ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья
Понятие здоровый образ жизни (ЗОЖ) – комплексное и многоаспектное, в нашем понимании – это образ жизни, способствующий формированию, сохранению и укреплению индивидуального здоровья. Индивидуальное здоровье человека многомерное, в его структуру входят соматические, психические, сенсорные, социальные, нравственные и другие компоненты. Ключевыми компонентами индивидуального здоровья детей раннего возраста являются физическое и психическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_rannemu_vozrastu.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
Е.А.Корсакова, старший воспитатель ДОУ № 47 Красногвардейского района
По некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60% до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30% - 40%. Но ребенок не может сам повлиять на свое будущее, он целиком зависит от взрослых, окружающих его в семье и детском саду, от их мастерства, компетентности, умения пользоваться современными достижениями науки. Однако чтобы помочь ребенку в развитии, необходимо знать, в чем проблемы, где и как нужно оказать помощь.
Учеными выделяются две основные стороны в развитии ребенка раннего возраста: психическое и физическое. Однако педагоги и психологи избегают строгих определений того, что ребенок должен уметь в том или ином возрасте. Это происходит потому, что развитие одного ребенка может сильно отличаться от развития другого. Физически и психологически ребенок может или расти скачками, «отдыхая» в промежутках между ними, или развиваться постепенно. У каждого из них есть свой темп и свой стиль развития, которые также индивидуальны как внешность ребенка.
Из вышесказанного следует вывод, что в воспитании и развитии ребенка раннего возраста перед взрослыми ставятся две основные цели:
- удовлетворение всех физических потребностей ребенка;
- обеспечение эмоционально обогащенного развивающего общения.
Ранний возраст является наиболее важным периодом в жизни ребенка, когда закладываются основы здоровья, определяющие развитие всего организма в последующие периоды жизни. Задачи по укреплению здоровья детей включают целенаправленные оздоровительные воздействия, гигиенический уход, выполнение физиологически целесообразного режима дня и формирование основ здорового образа жизни.
Понятие здоровый образ жизни (ЗОЖ) – комплексное и многоаспектное, в нашем понимании – это образ жизни, способствующий формированию, сохранению и укреплению индивидуального здоровья. Индивидуальное здоровье человека многомерное, в его структуру входят соматические, психические, сенсорные, социальные, нравственные и другие компоненты. Ключевыми компонентами индивидуального здоровья детей раннего возраста являются физическое и психическое развитие.
Физическое развитие детей раннего возраста в деятельности педагогов считается особенно важным и необходимым условием для формирования индивидуального здоровья ребенка. Процессы физическое развития ребенка раннего возраста включают в себя, прежде всего, моторное развитие. Проявляется оно в динамике усложнения двигательных действий, развития двигательных качеств и формирования двигательных навыков.
Развитию моторики в раннем возрасте необходимо уделять особое внимание, так как его замедленное развитие может стать одной из объективных причин возникновения трудностей при обучении детей в школе. Формирование двигательной сферы ребенка является фундаментом для гармоничного развития личности, наивысшего проявления потенциалных возможностей человека, его способностей и талантов.
Традиционные физкультурные занятия, проводимые в дошкольных образовательных учреждениях, не в полном объеме обеспечивают эффективное физическое воспитание детей раннего возраста. Данную проблему, на наш взгляд, возможно решить через привлечение родителей. Еще П.Ф. Лесгафт отмечал, что «вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности».
Подобный подход объясняется главным образом тем, что именно эти два социальных института – семья и детский сад – имеют решающее значение в социализации детей раннего возраста. По существу, это единственные каналы, через которые общество направляет и реализует воспитание будущего гражданина.
Однако не все родители обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми для обеспечения ребенку нормального развития. Многие из них испытывают трудности, обусловленные разными причинами: незнанием возрастных особенностей детей и неумением учитывать их индивидуальные особенности; неправильно выбранным стилем общения с ребенком; недостаточным владением двигательными умениями; неумением выполнять задания в условиях игровой деятельности и др. Именно поэтому педагоги дошкольного образовательного учреждения организовывают занятия физическими упражнениями вместе с родителями, и тем самым способствуют не только физическому развитию детей, но и способствуют повышению грамотности родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста.
Основным источником психического развития ребенка раннего возраста является общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая играет огромную роль в деятельности ребенка и в познании им окружающего мира. Для формирования таких личностных качеств как мышление, воображение, память, волевые регуляции действий и др., требуются определенные социальные условия жизни и воспитания. Основным средством формирования этих качеств является обучение, которое основывается на теоретическом положении Л.С. Выгодского о взаимосвязи обучения и развития – развитие подготавливает обучение, а обучение стимулирует развитие.
Сенсорное развитие осуществляется непосредственно через систему анализаторов, в которой происходит восприятие и анализ информации о явлениях, происходящих в окружающем мире. Различают внешние и внутренние анализаторы. К внешним, или экстероцептивным анализаторам относят зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный, и другие. В случае недогрузки или перегрузки системы анализаторов могут наблюдаться расстройства основных органов чувств, что в последствии может привести к сенсорной депривации.
Поэтому в сенсорном развитии детей раннего возраста необходимо, прежде всего, учитывать специфику развития мышления – ребенок мыслит лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями. В данном случае очень важно преобразовать особым способом окружающую среду, наполнив ее различными рода стимуляторами, оказывающими положительное воздействие на органы зрения, слуха, обоняния и осязания.
Большое значение имеют рационально организованная совместная деятельность педагога с детьми и профилактические мероприятия, направленные на формирование, сохранение и укрепление чувственной сферы ребенка.
Таким образом, психолого-педагогическими основами воспитания ребенка раннего являются: обеспечение полноценного физического, в том числе двигательного развития; формирование речи; организация предметной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста
В этой статье освещены психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста . Статья предназначена для воспитателей детских садов, а также для родителей....
Взаимодействие специалистов детского сада по медико – психолого - педагогическому сопровождению детей в группах раннего возраста
Взаимодействие специалистов детского сада по медико – психолого - педагогическому сопровождению детей в группах раннего возраста ( семинар – практикум в рамках Круглого стола методического ...
3. СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА; ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Семья как институт социализации ребенка; психолого-педагогические проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста....
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Добрый день, уважаемые коллеги!Какм и обещала, хочу продолжить обсуждение темы "Сенсорное воспитание детей раннего возраста". Сегодня предлагаю вспомнить тех, кто занимался данным вопросом. ...
Психолого-педагогические условия развития и воспитания ребенка раннего возраста
Содержание педагогического процесса предусматривает новую роль педагога, как режиссера совместной деятельности и предполагает реализацию следующих функций:прогнозирования, проектирования и конструиров...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Каждая семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, имеет право на получение комплексной психологической помощи, включающей психологическую диагностику, консультирование и психокоррекционны...