Психолого-педагогические условия развития и воспитания ребенка раннего возраста
статья (младшая группа)
Содержание педагогического процесса предусматривает новую роль педагога, как режиссера совместной деятельности и предполагает реализацию следующих функций:
прогнозирования, проектирования и конструирования педагогического процесса;
осуществления преемственных связей между наукой и практикой;
создания вокруг себя атмосферы радости, оптимизма, веры;
объективной диагностики его результата;
выстраивания перспективы развития каждого ребенка на основе диагностики его достижений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskie_usloviya_razvitiya_i_vospitaniya_rebenka_rannego_vozrasta.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические условия развития и воспитания ребенка раннего возраста
Выполнила воспитатель
Игумнова Е.О
Челябинск, 2021
Условие - это то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Педагогические условия - это одна из сторон закономерности воспитательного (образовательного, учебного и т.п.) процесса.
В отечественной педагогике выделено несколько уровней педагогических условий развития детей раннего возраста. Рассмотрим их подробно.
Первый уровень условий - характеристики ребенка (детей) детерминирующие успешность воспитательного процесса.
Возникла схема, центр которой занимает ребенок как цель всего воспитательного процесса.
Следующий уровень условий - непосредственные обстоятельства воспитания - собственно классические педагогические условия - характеристики:
содержания и организации деятельности детей (ребенка),
межличностных отношений, общения в группе, быта детского объединения,
отношений педагогов с детьми (педагога с ребенком),
вхождения ребенка в объединение,
взаимодействия детского объединения (образовательного учреждения) с окружающей средой.
Деятельность ребенка (детей) в качестве педагогического условия может представлять собой как организационную, так и содержательную характеристику. Например, по А.В. Мудрику: познание, общение, предметно-практическая, духовно-практическая, спорт, игра (представленность видов деятельности или их взаимосвязь).
Содержание педагогического процесса предусматривает новую роль педагога, как режиссера совместной деятельности и предполагает реализацию следующих функций:
прогнозирования, проектирования и конструирования педагогического процесса;
осуществления преемственных связей между наукой и практикой;
создания вокруг себя атмосферы радости, оптимизма, веры;
объективной диагностики его результата;
выстраивания перспективы развития каждого ребенка на основе диагностики его достижений.
Проектирование педагогического процесса осуществляется посредством циклограмм по видам деятельности - познавательной, игровой, трудовой, продуктивно-творческой, речевой, оздоровительной и календарного плана воспитательно-образовательной деятельности.
При организации педагогического процесса должна обеспечиваться обратная связь для получения информации об уровне развития и актуальном состоянии каждого ребенка.
Особенности организации педагогического процесса раннего детства.
Педагог:
Создает разумный двигательный режим (игры, танцевальные движения, физические упражнения).
Поддерживает у детей стремление к самостоятельности. Расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей.
Помогает ребенку освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношений.
Поощряет познавательную деятельность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению свойств и качеств предметов. Вместе с детьми воспитатель переживает чувство удивления, радость познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям.
Наблюдает, как развивается общение со сверстниками у каждого ребенка и соответственно обогащается детский опыт.
Поддерживает стремление ребенка к положительным поступкам, способствуя тем самым становлению положительной самооценки.
Делает игру содержанием детской жизни, раскрывает малышам многообразие мира игры, посредством совместной игры, создания игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами, предметами-заместителями.
Обеспечивает правильное восприятие ребенком простейших трудовых процессов.
Обязательным условием организации педагогического процесса является ежедневное общение с каждым ребенком индивидуально или в маленькой подгруппе детей.
Организует игровое построение образа жизни детей через соответствующую предметно-игровую среду, игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества.
Организация педагогического процесса построена на принципе "сквозного" развития ребенка, т.е. комплексного развития его способностей во всех областях и во всех видах деятельности, в процессе движения и активного исследования предметного и окружающего мира.
Педагогический процесс выстраивается на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности со взрослым (воспитателем, психологом, родителем и т.д.). День жизни малыша строится, как взаимосвязь разных видов деятельности.
Педагогический процесс обеспечивает интеграцию эмоциональной, волевой и познавательной сторон развития ребенка. Ребенок в педагогическом процессе воспринимается как личность, имеющая право на сохранение своей автономности, самобытности, уникальности.
Таким образом, педагогические условия в развитии детей заключается в поддержке внутренней чувствительности (сенситивности) ребенка от 0 до 3 лет, развитии умения ориентироваться в своем окружении и владеть своей моторной системой; характер взаимодействия взрослого с ребенком, в совместной деятельности, предметно-развивающая среда, побуждающая детей к исследованию, проявлению инициативы, помогающая формировать первичный социальный опыт на основе личного опыта и непосредственного взаимодействия с предметами, вещами и явлениями окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие консультативного центра совместного пребывания родителей и ребенка, оказывающего услуги психолого-педагогической помощи для родителей (законных представителей) детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.
«Играем с собачкой»Музыкальный руководитель - Вшивкова Анастасия ТагировнаЛогопед - Малышева Наталия Ивановна Герой дня: собачкаЗанятия: музыкально – логопедическое занятие.Цель дня: повышение эм...
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, в группе детей раннего возраста, в условиях реализации ФГОС ДОО.
Создание работниками ДОО психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей....
Значение игры для развития и воспитания ребенка раннего возраста.
Игра имееет большое значение в жизни ребека. Этот материал о том,как приобщить детей к сюжетно-ролевым играм, дидактическим, подвижным, театрализованной деятельности....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
Понятие здоровый образ жизни (ЗОЖ) – комплексное и многоаспектное, в нашем понимании – это образ жизни, способствующий формированию, сохранению и укреплению индивидуального здоровья. Индив...
Статья "Психолого-педагогические основы поддержки развития способностей детей старшего дошкольного возраста к разным видам деятельности (ранняя профориентация)"
Описание актуальности проблемы, которая касается формирования ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста. В данной статье описаны цель, задачи, приницпы и условия развития ранней проф...
План психолого-педагогического сопровождения периода адаптации детей младенческого и раннего возраста к условиям ДОО
План психолого-педагогического сопровождения периода адаптации детей младенческого и раннего возраста к условиям ДОО Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья и эмоционального благоп...
План психолого-педагогического сопровождения периода адаптации детей младенческого и раннего возраста к условиям ДОО
Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья и эмоционального благополучия детей, адаптация к условиям ДОО....