Методическая разработка "Традиции чаепития у разных народов."
методическая разработка (подготовительная группа)

Семейные традиции чаепития у различных народов мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.metod_.razrabotka.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно–речевому развитию детей Московского района Санкт-Петербурга.

Методическая разработка

для детей подготовительной группы по теме:

«Традиции чаепития у разных народов»

                                                                                                       Выполнила воспитатель:

                                                                                                       Веретило Елена Павловна

                                                                                                         Группа: «Светлячки»

Санкт – Петербург

2020г.

Цели:

    - закреплять знания о названии страны, в которой они живут, и других стран;

   -объяснить понятие «традиция», поговорить о семейных традициях;

   -воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, интерес и уважение к людям разных национальностей, их культуре;

   -упражнять в составлении короткого рассказа из личного опыта.

Подготовительная работа: чтение художественной литературы (К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», Д. Хармс «Иван Иванович Самовар»); беседы о тульском самоваре и пряниках; рассматривание иллюстраций; оформление выставки фотографий на тему «Всё о чае»; подготовка костюмов; беседа о традициях чаепития на Востоке и в России; заучивание стихотворений, песен; отгадывание загадок; подбор посуды и угощений для чаепития.

Оборудование: глобус, предметы посуды Китая, Японии, Узбекистана, России; угощение для чаепития, различные сорта чая; костюмы для детей (японский, китайский, узбекский, русский); макет самолёта; иллюстрации с изображением чаепития.

   Воспитатель вносит глобус.

Воспитатель: Ребята, кто знает, что это такое?

   Дети отвечают.

Воспитатель: Что такое глобус?

   Дети отвечают.

Воспитатель: Ребята, на глобусе мы можем увидеть все страны. Какие страны вы знаете?

   Дети перечисляют, а воспитатель указкой показывает на глобусе, где расположена та или иная страна.

Воспитатель: А кто может показать, где располагается наша страна- Россия?

   Дети показывают.

Воспитатель: Ребята, на планете Земля очень много стран. В каждой из них люди разговаривают на своём языке. На каком языке мы с вами разговариваем?

Дети. На русском.

Воспитатель: А какие языки вы ещё знаете?

    Дети отвечают.

Воспитатель: Теперь мы с вами поиграем. Я начну, а вы продолжите.

   В Италии разговаривают на … итальянском языке.

   В Испании … на испанском.

   В Японии … на японском.

   В Германии …на немецком.

   В Англии … на английском.

   В Турции … на турецком.

   В Узбекистане … на узбекском.

   Сколько народов, столько и языков. Чтобы общаться с людьми других стран, надо учить их языки. Многие люди знают несколько языков. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Как вы понимаете это слово?

    Дети объясняют.

Воспитатель: Традиция – слово нерусское, оно переводится с латинского языка, как «передача», т.е. то, что передаётся от одного поколения к другому. Традиции бывают и семейные. Какие традиции существуют у вас в семье?

   Дети отвечают.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов разные.

   Чай - китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай – это кустарник. (Показывает фотографию.) Какую часть растения используют для приготовления чая? С древнейших времён чай признаётся не только вкусным, но и целебным. Это бодрящий напиток. Его любят пить путешественники, моряки и охотники. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен яду змеи».

   На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. Для этого использовали особо душистые, целебные травы.

   Если чай завариваем с листьями земляники, как его называем?..

Дети.  Земляничным.

Воспитатель: Если с листьями жасмина?..

Дети.  Жасминовый.

Воспитатель: Малины?..

Дети. Малиновый.

Воспитатель: Клубники?..

Дети. Клубничный.

Воспитатель: Если в чай добавляем кусочки фруктов, то чай будет?..

Дети. Фруктовый.

Воспитатель:– Как называется чай, если добавлять кусочки яблок?..

Дети. Яблочный.

Воспитатель: – Ломтик лимона?

Дети. Лимонный.

Воспитатель: Какой чай любят пить в вашей семье?

   Дети отвечают.

Воспитатель: С чем вы пьёте чай?

