Традиции чаепития у разных народов
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Жукова Татьяна Николаевна

 

Цели:

—  закреплять знания о названии страны, в которой они жи­вут, и других стран;

—  объяснить понятие «традиция»;

—  воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, инте­рес и уважение к людям разных национальностей, их культуре;

—     упражнять в составлении короткого рассказа из личного опыта.

Подготовительная работа: чтение художественной литературы (К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», Д. Хармс «Иван Иванович Самовар»); беседы о тульском самоваре и пряниках; рассматривание иллюстраций; оформление выставки фотографий на тему «Все о чае»; подготовка костюмов; беседа о традициях чаепития на Востоке и в России; заучивание стихотворений, пе­сен; отгадывание загадок; подбор посуды и угощений для чаепи­тия.

Оборудование: глобус, предметы посуды Китая, Японии, Узбеки­стана, России; угощение для чаепития, различные сорта чая; макет самолета; иллюстрации с изображением чаепития.

* * *

Воспитатель вносит глобус.

Воспитатель. Ребята, кто знает, что это такое?

Дети отвечают.

Что такое глобус?

Дети отвечают.

Ребята, на глобусе мы можем увидеть все страны. Какие страны вы знаете?

Дети перечисляют, а воспитатель указкой показывает на глобусе, где расположена та или иная страна.

А кто может показать, где располагается наша страна — Россия?

Дети показывают.

Ребята, на планете Земля очень много стран. В каждой из них люди разговаривают на своем языке. На каком языке мы с вами разго­вариваем?

Д е т и. На русском.

Воспитатель. А какие языки вы еще знаете?

Дети отвечают.

Теперь мы с вами поиграем. Я начну, а вы продолжите.

В Италии разговаривают на ... итальянском языке.

В Испании ... на испанском.

В Японии ... на японском.

В Германии ... на немецком.

    В Англии ... на английском.

В Турции ... на турецком.

В Узбекистане ... на узбекском.

Сколько народов, столько и языков. Чтобы общаться с людьми других стран, надо учить их языки. Многие люди знают несколько языков. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Как вы понимаете это слово?

Дети объясняют.

Традиция — слово нерусское, оно переводится с латинского язы­ка, как «передача», т.е. то, что передается от одного поколения к другому. Традиции бывают и семейные. Какие традиции существу­ют у вас в семье?

Дети отвечают.

Сегодня мы с вами поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов разные.

Чай — китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почув­ствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай — это кустарник. (Показывает фотографию.) Какую часть растения ис­пользуют для приготовления чая? С древнейших времен чай признается не только вкусным, но и целебным. Это бодрящий на­питок. Его любят пить путешественники, моряки и охотники. Вос­точная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, про­стоявший ночь, подобен яду змеи».

На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. Для этого использовали особо душистые, целебные травы.

Если чай завариваем с листьями земляники, как его называем?..

Дети. Земляничным.

Воспитатель. Если с листьями жасмина?..

Дети. Жасминовый.

Воспитатель. Малины?..

Дети. Малиновый.

Воспитатель. Клубники?..

Дети. Клубничный.

Воспитатель. Если в чай добавляем кусочки фруктов, то чай будет?..

Дети. Фруктовый.

Воспитатель. Как называется чай, если добавлять кусочки яблок?..

Дети. Яблочный.

Воспитатель. Ломтик лимона?..

Дети. Лимонный.

Воспитатель. Какой чай любят пить в вашей семье?

Дети отвечают.

С чем вы пьете чай?

Дети отвечают.

Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети отвечают.

На чем можно путешествовать?

Дети отвечают.

Сейчас мы с вами отправимся на самолете на Дальний Восток.

Дети подходят к столу, их встречает Китаянка.

Китаянка. Я из Китая. У нас любят пить зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашке с крышкой. В Японии – стране восходящего солнца, как и в Китае очень любят пить чай. Чай пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и краси­выми национальными предметами. (показ слайдов)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, на столе лежат мокрые сал­фетки. Как вы думаете зачем они нужны?

Ответы детей.

Китаянка. На Востоке принято сначала омывать руки, а потом только класть чай в чайник, наливать воду.

Ведущая. А с чем пьют чай? Есть угоще­ния?

Китаянка. Нет.

Воспитатель. Верно, на Востоке, во время чайной церемо­нии принято общаться, разговаривать, обмениваться мнениями.

Воспитатель и дети благодарят гостеприимную хозяйку и отправля­ются дальше в путешествие — в Узбекистан.

Показ слайда. Ребята, в Узбекистане очень жарко и люди любят пить зеленый чай, потому что он хорошо утоля­ет жажду.

Воспитатель. Ребята, посмотрите из какой посуды любят пить чай в Узбекистане. (показ пиалы). Это – пиала.

Воспитатель. В Узбекистане не принято разбавлять, остывший чай кипятком. Предпочтение отдается свежезаваренному чаю. Заваривает его хозяин. Чем почетнее гость, тем меньше чая в пиале. Говорят, «Налить с уважением». У пиалы нет ручки, поэтому держать ее, наполненную кипятком, в руках неудобно. Можно проявить заботу о госте, постоянно подливая ему чай. В Узбекистане есть специальное кафе — чайхана. К кому бы вы ни пришли н гости, вас всегда напоят ароматным чаем. Отказываться невежливо — можно обидеть хозяев дома. Чай в Узбекистане принято подавать с фруктами, сухофруктами, сладостями.

