Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
опыты и эксперименты по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Материал по обобщению опыта учителя-логопеда, включающий авторское планирование разных видов работ с воспитанниками, педагогами и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта учителя-логопеда | 27.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта на тему:
«Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Антонова Светлана Владимировна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 60 «Заинька», город Тамбов. Место учебы: Тамбовский Государственный Университет им. Г. Р. Державина (1996) по специальности «педагогика и психология дошкольная»; курсы профессиональной переподготовки в ТОИПКРО по специальности «Логопедия» (2008). Педагогический стаж – 27 лет, из них по специальности – 11 лет.
На обобщение опыта работы оказали влияние следующие факторы:
- повышение эффективности работы учителя-логопеда в ДОУ;
- изучение методической литературы;
- участие в городских методических объединениях и семинарах учителей-логопедов.
Пояснительная записка
Интенсификация современного образования предполагает увеличение объема ЗУН, которыми должны овладеть будущие первоклассники. Согласно требованиям ФГОС ДО, письмо и чтение, являясь основным способом получения учебной информации, играют ведущую роль в усвоении знаний. Нарушения чтения и письма составляют серьезные препятствия для этого процесса. Сегодня можно говорить о том, что профилактика нарушений чтения и письма является актуальной не только для логопедии, но и для всей системы в целом.
Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Результаты исследований сотрудников Института возрастной физиологии (на 2007 – 2009 годы) свидетельствуют о наличии значительных проблем при переходе детей из детского сада в школу: 80 – 90%детей имеют отклонения физического здоровья, около 60% имеют дефициты в речевом развитии, в развитии моторных функций около 25%, более 70% детей имеют несформированность интегративных функций
( зрительно – моторных, слухо – моторных, сенсомоторных координаций). В последующие годы эта статистика не изменилась в лучшую сторону.
Обобщенный опыт по выбранному направлению будет интересен логопедам ДОУ с имеющимся стажем работы; область применения опыта - группы комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста или логопедический пункт в дошкольном образовательном учреждении.
Цель исследования
Обоснование научно-педагогического подхода к построению и организации профилактической работы по предотвращению нарушений чтения и письма у старших дошкольников.
Ведущая педагогическая идея опыта
Разнообразие игр, заданий, взаимосвязь с родителями, специалистами и педагогами является эффективным, влияет на результативность профилактической работы; развивает у дошкольников саморегуляцию речевого поведения и повышает интерес к обучению; повышает педагогическую компетентность у взрослых участников процесса.
Примерный перспективный план работы по предупреждению ошибок чтения и письма у детей 5-7 лет в условиях группы комбинированной направленности (логопедического пункта)
№ п/п | Содержание работы | Ответственный |
1 | Развитие ориентировки в пространстве, на своем теле, на листе бумаги. Усвоение понятий «вверх-вниз», «вправо-влево»; развитие памяти, зрительного и слухового внимания, логического мышления. | Учитель-логопед, воспитатели |
2 | Составление фигур, орнаментов (из самих детей) | Инструктор по физическому воспитанию, воспитатели, родители |
3 | Графические диктанты различной сложности для рисования различных фигур, орнаментов, букв с использованием одной или обеих рук (в некоторых случаях) | Логопед, воспитатели, родители |
4 | Выкладывание фигур (с учетом лексической темы) из счетных палочек, заполнение контура различных предметов фасолью, чечевицей, пуговицами. | Воспитатель, родители |
5 | Ощупывание букв, вырезанных из бархатной и мелкой наждачной бумаги, картонных букв. Определение на ощупь, какая буква в руках (для детей подготовительной к школе группы), назвать ее, придумать слова, содержащие ее; положить ее образец таким образом, чтобы она выражала верное написание. | Воспитатель на занятиях по обучению грамоте, логопед |