   Дети отвечают.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

   Дети отвечают.

Воспитатель: На чём можно путешествовать?

   Дети отвечают.

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся на самолёте на Дальний Восток.

   Дети подходят к столу, их встречают девочки в национальных костюмах Японии и Китая.

Девочка – японка. Здравствуйте, ребята! Привет вам из Страны восходящего солнца. У нас очень любят пить чай. Чай пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами.

Девочка – китаянка. Я из Китая. У нас любят пить зелёный чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашке с крышкой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе лежат мокрые салфетки. На Востоке принято сначала омывать руки, а потом только класть чай в чайник, наливать воду. А с чем пьют чай? Есть угощения?

Девочка японка. Нет.

Воспитатель: Верно, на Востоке, во время чайной церемонии принято общаться, разговаривать, обмениваться мнениями.

    Воспитатель и дети благодарят гостеприимных хозяев и отправляются дальше в путешествие – в Узбекистан. Их встречают дети с пиалой чая.

Девочка – узбечка. Ребята, я живу в Узбекистане. У нас очень жарко. Мы любим пить зелёный чай, потому что он хорошо утоляет жажду.

Воспитатель: Ребята, а из какой посуды пьют чай?

Дети. Из пиалы.

Воспитатель: С чем пьют чай?

Дети. С фруктами, сухофруктами, сладостями.

Воспитатель: В Узбекистане не принято разбавлять остывший чай кипятком. Предпочтение отдаётся свежезаваренному чаю. Заваривает его хозяин. Чем почётнее гость, тем меньше чая в пиале. Говорят, «Налить с уважением». У пиалы нет ручки, поэтому держать её, наполненную кипятком, в руках неудобно. Можно проявить заботу о госте, постоянно подливая ему чай. В Узбекистане есть специальное кафе – чайхана. К кому бы вы ни пришли в гости, вас всегда напоят ароматным чаем. Отказываться невежливо – можно обидеть хозяев дома. Спасибо, Ребята. А мы дальше продолжим путешествие и отправимся в Россию.

   Детей встречают Хозяин и Хозяюшка в национальных костюмах.

Хозяюшка. Здравствуйте, люди добрые! Милости просим. Если величать, так на пороге встречать.

Хозяин. Просим вас садиться за столы.

Хозяюшка. Мы гостей встречаем…

Все. Чаем, чаем, чаем.

Хозяюшка. Первым дело угощаем…

Все. Чаем, чаем, чаем.

Хозяюшка. Приглашаем к самовару…

Все. С чаем, с чаем, с чаем.

Хозяюшка. И внакладку, и вприкуску…

Все. Чай, чай, чай.

Хозяюшка. Пейте чай, друзья, по-русски…

Все. Чай, чай, чай.

Хозяин

                             Самовар шумит, баранки

                             На скатёрке – самобранке,

                             И конфеты, и печенье,

                             И душистое варенье.

                             Подходите, детки, чаем

                            Вас сердечно угощаем.

                            К чаю ароматному

                            Пряники печатные.

                            Пейте чай и торт берите,

                            Чаще в гости приходите.

Хозяюшка

                            Сверху пар, снизу пар –

                            Кипит наш русский самовар.

                            Милости просим на чашку чая!

                            Вот так мы живём:

                            Пряники жуём, чаем запиваем,

                            Всех в гости приглашаем.

Воспитатель: Спасибо, Хозяин и Хозяюшка, за приглашение.

Ребята, посмотрите, какой богатый стол, и чего только на нём нет!

   Сухари лежат… (в сухарнице).

   Хлеб лежит …(в хлебнице).

   Конфеты…(в конфетнице).

   Варенье…

   Масло…

   Сахар…

   Чай…

   Молоко налито…

Воспитатель: Из какой посуды чай пьют в России?

   Дети отвечают.

Воспитатель: На Руси чай заваривал хозяин, глава семьи, а разливала хозяйка. Чай заваривали в заварном чайнике. А воду кипятили в этом сосуде. Как он называется?

Дети. Самовар.

