Традиции чаепития разных народов
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_chaepitiya_u_raznykh_narodov_2.docx | 32.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №221 компенсирующего вида»
Московского и Кировского района г. Казани.
Непосредственная Образовательная Деятельность
для детей старшей группы
Тема: «Традиции чаепития у разных народов».
Конспект составила: Елисеева Валентина Юрьевна
Казань 2014
Тема: «Традиции чаепития у разных народов»
(старшая группа)
Программное содержание: Дать элементарные представления о странах, где выращивают чай и где этот напиток считается лучшим. Рассказать детям о том, что Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран. Учить пользоваться картой, показывать на карте свою страну, страны, заинтересовавшие детей. Закрепить знания детей о родной стране, понятие «традиция», в том числе «семейные традиции». Знакомить детей с культурой чаепития народов Китая, Японии, Узбекистана, России.
Продолжать учить составлять короткие рассказы из личного опыта. Учить образовывать существительные из двух слов. Обогащать словарь детей словами: страна, традиция, Китай, Япония, Узбекистан, язык, черный чай, зеленый чай, красный чай, травяной чай, фруктовый чай, самовар. Активизировать эти слова в речи детей, слова прилагательные.
Воспитывать уважение и интерес к людям разных национальностей, их культуре. Воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине.
Развивать цветоразличение, прослеживающую функцию глаз; ориентировку в пространстве, сенсорное восприятие, слуховое восприятие, осязательное восприятие.
Предварительная работа: чтение художественной литературы (К.И.Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», Д.Хармс «Иван Иваныч Самовар»), беседы о тульском самоваре и пряниках, рассматривание зеленого, черного, красного, травяного, фруктового чая в сухом и заваренном виде, заучивание стихов, поговорок, частушек о чае, отгадывание загадок, работа с родителями: беседа о семейных традиция.
Материал: карта мира, предметы посуды и иллюстрации Китая, Японии, Узбекистана, России; угощение для чаепития, различные сорта чая; русский народный костюм, картинки с изображением церемоний чаепития у разных народностей, самоваров, грамзапись с русскими народными песнями.
Ход занятия.
Под русскую народную песню «Самовар» дети входят в группу. Воспитатель их встречает в русском сарафане.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я рада, что вы пришли ко мне в гости. У меня сегодня очень хлебосольно. Присаживайтесь рядком мы поговорим ладком.
Дети рассаживаются на заранее приготовленные полукругом стульчики.
Воспитатель: Перед вами карта мира, где можно увидеть все страны. Какие страны вы знаете? (Дети отвечают, воспитатель показывает страны на карте.) Кто может показать, где расположена наша страна – Россия? (Показ ребенка.) На нашей планете много разных стран. В каждой разговаривают на своем родном языке. На каком языке разговариваем мы с вами? (Ответы детей.) А теперь мы поиграем. Я начну, а вы продолжайте: В Италии разговаривают на итальянском языке. А в Испании разговаривают на… (Ответы детей.) В Японии разговаривают на… (Ответы детей.) и т.д. Сколько народностей, столько и языков. Чтобы общаться с людьми других стран, надо учить их языки. Многие знают несколько языков.
У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Сегодня мы поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои. «Чай» - это китайское слово. .
Существует такая легенда:
«Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.»
Чай – это кустарник (Показ иллюстраций с чайным кустарником.) Какую часть растения используют для приготовления чая? (Ответы детей.) С древнейших времен чай признается не только вкусным, но и целебным, бодрящим напитком. Его любят пить путешественники, моряки и охотники.
Какой бывает чай? (Ответы детей.) Если мы заварим чай с листьями земляники, то как мы его называем? (Ответы детей.) Если с листьями жасмина? (Ответы детей.) С веточками малины? (ответы детей.) С листьями клубники? (Ответы детей.) С веточками вишни? (Ответы детей.) Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет? (Ответы детей.) Если в чай добавить кусочки яблока? (Ответы детей.) Цедру лимона? (Ответы детей.) Кусочки персика? (Ответы детей.)
Если вы заболели, с какой травой, и какими ягодами вы пьете чай? (Ответы детей.) А сейчас ребята расскажут нам о полезности чая:
1. Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится –
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобей полезней,
Помогает от болезней.
2. Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг.
Воспитатель: Давайте узнаем какой чай пьют в разных странах, совершим путешествие на Дальний восток. Согласны? Предлагаю полететь на самолёте.
Под музыкальное сопровождение дети имитируют полет на самолете двигаясь по группе.
Воспитатель: Вот мы прилетели в Японию. (Рассматривание иллюстраций о чайной традиции в Японии.) В Японии очень любят пить чай. Давайте послушаем рассказ о чайных традициях Японии
Девочка - японка. Здравствуйте! Привет вам из Страны восходящего солнца! У нас очень любят пить чай. Его пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и различными красивыми национальными предметами.
Нам пора лететь дальше в Китай.
Под музыкальное сопровождение дети имитируют полет на самолете двигаясь по группе.
Чтобы нам не было скучно лететь, давайте сделаем разминку:
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
(Надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик) .
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие - бедняжки.
(«Пружинка», одна рука на поясе) .
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни - разобьются.
(Кружимся, рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки.
(Потянуться, руки сомкнуть над головой) .
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг руками) .
Воспитатель: Вот мы и прилетели в Китай. (Рассматривание иллюстраций о чайной традиции в Китае.)
Девочка - китаянка. А я из Китая. У нас любят пить зелёный чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или в чашке с крышкой.
Вос-ль. На Востоке принято сначала мыть руки, а потом класть чай в чайник, наливать воду. А с чем пьют чай? У вас есть угощения?
Девочка - китаянка. У нас нет угощений. На Востоке во время чайной церемонии принято общаться, разговаривать, обмениваться мнениями.
Вос-ль и дети благодарят гостеприимных хозяев, предлагают продолжить путешествие с ними и познакомиться с другими традициями. Отправляются в Узбекистан.
Под музыкальное сопровождение дети имитируют полет на самолете двигаясь по группе.
Давайте сделаем физкультминутку для глаз.
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты – молодец!
Воспитатель: Вот и прилетели. Давайте присядем и рассмотрим иллюстрации чайной традиции в Узбекистане.
Девочка узбечка: В Узбекистане очень жарко. Там тоже предпочитают пить зеленый чай: он хорошо утоляет жажду. Чай пьют из специальной посуды, которая называется «пиала». К чаю подают угощения: фрукты, сладости, сухофрукты. (Воспитатель показывает детям «пиалу».)
Воспитатель: В Узбекистане не принято разбавлять остывший чай кипятком. Предпочтение отдают свежезаваренному чаю. Заваривает его хозяин. Чем более уважаемый гость, тем меньше чая в пиале. В Узбекистане так и говорят: «Налить с уважением». У пиалы нет ручки, поэтому держать ее в руках полностью наполненной кипятком неудобно. Можно проявить заботу о госте, постоянно подливая ему чай. К кому бы вы ни пришли в гости, вас всегда напоят ароматным чаем А теперь возвращаемся снова в Россию и путешествие наше заканчивается.
Под музыкальное сопровождение дети имитируют полет на самолете двигаясь по группе.
Воспитатель: В России любят петь частушки давайте споем частушки о чае.
Дети исполняют частушки о чае.
Посмотри, какой пирог,
бублики, ватрушки
Мы споём вам под чаёк,
Чайные частушки
В пляске не жалей ботинок!
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам.
Самовар блестит, кипит,
Чай в нем пенится.
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьеце!
От простуды и болезней
Чай поможет точно
С майским мёдом и лимоном
Принимайте срочно.
Мы за чаем не скучаем
Песни дружно сочиняем
Рады всех вас пригласить
Рады чаем напоить.
Воспитатель: Прилетели. Вот мы и в России.
Иллюстрации чаепития в России.
Воспитатель: Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить. Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем. Самым главным на столе был, конечно, самовар. Его еще назвали в шутку генералом. Посмотрите, какие самовары бывают разные.
Дети рассматривают изображения разных самоваров.
Детей встречают мальчик и девочка, в русских национальных костюмах с хлебом-солью на подносе и рушнике. Они выходят под русскую народную мелодию «Самовар».