 Ну что ж, ребята, мы дальше продолжим путешествие и отправимся в Россию.

Детей встречают Хозяюшку в национальном костюме.

Хозяюшка. Здравствуйте, люди добрые! Милости просим. Если величать, так на пороге встречать.

Хозяюшка. Просим вас садиться за столы.

 Мы гостей встречаем...

Все. Чаем, чаем, чаем.

Хозяюшка. Первым делом угощаем...

Все. Чаем, чаем, чаем.

Хозяюшка. Приглашаем к самовару...

Все. С чаем, с чаем, с чаем.

Хозяюшка. И внакладку, и вприкуску...

Все. Чай, чай, чай.

Хозяюшка. Пейте чай, друзья, по-русски...

Все. Чай, чай, чай.

Самовар шумит, баранки

На скатерке-самобранке,

И конфеты, и печенье,

И душистое варенье.

Подходите, детки, чаем

Вас сердечно угощаем.

К чаю ароматному

Пряники печатные.

Чаще в гости приходите.

Чай вы пейте не спешите.

Хозяюшка

Сверху пар, снизу пар — Кипит наш русский самовар.

 

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем.

Воспитатель. Спасибо, Хозяюшка, за приглашение. Ребята, посмотрите, какой богатый стол, и чего только на нем нет!

Сухари лежат ... (в сухарнице).

Хлеб лежит ... (в хлебнице).

Конфеты ... (в конфетнице).

Варенье ...

Масло ...

Сахар ...

Чай ...

Молоко налито ...

Воспитатель. Из какой посуды пьют чай в России?

Дети отвечают.

На Руси чай заваривал хозяин, глава семьи, а разливала хозяйка. Чай заваривали в заварном чайнике, а воду кипятили в этом сосу­де. Как он называется?

Дети. Самовар.

Воспитатель. А в каком городе придумали самовар?

Дети. В Туле.

Воспитатель. Что пекут в этом городе?

Дети. Пряники.

Воспитатель. Пряник делается на меду, его кладут в тесто, добавляют пряные, пахучие травы. Отсюда и название «пряник». Пряники бывают с начинкой из варенья, пастилы, мармелада. Но главное — на них есть картинки или надписи и поэтому они на­зываются печатными. Большие квадратные пряники называются коврижками. Пряники подавали гостям в день именин, крестин, свадеб. На многих картинах художников можно увидеть людей, пьющих чай из самовара. (Показывает репродукции картин Б. Ку­стодиева.) Кто-то любил пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, чтобы остудить. Сахар обычно не клали в чай, а пили вприкуску. Самым главным на столе был само­вар. Его еще называли генералом.

Дети слушают песню «Русский чай» (сл. и муз. А. Фроловой).

Сейчас мы с вами поиграем. Вы подходите к чашке с чаем и опре­деляете, какой чай налит в вашей чашке.

Если дети не отгадывают сорт чая, им загадывают загадку.

Четыре ноги, два уха.

Один нос да брюхо.

(Самовар.)

Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине — огонь да вода.

(Самовар.)

Из горячего колодца

Через нос водица льется.

(Чайник.)

Всем нужен, а не всякий сделает (испечет).

(Хлеб.)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребятам всем.

(Бублик.)

Белый камень в воде тает. (Сахар.)

Что на сковородку поливают,

Да вчетверо сгибают.

(Блин.)

Родом я из Тулы

Самовару друг.

(Пряник.)

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает...

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят,

По кусочку все съедят.

(Пирог.)

Есть в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Слово это — хлебосольство. Из каких слов оно состоит?

 

Дети отвечают.

Это слово произносят, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т.е. когда человек готов поделиться всем, что есть у него в доме, щедро накормить. Гостю всегда рады, в любой стране. Какие по­словицы о гостеприимстве вы знаете?

Дети называют.

Многим отличаются народы друг от друга, но у всех народов есть общее — мы все живем на планете Земля. Люди должны беречь Землю, украшать ее. Пока вы маленькие — дружите, играйте, бере­гите природу, любите своих родных, заботьтесь о них.

Через много лет вы станете взрослыми и постараетесь сделать так, чтобы наша Земля стала еще краше.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в подготовительной группе "Традиции чаепития у разных народов"

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация,  социализация, физкультура, музыка, чтение художественной литературы.Виды детской деятельности: коммуникативная, позн...

Конспект занятия по кубановедению в старшей группе по теме: "Традиции чаепития у разных народов мира."

Воспитывать уважение и интерес к людям разных национальностей,их культуре.Дать представления о традициях чаепития разных национальностей.Закреплять знания о родной странеАктивизировать в речи прилагат...

Конспект интегрированной НОД "Традиции чаепития у разных народов".

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе....

«Традиции чаепития у разных народов»

Элементарные представления о странах, где выращивают чай и где этот напиток считается лучшим. Закрепление знаний детей о родной стране, понятие «традиция», в том числе «семейные традиции». Знакомство ...

Методическая разработка "Традиции чаепития у разных народов."

Семейные традиции чаепития у различных народов мира....