Воспитатель: А в каком городе придумали самовар?

Дети. В Туле.

Воспитатель: Что пекут в этом городе?

Дети. Пряники.

Воспитатель: Пряник делается на меду, его кладут в тесто, добавляют пряные, пахучие травы. Отсюда и название «пряник». Пряники бывают с начинкой из варенья, пастилы, мармелада. Но главное – на них есть картинки или надписи и поэтому они называются печатными. Большие квадратные пряники называются коврижками. Пряники подавали гостям в день именин. Крестин, свадеб. На многих картинах художников можно увидеть людей, пьющих чай из самовара. (Показывает репродукции картин  Б.Кустодиева.) Кто-то любил пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, чтобы остудить. Сахар обычно не клали в чай, а пили вприкуску. Самым главным на столе был самовар. Его ещё называли генералом.

Ребята, я знаю, что вы выучили песню о чае. Споёте её нам?

   Дети исполняют песню «Русский чай» (сл. и муз. А. Фроловой).

Сейчас мы с вами поиграем. Вы подходите к чашке с чаем и определяете, какой чай налит в вашей чашке.

   Если дети не отгадывают сорт чая, им загадывают загадку.

                             Четыре ноги, два уха.

                              Один нос да брюхо.

                                                       (Самовар.)

                             Сверху дыра, снизу дыра,

                             А посередине – огонь да вода.

                                                      (Самовар.)

                             Из горячего колодца

                             Через нос водица льётся.

                                                      (Чайник.)

                            Всем нужен, а не всякий сделает (испечёт).

                                                                                          (Хлеб.)

                           Маленькое, сдобное

                           Колесо съедобное.

                           Я одна тебя не съем,

                           Разделю ребятам всем.

                                                 (Бублик.)

                          Белый камень в воде тает.

                                                    (Сахар.)

                          Что на сковородку поливают,

                          Да вчетверо сгибают.

                                                  (Блин.)

                                     Родом я из Тулы

                                     Самовару друг.

                                              (Пряник.)

                                     Он бывает с толокном,

                                     С рисом, мясом и пшеном

                                     С вишней сладкою бывает…

                                     В печь сперва его сажают,

                                     А как выйдет он оттуда.

                                     То кладут его на блюдо.

                                      Ну, теперь зови ребят,

                                      По кусочку все съедят.

                                                                  (Пирог.)

Есть в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Слово это-хлебосольство. Из каких слов оно состоит?

   Дети отвечают.

Это слово произносят, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т.е. когда человек готов поделиться всем, что есть у него в доме, щедро накормить. Гостю всегда рады, в любой стране. Какие пословицы о гостеприимстве вы знаете?

    Дети называют.

Многие отличаются народы друг от друга, но у всех народов есть общее – мы все живём на планете Земля. Люди должны беречь Землю, украшать её. Пока вы маленькие – дружите, играйте, берегите природу, любите своих родных, заботьтесь о них.

Через много лет вы встанете взрослыми и постараетесь сделать так, чтобы наша Земля стала ещё краше.

                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в подготовительной группе "Традиции чаепития у разных народов"

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация,  социализация, физкультура, музыка, чтение художественной литературы.Виды детской деятельности: коммуникативная, позн...

Традиции чаепития разных народов

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе детского сада...

Конспект занятия по кубановедению в старшей группе по теме: "Традиции чаепития у разных народов мира."

Воспитывать уважение и интерес к людям разных национальностей,их культуре.Дать представления о традициях чаепития разных национальностей.Закреплять знания о родной странеАктивизировать в речи прилагат...

Традиции чаепития у разных народов

Цели:—  закреплять знания о названии страны, в которой они жи­вут, и других стран;—  объяснить понятие «традиция»;—  воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, инте­рес и ув...

Конспект интегрированной НОД "Традиции чаепития у разных народов".

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе....

«Традиции чаепития у разных народов»

Элементарные представления о странах, где выращивают чай и где этот напиток считается лучшим. Закрепление знаний детей о родной стране, понятие «традиция», в том числе «семейные традиции». Знакомство ...