Двигательные упражнения в режимных моментах как средство профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
Систематическая и целенаправленная профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников предусматривается, прежде всего, в процессе обязательных занятий по физической культуре, а также в режимных моментах образовательной деятельности. Предусматриваются разнообразные виды общеукрепляющих мероприятий:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Двигательные упражнения в режимных моментах как средство профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста
Существуют разнообразные формы двигательной деятельности в режимных моментах: утренняя гимнастика; совместная физкультурная деятельность педагога с детьми; прогулка с включением подвижных игр; физкультминутки; ходьба по массажным дорожкам, спортивные досуги, развлечения.
Целесообразно подобранные двигательные упражнения в режимных моментах способствуют физическому развитию детей, укрепляют здоровье и способствуют профилактике и становлению опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста.
Основой профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, особенно начальных степеней, является тренировка ослабленного организма. В работу с детьми разных возрастных групп, включены упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки, комплексы упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы.
Систематическая и целенаправленная профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников предусматривается, прежде всего, в процессе обязательных занятий по физической культуре, а также в режимных моментах образовательной деятельности. Предусматриваются разнообразные виды общеукрепляющих мероприятий:
Утренняя гимнастика снимает остаточное торможение после сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что особенно способствует формированию хорошей осанки и подготавливает организм ребёнка к последующим нагрузкам:
- ходьба с мешочком на голове, сохраняя правильную осанку,
- упражнения с гимнастическими палками, мячами;
- упражнения у «стены осанки»;
- построения, перестроения, ходьба.
Физкультурно-коррекционные занятия включают коррекционные упражнения в сочетании с общеразвивающими. Это выполнение специально подобранных физических упражнений усиливающих возбудимость коры головного мозга, а также реактивность центральной нервной системы. В эти занятия включаются: упражнения для формирования правильной осанки, свода стопы и укрепления мышц брюшного пресса и мышц мышечного корсета.
Так же проводится Фитбол – гимнастика, это занятие на больших упругих мячах. Направленность упражнений «Фитбол – гимнастики»:
- Укрепление мышц рук и плечевого пояса;
- Укрепление мышц брюшного пресса;
- Укрепление мышц спины и таза;
- Укрепление мышц ног и свода стопы;
- Увеличение гибкости и подвижности суставов;
- Развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата;
- Формирование осанки;
- Развитие ловкости и координации движений;
- Развитие подвижности и музыкальности;
- Расслабление и релаксация;
Профилактика различных заболеваний опорно – двигательного аппарата, внутренних органов.
Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Нормализация дыхания в результате выполнения различных дыхательных гимнастик снижает проявление многих патологических изменений в организме, поднимает общий жизненный тонус.
Проводятся физкультурные минутки в образовательной деятельности.
Эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния являются физические упражнения, проводимые во время организованной образовательной деятельности. Под их влиянием увеличивается количество импульсов, поступающих из двигательного и других анализаторов. Под их влиянием увеличивается количество импульсов, поступающих из двигательного и других анализаторов.
Как пример может использоваться технология проведения физкультминуток В.Ф.Базарного.
В дошкольной организации мебель подобранна с учетом роста детей. Воспитатель, и медицинский работник постоянно контролирую позу детей во время работы сидя за столом или во время приема пищи. На стуле ребенок должен сидеть так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1, 5 см (ребром проходит ладонь, голова слегка наклоненная вперед.
Массажные дорожки успешно используют различное традиционное и нетрадиционное оборудование, предназначенное для профилактики плоскостопии (массажные дорожки и коврики, массажёры, игры, изготовленные из всевозможных материалов). Пробежки по массажным дорожкам способствуют профилактике и коррекции плоскостопии, формированию правильной осанки.
Проводится гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечнытонус, способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата. Варианты организации детей после подъёма могут быть разные это:
- босохождение по «дорожке здоровья»: по ребристой доске, по коврикам-массажёрам;
- игры и игровые упражнения 2-3;
- упражнения лёжа в постели из разных исходных положений (лёжа на спине, животе, боку);
- щёточный массаж, дыхательная гимнастика
Значение пальчиковой гимнастики велико, но в нашем случае, массаж определённых пальцев рук помогает профилактике плоскостопия у ребенка. Кисть руки — это миниатюрное повторение нашего тела (большой палец — голова и шея, ладонь — туловище, указательный и мизинец — руки, средний и безымянный — ноги). Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.
Прогулки способствуют закаливанию организма детей, развитию движений, выносливости, укрепление опорно - двигательного аппарата. В зависимости от характера предшествующей деятельности содержание прогулки с детьми может быть традиционным и представлено организованными подвижными играми, игровыми упражнениями, индивидуальной работой и самостоятельной двигательной активностью.
Праздники и развлечения способствуют сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей; развитию опорно-двигательного аппарата и формированию правильной осанки, развитию подвижности в позвоночнике. Создают условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении.
С целью установления единых подходов в укреплении здоровья детей в детском саду регулярно проводятся родительские собрания, консультации специалистов, открытые просмотры, спортивные досуги, праздники и развлечения. Участие родителей и семьи в процессе профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей имеет большое значение. Поскольку большое количество времени дети проводят в условиях семьи. Во время провождения в домашних условиях необходимо следить за осанкой, положением тела ребёнка во время статического удержания поз, а так же двигательной активности. Родители принимают активное участие в создании развивающей среды в группе, изготовлении ортопедических дорожек и нетрадиционного физкультурного оборудования.
Таким образом, посредством повышения двигательного режима в режимных моментах детского сада и совершенствование методик физического воспитания по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста, позволило установить, что данные мероприятия являются доступными стимуляторами основных функций организма, их координации на развитие двигательной сферы детей, укреплении опорно-двигательного аппарата, физических качеств, подготовленности, мобилизации защитных механизмов и в конечном итоге, на уровень здоровья детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический материал для инструкторов по физической культуре по теме "Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста" для использования в процессе образовательной деятельности по физической культуре
В данном материале описываются упражнения (общеразвивающие, дыхательные, подвижные игры и.т.д.) способствующие формированию навыка правильной осанки, укреплению дыхательной системы, мышечного корсета,...
Перспективный план тренинговых занятий для профилактики нарушений в эмоционально-личностной сфере детей старшего дошкольного возраста.
Предлагаю перспективный план тренинговых занятий, которые помогут педагогу-психологу детского сада оказать психологическую помощь детям для профилактики нарушений в эмоциональн...
Оздоровительное занятие по профилактике нарушения осанки и плоскостопия для детей старшего дошкольного возраста.
Создание условий для формирования устойчивого интереса у детей к укреплению и сохранению своего здоровья....
консультация для родителей: "Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста"
В консультации для родителей раскрыта работа детского сада по профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки у дошкольников....
Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Материал по обобщению опыта учителя-логопеда, включающий авторское планирование разных видов работ с воспитанниками, педагогами и родителями....
Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста.
Из опыта работы....
Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения, профилактика нарушений чтения и письма, создание условий для успешного овладения школьной программой является актуальной проблемой тифлопедаго...