Девочка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим. Если величать, так на пороге встречать.
Мальчик: Просим вас к столу.
Девочка: Мы гостей встречаем.
Дети: Чаем, чаем, чаем.
Девочка: Приглашаем к самовару.
Дети: С чаем, с чаем, с чаем.
Девочка: И в накладку, и в прикуску.
Дети: Чай, чай, чай.
Девочка: Пейте чай друзья по-русски.
Дети: Чай, чай, чай.
Мальчик: Самовар шумит, баранки
На скатерти – самобранке,
И душистое варенье.
Подходите, дети, чаем
Вас сердечно угощаем.
К чаю ароматному
Пряники печатные
Пейте чай и торт берите
Чаще в гости приходите.
Девочка: Сверху пар, снизу пар –
Кипит наш русский самовар.
Милости просим на чашечку чая
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем!
Дети подходят к столу.
Воспитатель: Спасибо, хозяева, за приглашение. Посмотрите, какой богатый стол накрыли для гостей хозяева. Молоко налито в молочник. А варенье находится в чем? (Ответы детей.) Конфеты лежат в…? (Ответы детей.) Сахар в…? (ответы детей.) Сухари в…? (Ответы детей.) Хлеб в…? (Ответы детей.) На Руси чай заваривал хозяин, глава семьи, а разливала хозяйка.
Воспитатель: А сейчас поиграем! У меня заварен чай разных сортов, а еще в сухом виде. Я буду приглашать вас, и вы должны определить, что же это за чай.
Воспитатель предлагает детям сначала рассмотреть сухой чай (черный, зеленый, красный, фруктовый),
а затем предлагает угадать чай по вкусу и по запаху.
Угадывающему ребенку воспитатель задает вопросы: Что это за чай? Почему ты так думаешь? Какой он на вкус? Какой по цвету?
Загадки:
Стоит толстячок, Подперевши бочок, Шипит и кипит, Всем чай пить велит. (Самовар.) | Большая голова И стройный стан. У той, Что любит головой Нырнуть в стакан. (Чайная ложка.) |
Был листом зеленым – Черным стал, томленым, Был листочек зубчатый – Стал листочек трубчатым. Был он на лизине – Стал он в магазине. (Чай.) | 8. По цвету -снег . По вкусу- мёд, Во рту он тает. Будто лёд. (Сахар) |
Воспитатель: Молодцы. Все справились с заданиями. Любите, наверное, пить чай. Есть в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Это – «хлебосольство». Какие слова вы слышите в этом слове? (Ответы детей.) Это слово произносят тогда, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т.е. когда человек готов поделиться всем, что у него есть в доме. Давайте проговорим это слово все вместе. Гостю рады в любой стране, Многим отличаются народы друг от друга, но у всех есть общее – мы живем на планете Земля. Это очень красивая планета. И мы должны сделать все, чтобы она стала еще краше. Люди должны беречь Землю, украшать ее. О чем мы сегодня с вами беседовали? О чайных традициях, каких стран узнали? Что интересного было на занятии? (Ответы детей.) А сейчас, я приглашаю вас к нашему хлебосольному столу.
Дети пьют чай с угощениями по грамзапись русских народных песен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД в подготовительной группе "Традиции чаепития у разных народов"
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физкультура, музыка, чтение художественной литературы.Виды детской деятельности: коммуникативная, позн...
Традиции чаепития разных народов
Объяснить понятие « традиция», поговорить о семейных традициях. Воспитывать чувство патриотизма, любви к родине. Интерес и уважение к людям разной национальности, их культуре.Уп...
Традиции чаепития разных народов
Материал предназначен для детей старших-подготовительных групп...
Занятие "Традиции чаепития у народов разных стран"
Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста....
Презентация "Традиции чаепития у народов разных стран"
Данная презентация является приложением к занятию с детьми старшего дошкольного возраста....
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в подготовительной группе ТЕМА: «Знакомство с традициями чаепития разных стран»
Цель: Знакомство детей с традициями чаепития в разных странах...
Традиции дружбы разных народов
информация для родителей о традициях дружбы разных народов...