6 | Найти недостающие элементы букв , дидактическая игра «Буква сломалась» | Логопед, воспитатели |
7 | Выкладывание печатных букв из счетных палочек с фиксацией внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве. | Логопед, воспитатели |
8 | Обведение букв по трафарету, шаблону; выкладывание контура букв из счетных палочек, спичек, семечками, ниточками, проволокой, пластилином и т. д. | Воспитатель, родители |
9 | Демонстрация букв в различном положении («упала», «вверх ногами»), сравнение с нормальной позицией. | Логопед, родители |
10 | Определение букв с закрытыми глазами, написанных на ладони ребенка; на спине ребенка пальцем; в воздухе. | Родители, инструктор по физическому воспитанию |
11 | Нахождение букв в геометрических фигурах | Логопед, воспитатели, родители |
12 | Поиски букв, наложенных друг на друга | Воспитатель на занятиях по обучению грамоте, логопед |
13 | Реконструкции букв: из буквы П можно сделать И и т.д. | Логопед, родители |
14 | Определение букв, которые можно выложить из трех (И, Д, П, Н, С, К) или двух палочек (Т, Г, Х, Л) | Воспитатель |
15 | Конструирование букв из предложенных элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочки | Логопед |
16 | Подбор слов – рифм: СОК-ПЕСОК,ЛЕСОК; ГАЛКА-ПАЛКА, СКАКАЛКА и т.д. | Воспитатели, логопед |
17 | Работа над сложными словами (САМОЛЕТ – сам летает), СНЕГОПАД – снег падает) | Воспитатели, логопед |
18 | Подбор синонимов к существительным, прилагательным, глаголам: приятель – знакомый, товарищ; веселый – радостный, задорный; бежать – мчаться, нестись. | Логопед |
19 | Подбор антонимов к данным совам с учетом части речи: далеко - близко; высокий - низкий; друг – враг; стоять – бежать; говорит – молчит и т. д. | Воспитатели, логопед |
20 | Работа с омонимами. Придумывание предложений с данными словами в разных лексических значениях | Воспитатель на занятиях по грамоте, логопед |
21 | Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции: СА – сани, сахар, саня, садик; поСАдка, заСАда; лиСА, коСА, роСА, полоСА | Логопед, воспитатель, родители |
22 | Составление схемы слогов на заданный слог с использованием цветных фишек: гласный звук - красный цвет, согласный твердый звук - синий цвет, согласный мягкий - зеленый цвет; звонкость согласных обозначает колокольчик | Логопед, воспитатель |
23 | Работа с таблицами типа: _А С_ _У М_ Какой слог можно вставить? | Логопед, воспитатель |
24 | Дидактическая игра «Живые звуки» Детям даются печатные буквы, они должны найти пару, чтобы получился слог. | Воспитатель, логопед |
25 | Составление слова по картинкам с выделением звука, заданного последним. | Логопед |
26 | Дать понятие «СЛОВО»: слова бывают короткие и длинные. Познакомить со схемой слов. Самые короткие – союзы и предлоги, состоящие из одной буквы (У, И, К, В, С). При изучении с буквой А знакомим с противительным союзом а. | Воспитатель, логопед |
27 | Заучивание считалок. На письме каждое слово пишется отдельно. При заучивании считалки каждое слово ограничивается взмахом руки. Особое внимание уделить союзам и предлогам. | Логопед, воспитатель, родители |
28 | Для работы с предлогами используются схемы, где предлог – маленький человечек. | Логопед, воспитатели |
29 | Отгадывание ребусов. Цель: стимулирование умственной деятельности. | Логопед |
30 | Дифференциация по частям речи с опорой на вопросы: КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАКИЕ? КАК? и т.д. | Логопед, воспитатель на занятии по грамоте |
31 | Задания на подбор по смысловому ряду: ЧТО ЭТО? - по опорным признакам: белое, теплое, парное (мололко); - на обобщающие понятия «Четвертый-лишний»; - продолжи: огурец, помидор, морковь…; - обобщающие понятия «Назови одним словом» | Воспитатель на занятиях по грамоте, логопед |
32 | Деление слов на слоги с использованием хлопков, загибанием пальцев, прикладывание тыльной стороны ладони к подбородку. | Логопед, воспитатель на занятии по грамоте |
33 | Ударный слог. Слово произносится протяжно: зААААмок – замООООк; крУУУУжки – кружкИИИИ. | Логопед, воспитатель на занятии по грамоте |
