консультация для родителей: "Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (подготовительная группа) на тему
В консультации для родителей раскрыта работа детского сада по профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для родителей | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста»
Формирование правильной осанки составляет одну из важнейших задач физического воспитания детей дошкольного возраста.
Осанка – это привычная поза естественно, непринужденно стоящего ребенка.
Осанка может быть:
- правильная (прямая посадка головы, слегка оттянутые назад плечи, прямая спина, подтянутый живот) – способствует укреплению и сохранению здоровья;
- неправильная (опущенная голова, согнутая спина, выдвинутые вперед плечи) – затрудняет кровообращение, дыхание, связана с чувством угнетения, подавленности.
Выработка правильной осанки – сложный процесс, начинающийся в младенчестве и продолжающийся длительное время. Хорошая осанка украшает фигуру человека, помогает ему овладевать сложными двигательными навыками.
Неправильное положение тела связано с односторонним отягощением мышц, слабостью мускулатуры, привычкой опускать голову, подавать вперед плечи, горбатиться. Это создает неблагоприятные условия для функционирования органов кровообращения и дыхания, вредит здоровью детей.
Осанка формируется под влиянием различных факторов:
- наследственное строение организма;
- внешняя среда;
- воспитательное воздействие;
- питание, одежда, мебель и т.д.
На формирование осанки должны обращать внимание, как воспитатели, так и медики, родители.
Дошкольников надо учить, как сидеть на стуле, за столом, учить ходить, соблюдая правильную осанку.
Рациональная поза обеспечивает устойчивую работоспособность. Следует быть внимательными к позам детей во всех видах жизнедеятельности, воспитывать прочную привычку к правильному положению тела и в организованных занятиях, и в самостоятельных играх.
Поза за столом при рисовании, рассматривании иллюстраций, при занятии настольно-печатными играми должна быть удобной: локти обеих рук на столе, предплечья симметрично и свободно лежат на поверхности стола, плечи находятся на одном уровне, голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола равно 35 см. Сидеть ребенок должен с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, не перекашиваясь на одну сторону. Стопы стоят на полу. Нельзя допускать, чтобы дети сидели скрестив ноги или зацепляли их за ножки стула.
Для расслабления использовать физкультминутки.
Поза во время сна. Длительность сна дошкольника заставляет быть особенно внимательными к положению его тела. Ребенку следует спать на полужесткой постели, с небольшой подушкой. Лучше всего если ребенок спит на спине. Сон на боку, особенно «калачиком» смещает лопатки, сдавливает верхние ребра в грудной полости, искривляет позвоночник.
Поза при стоянии. Стоять надо с равномерным распределением тяжести тела на обе ноги. В естественном положении ноги слегка расставлены, так удобнее держать равновесие.
Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение тела, неправильный изгиб позвоночника.
Главным средством предупреждения осанки в детском саду является физические упражнения.
Упражнения укрепляют опорно-двигательный аппарат, тренируют различные мышечные группы.
Физкультурно-оздоровительная работа в МДОУ
занятия (2 раза в неделю) прогулки (2 раза в день) зарядка, закаливание
Физические упражнения группируем так, чтобы они оказывали всестороннее воздействие на организм ребенка и создавали условия для хорошей двигательной активности. В вводную часть занятия включаем разнообразные упражнения в ходьбе и беге, построения и перестроения; упражнения на развития равновесия и внимания; ориентир в пространстве.
При выполнении общеразвивающих упражнений используем упражнения из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа) – для укрепления различных групп мышц; упражнения с предметами (шарики, мячи, палки, обручи) и без предметов («все вместе», «сидя», «хлопки»).
При проведении основной части занятия постоянно напоминаем, поправляем (спина должна быть прямая, живот подтянут, голова приподнята, руки в стороны или на поясе).
Для предупреждения и устранения нарушений осанки в условиях д/сада и дома используются следующие формы работы:
- утренняя гимнастика;
- физкультурные паузы во время занятий;
- занятие физкультурное: насыщенное физическими упражнениями, подобранным оборудованием;
- элементы спортивных эстафет, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе.
Правильная организация условий жизни детей в д/саду и в семье при соответствующей методике проведения этих упражнений приводит к хорошим результатам в работе по профилактике нарушений осанки.
Актуальными задачами физического воспитания являются правильное формирование опорно-двигательного аппарата, а также профилактика и коррекция возможных нарушений.
Это обусловлено, тем, что среди функциональных отклонений, выявляемых у детей дошкольного возраста, наибольший удельный вес составляют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки и уплощение стопы.
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению тех или иных функциональных отклонений.
Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но и изменяет положение позвоночника – это отрицательно влияет на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям спорта.
Успешная профилактика и коррекция плоскостопия у детей возможны на основе комплексного подхода.
Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, палки, массажные коврики, спец. массажеры).
Поскольку важным условием предупреждения деформации стопы является гигиена обуви и правильный ее подбор, воспитатели обращают внимание на обувь в которой дети ходят в группе, на улице, и дают соответствующие рекомендации родителям.
Регулярное использование природно-оздоровительных факторов: хождение босиком по траве, песку, гальке, также способствует профилактике и коррекции плоскостопия. С этой же целью используют хождение босиком на утренней зарядке, физкультурном занятии, во время закаливания.
При планировании системы закаливания предусматривать применение специальных закаливающих процедур для стопы.
Закаливание стоп способствует укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активные точки и зоны расположенные на стопе. Кроме того, стопа человека богато снабжена тактильными и температурными рецепторами, рефлекторно связанными с соответствующими зонами носоглотки и верхних дыхательных путей, в связи, с чем закаливанию стоп отводится огромная роль повышению резистентности организма.
Таким образом: при совместной работе д/сада (медики, воспитатели, руководитель по физическому воспитанию) и семьи по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, при рациональном подходе и правильном подборе физических упражнений и инвентаря можно добиться хороших результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический материал для инструкторов по физической культуре по теме "Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста" для использования в процессе образовательной деятельности по физической культуре
В данном материале описываются упражнения (общеразвивающие, дыхательные, подвижные игры и.т.д.) способствующие формированию навыка правильной осанки, укреплению дыхательной системы, мышечного корсета,...
Оздоровительное занятие по профилактике нарушения осанки и плоскостопия для детей старшего дошкольного возраста.
Создание условий для формирования устойчивого интереса у детей к укреплению и сохранению своего здоровья....
Кружок "Здоровейка" : «Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»
Кружок "Здоровейка"...
Консультация для воспитателей « Предупреждение нарушений письма и чтения у детей старшего дошкольного возраста».
Изложен материал для воспитателей групп для детей с ТНР по профилактике нарушений письменной речи....
ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА«физкультурно-оздоровительная работапо профилактике нарушения осанки и развития плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста»
ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА«физкультурно-оздоровительная работапо профилактике нарушения осанки и развития плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста»...
Презентация. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия, зрения с детьми дошкольного возраста.
Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здор...
Консультация для педагогов «Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста»
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняетсоциальную ситуацию его развития. При этом около 20% школьников имеютстойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К сожа...