ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
консультация (младшая группа)
Каждая семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, имеет право на получение комплексной психологической помощи, включающей психологическую диагностику, консультирование и психокоррекционные мероприятия. Психологическая помощь семье организуется с момента выявления у ребенка нарушений в развитии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Каждая семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, имеет право на получение комплексной психологической помощи, включающей психологическую диагностику, консультирование и психокоррекционные мероприятия. Психологическая помощь семье организуется с момента выявления у ребенка нарушений в развитии.
Целями психологической коррекционной помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, являются:
- обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка в семье;
- преодоление состояния фрустрации и оптимизация самосознания родителей;
- формирование у близких ребенка позитивного отношения к нему и оптимистичного взгляда в будущее.
Задачи:
- формирование у родителей мотивации к взаимодействию с работниками специального учреждения;
- оптимизация самосознания родителей, снижение уровня фрустрированности их личности;
- оптимизация личностного развития детей с психофизическими недостатками; обучение родителей приемам формирования в семье реабилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребенка с психофизическими нарушениями;
Задачи психологической коррекционной работы с семьей ребенка с отклонениями в развитии:
• установление причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения, и их коррекция;
• выявление социально-психологических внутрисемейных факторов, способствующих гармоничному развитию ребенка в семье;
• оптимизация межличностных отношений в семье (супружеских, родительско-детских, детскородительских, сиблинговых);
• повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с психофизическими нарушениями;
• коррекция воспитательских позиций родителей и помощь в выборе адекватных мер воздействия.
Принципы психологической коррекционной работы с семьей ребенка раннего возраста с ОВЗ в развитии:
Принцип единства диагностики и коррекции развития.
Принцип гуманистической направленности психологической помощи. Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов.
Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы.
Принцип оказания личностно-ориентированной помощи ребенку и членам его семьи.
Принцип обязательного включения родителей в коррекционно-воспитательный процесс.
Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии.
Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии.
Принцип единства коррекционно-воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов социальных и психолого-педагогических служб.
Организационные основы психологической коррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.
Разъяснительная помощь
В процессе работы важно рассказать родителям об особенностях развития детей с подобным нарушением и о конкретных нарушениях развития их ребенка. ϖЦелесообразно также порекомендовать родителям популярную педагогическую литературу. Следует объяснить, что симптоматика нарушений по мере взросления ребенка не исчезнет бесследно, но может быть смягчена в случае раннего начала проведения реабилитационных мероприятий, их комплексности и непрерывности. ϖВ этом вопросе роль родителей незаменима.
Рекомендательная помощь
Психолог сообщает родителям полный перечень рекомендаций по созданию специальных реабилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребенка дома. ϖУстанавливая контакт с членами семьи, психолог по согласованию с врачом дает родителям рекомендации, дифференцируя их в зависимости от возраста ребенка и характера нарушений.
Консультирование родителей
Консультативный блок ориентирует близких ребенка с отклонениями в развитии в разрешении психолого-педагогических проблем: Определение стратегии и тактики воспитания ребенка.
Направление на обучение в специальную школу, класс и т.д. Консультируя родителей, психолог дает им рекомендации по оптимизации внутрисемейной атмосферы и нейтрализации межличностных конфликтов. ϖПсихолог осуществляет профессиональную ориентацию подростков и молодежи с нарушениями развития. Он разъясняет родителям наиболее удобный «маршрут» будущего трудоустройства их ребенка
Психологическая коррекция родителей.
Коррекция психологического состояния родителей.
Задачи:
— профилактика невротизации или психопатизации родителей (особенно матерей и бабушек).
— формировании адекватных моделей взаимодействия и воспитания ребенка с отклонениями в развитии в семье;
— преодолении межличностной внутрисемейной конфронтации;
— формировании адекватных моделей поведения родителей в социуме;
— оптимизации внутреннего психологического состояния родителей, установлении гармоничного взаимодействия родителя с внешним миром, предупреждении псевдоаутизации и «замыкания» на своей собственной проблеме;
— адаптации родителя в коллективе родителей группы, класса и всего специального учреждения.
Виды психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребёнка с ОВЗ раннего возраста.
Семейное консультирование: специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением «особого» ребёнка;
Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребёнка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям; групповая работа: организация работы родительских и детско-родительских групп, в которых участникам предоставляется возможность поделиться собственным опытом и узнать об опыте других
Информирование: специалисты предоставляют семье информацию о закономерностях и особенностях развития ребёнка, о его возможностях и ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребёнок, о вопросах воспитания и обучения такого ребёнка и т.д.;
Индивидуальное консультирование: практическая помощь родителям в поиске решений в проблемных ситуациях, в налаживании конструктивных отношений со своим ребёнком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивание их из «информационного вакуума», прогнозирование возможностей развития и обучения ребёнка;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»
Памятка для родителей воспитывающих детей с ОВЗ(ограниченными возможностями здоровья)«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»...
Современные аспекты работы психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ
Факт появления в семье ребенка с ОВЗ может по-разному восприниматься родителями. Из опыта работы можно наблюдать, что одни родители опекают ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют...
Педагогическая помощь семье в воспитании ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья
Педагогическая помощь семье в воспитании ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья...
Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной соц...
Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»
Материал для родителей...
Инклюзивная групп «АИСТ» как инновационный формат службы ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Опыт работы МАДОУ № 15 "Сибирячок" г. Канска...
Инклюзивная групп «АИСТ» как инновационный формат службы ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
Опыт работы МАДОУ № 15 "Сибирячок"...