«Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя».
консультация

Родыгина Ольга Викторовна

Проблема укрепления здоровья детей не кампания одного дня, деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno.docx23.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Научно – методическая деятельность

Приоритетное направление деятельности педагогов 

 

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя».

 

     Здоровье человека- актуальная тема для разговора во все времена. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, химические добавки в продуктах питания, эмоциональный дискомфорт, недостаточное внимание семьи к укреплению физического и психического здоровья детей, равнодушное отношение родителей к физкультуре и спорту- факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. На фоне экологической напряженности, роста болезней «цивилизации», нужно овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья.  И этой проблеме нужно уделять как можно больше внимания именно в дошкольном учреждении.

Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка. В дошкольный период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

     Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле.  Прогрессивные ученые   В. М. Бехтерев, П. К. Анохин, изучая влияние музыки на человека, доказали, что музыка может вызывать или ослаблять возбуждение организма, умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха. Педагог -  исследователь Н. Ветлугина в «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» отмечает, что пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи-логопеды используют пение при лечении заикания), регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, развивает уверенность движений. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование влияния музыкальной деятельности на укрепление и сохранение физического и психического здоровья ребенка.

      Проблема укрепления здоровья детей не кампания одного дня, деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.  Оздоровление детей в последнее   время становится приоритетным направлением в работе многих детских садов, в т.ч. и нашего детского сада. Передо мной, как музыкальным руководителем, встала задача, как можно с помощью различных видов музыкальной деятельности не только эстетически развивать детей, но и укреплять их психическое и физическое здоровье.

Музыкально - оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психического и физического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Для постановки и решения задач я придерживалась здоровьесберегающей   модели организации музыкально-оздоровительной работы в детском саду, в которой   выделила следующие компоненты:

1.  Использование здоровьесберегающих технологий в НОД и совместной деятельности.

2.  Организация музыкальной здоровьесберегающей среды.

3.  Просвещение педагогов и родителей.

Задачи:

В сфере работы с детьми

В работе с родителями

В работе с педагогическим коллективом

1.Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

2.Создать развивающую предметно-пространственную среду: картотеки по видам здоровьесберегающих технологий, музыкальные инструменты из бросового материала, дополнительные «дорожки здоровья».

3.С помощью здоровьесберегающих технологий повысить адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей).

     1.Содействовать просвещению родителей.

    2.Формировать потребности семьи в ЗОЖ.

      1.Организовать взаимодействие с педагогами.

      1.Обмен опытом с музыкальными руководителями.

 Основные формы реализации:

- музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий;

-  музыкально – валеологические занятия;

-  музыкально-спортивные развлечения;

-консультации для родителей «Музыка лечит», «Почему петь полезно», «Оптимизм и здоровье», и т.д.

- просмотр видеороликов на данную тему;

- работа с родителями: совместные досуговые мероприятия, выпуск семейных газет, выступление на общем родительском собрании.

План реализации

1 этап

  • Изучение литературы по данной проблеме.
  • Оценка возможности применения здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании.
  • Составление схемы взаимодействия с педагогами.

2 этап

  • Систематизация материала:

-подбор   валеологических песенок,

-пальчиковых и речевых игр с музыкой и без,

-комплексов игрового массажа,

-артикуляционной и дыхательной гимнастики,

- фонопедических упражнений.

  • Разработка музыкально - валеологических занятий.
  • Составление фонотеки «Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников».
  • Разработка конспектов музыкально – спортивных развлечений.

3 этап

Цель: подведение итогов, оценка результатов.

Реализация работы по этапам

Этапы работы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

1 этап

Подготовительный

Разработка системной паутинки по проекту, конспектов занятий и совместной деятельности детей, педагогов, родителей.

Беседа с детьми.

Рассматривание иллюстраций.

Демонстративно- наглядный материал по теме «Здоровье», «Спорт».

Разработка совместного досуга и маршрутов выходного дня.

2 этап

Основной

- Подбор стихов, загадок, песенок,

- подбор пальчиковых и речевых игр по теме,

- подбор комплексов игрового массажа, дыхательной и артикуляционной гимнастики;

- подбор фото - коллажей, иллюстраций, раскрасок, консультаций, видеороликов по теме.

- оформление папки-передвижки для родительских уголков по теме: «Артикуляционная гимнастика: зачем и как её делать».

