематизированы упражнения по артикуляционной и дыхательной гимнастике (картотека), игрового массажа (картотека).
- Подобран практический материал для воспитателей: CD –диски «Музыкотерапия» по возрастным группам.
- Разработаны консультации для педагогов и родителей: «Пойте на здоровье», «Пение и внутренние органы», «Музыка лечит», папка – передвижка для родительских уголков «Артикуляционная гимнастика: зачем и как её делать», «Удивительные истории о силе музыки».
- Изготовление дополнительных дорожек здоровья в физкультурные центры.
Основные выводы по результатам работы:
Анализ литературы по проблеме и проведённая работа позволили сделать следующие выводы:
Применение в работе детского сада здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального образовательного процесса:
- способствует обеспечению устойчивого интереса у дошкольников к занятиям музыкой;
- способствует формированию потребности в двигательной активности;
- способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья;
- позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей;
- формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Установились более тесные взаимоотношения между детьми и родителями благодаря совместной деятельности и в ходе организации и проведении совместных мероприятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ"
Данная презентация освещает некоторые здоровьесберегающие технологии, которые можно с успехом использовать в непосредственно образовательной деятельности музыкального руководителя ДОУ....
Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя
в соответствии с новыми нормативными документами особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесб...
Выступление на общем родительском собрании МДОУ Детский сад №39 "Сказка" "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя".
В данной презентации представлены здоровьесберегающие технологии, используемые мною в работе: актуальность темы, примерная схема музыкального занятия с применением здоров...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ
(выступление на педсовете)...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ
Учебный материал "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ" содержит необходимые в использовании в НОД по музыкальному воспитанию современные здоровьес...
Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»
Здоровье человека- актуальная тема для разговора во все времена. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, химические добавк...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя
Организовать музыкально-оздоровительную работу, обеспечивающую каждому ребенку укрепления физического и психического здоровья. Развивать музыкальные и творческие способности в различных видах музыкаль...