34 | Подбор слов к слоговым схемам: КОТ, ДОМ, СОН, ВОЛК, СЛОН; РОЗА, ЗИМАА, КАРТИНА, ПАРОВОЗ; РУКИ, ДОМА, ДООА, СОЛОВЕЙ. | Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители |
35 | Подбор однокоренных слов | Логопед, воспитатели |
36 | Исключение слов по смыслу и различию в слоговой структуре | Логопед, воспитатели |
37 | Составление слова из предложенных слов | Логопед, воспитатели |
38 | Составление слова путем выделения первых звуков из слов и синтеза их в слова: КРОТ, ОСЕНЬ, ТОРТ= КОТ Аналогично путем выделения последнего звука, синтез букв в слова. | Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители |
39 | Разделение слов на слоги, а , затем, их перестановка: НА – ВЕС (ВЕСНА) | Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители |
40 | Преобразование слов путем замены одной буквы: ЛОМ-ДОМ-СОМ-КОМ-РОМ | Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители |
41 | Д/и «Слово рассыпалось»: Составление из заданных букв слова – М, Т, С, О – МОСТ. | Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители |
42 | Из букв данного слова составить новое: КОЛЛЕКТИВ – ЛЕТО, ТОЛК, КИТ, ЛЕВ, ВЕК, ВЕКО и др. | Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители |
43 | Д/и «Заколдованные слова»: КОТ – КИТ, ТОК - ТИК | Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители |
44 | Д/и «Потерялась буква»: ЛУ_, СУ_, Д_М, Т_М и т.д. | Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители |
45 | Составление сложных слов из двух: КАРИЕ ГЛАЗА – КАРЕГЛАЗЫЙ, СНЕ ПАДАЕТ - СНЕГОПАД | Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители |
46 | Работа со словами, имеющими сложную слоговую конструкцию: АКВАРИУМ, ПОЛИЦЕЙСИЙ, ВЕЛОСИПЕД, СКОВОРОДА | Логопед, воспитатель на занятии по грамоте, родители |
47 | Профилактика ошибок в словах с приставками. Дифференцирование приставки и предлога: ОТЪЕХАЛ ОТ ШКОЛЫ, НАШЕЛ НА ПОЛУ, ЗАЪЕХАЛ ЗА ДОМ и т. д.(таблицы на словообразование) | Логопед, воспитатель, родители |
48 | Знакомство с неизменяемыми словами: Дети рисуют картинку к заданному слову, составляют с ним предложение. | Логопед, воспитатель, родители |
49 | Работа с ребусами, изографами | Логопед, воспитатель, родители |
Проведенная работа позволяет сделать следующие выводы:
- Повысилась мотивация детей к занятиям с учителем-логопедом
- Повышение компетентности родителей в сфере логопедических знаний и активное включение в образовательный процесс
- Возросли показатели уровней сформированности основных компонентов чтения и письма у старших дошкольников
- Повысился авторитет учителя-логопеда среди родителей и педагогов
Представленные данные обследования дают основания говорить об эффективности представленного опыта путем оптимизации образовательного процесса. Поставленные задачи решены. Цель, в основном, достигнута.
Информационные источники
1. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция письменной речи. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.
2. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. С - Пб: «Детство-Пресс», 2006.
3. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010.
4. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. М., «Айрис-пресс», 2006.
5. www.logoped-stefa.ru
6. www.logopunkt.ru
7. www.logoburg.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста
При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по предупреждению у детей дисграфии и дислексии, для подготовки детей к школе перед воспитателями стоят такие задачи, как: развитие слухового внимани...
«Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов по профилактике дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста....
Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста.
Из опыта работы....
«Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста»
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. При этом около 20% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К со...
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения, профилактика нарушений чтения и письма, создание условий для успешного овладения школьной программой является актуальной проблемой тифлопедаго...