- Рассматривание иллюстраций,

- прослушивание произведений по теме,

- разгадывание загадок,

- работа с раскрасками,

- разучивание стихов, песен, музыкально-подвижных игр по теме,

-музыкальные занятия,

- праздники, досуги, развлечения.

- участие в музыкально-спортивных праздниках и развлечениях,

- просвещение родителей по теме через информацию на музыкальном стенде, родительских уголках, папке-передвижке: «Артикуляционная гимнастика: зачем и как её делать», «Пойте на здоровье», «Музыка лечит», «Удивительные истории о силе музыки».

3 этап

- Подведение итогов.

- открытые мероприятия;

- анализ проекта;

- выбор темы следующего проекта с учётом ошибок.

- совместное обсуждение работы над проектом – что понравилось, а что нет;

- обсуждение – чему научились в ходе реализации проекта;

- отзыв о проекте,

- впечатления от достижений детей,

- предложения и рекомендации на будущее,

- выступление на общем родительском собрании «Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя».

Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

Я считаю, что ни одна, даже самая совершенная музыкально-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

-Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это совместные праздники. Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым. В детском саду стало традицией проведения совместных праздников, таких как «Новый год», где в роли Деда Мороза и Снегурочки выступают родители, «23 февраля» с участием пап, разнообразные конкурсы к 8 марта, «Широкая Масленица», «Выпуск в школу», спортивные развлечения.

- Беседы на тему «Музыкально-оздоровительная работа в детском саду» на родительских собраниях.

- Индивидуальные консультации.

- Организация обратной связи «Почтовый ящик».

- Наглядная информация в уголках родителей.

- Консультации о целебной силе музыки в организационных папках и музыкальном стенде.

- Выставки книг (подборки педагогической и психологической литературы) об укреплении и сохранении психофизического здоровья ребёнка.  

- Показы открытых мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий.

Там, где действия педагогического коллектива совпадают с действиями семьи, эффект, как правило, наибольший.

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий

в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие»

Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии, я достигла определенных результатов.  Планировать свою работу мне помогало пособие «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», автор О.Н.Арсеневская.

Результаты:

  • Выступление на общем родительском собрании «Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя»;
  • Показ открытых мероприятий: «Папа, мама, я – дружная семья», «Путешествие в город Здравгород», «Если только захотим – тоже в космос полетим!» и др. (Каждая семья награждается памятной медалью за участие);

Продукты:

  • Сделана подборка пальчиковых игр с музыкальным сопровождением (картотека), игровых и фонопедических упражнений (картотека).
  • Систематизированы упражнения по артикуляционной и дыхательной гимнастике (картотека), игрового массажа (картотека).
  • Подобран практический материал для воспитателей: CD –диски «Музыкотерапия» по возрастным группам.
  • Разработаны консультации для педагогов и родителей: «Пойте на здоровье», «Пение и внутренние органы», «Музыка лечит», папка – передвижка для родительских уголков «Артикуляционная гимнастика: зачем и как её делать», «Удивительные истории о силе музыки».
  • Изготовление дополнительных дорожек здоровья в физкультурные центры.

Основные выводы по результатам работы:        

Анализ литературы по проблеме и проведённая работа позволили сделать следующие выводы:

Применение в работе детского сада здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального образовательного процесса:

  • способствует обеспечению устойчивого интереса у дошкольников к занятиям музыкой;
  • способствует формированию потребности в двигательной активности;
  • способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья;
  • позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей;
  • формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Установились более тесные взаимоотношения между детьми и родителями благодаря совместной деятельности и в ходе организации и проведении совместных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ"

Данная презентация освещает некоторые здоровьесберегающие технологии, которые можно с успехом использовать в непосредственно образовательной деятельности музыкального руководителя ДОУ....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя

в соответствии с новыми нормативными документами  особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая  внедрения здоровьесб...

Выступление на общем родительском собрании МДОУ Детский сад №39 "Сказка" "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя".

В  данной презентации  представлены  здоровьесберегающие технологии, используемые мною  в работе: актуальность темы, примерная схема  музыкального занятия с применением здоров...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ

Учебный материал "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ"  содержит необходимые в использовании в НОД по музыкальному воспитанию современные здоровьес...

Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»

 Здоровье человека- актуальная  тема  для разговора во все времена. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, химические добавк...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя

Организовать музыкально-оздоровительную работу, обеспечивающую каждому ребенку укрепления физического и психического здоровья. Развивать музыкальные и творческие способности в различных видах музыкаль...