Традиции чаепития разных народов
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Елисеева Валентина Юрьевна

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_chaepitiya_u_raznykh_narodov_2.docx32.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №221  компенсирующего вида»

Московского и Кировского района г. Казани.                                                                        

Непосредственная Образовательная Деятельность

для детей старшей группы

Тема: «Традиции чаепития у разных народов».

                                                                           Конспект составила: Елисеева          Валентина Юрьевна

        Казань 2014

Тема: «Традиции чаепития у разных народов»

(старшая группа)

  

Программное содержание: Дать элементарные представления о странах, где выращивают чай и где этот напиток считается лучшим. Рассказать детям о том, что Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран. Учить пользоваться картой, показывать на карте свою страну, страны, заинтересовавшие детей. Закрепить знания детей о родной стране, понятие «традиция», в том числе «семейные традиции». Знакомить детей с культурой чаепития народов Китая, Японии, Узбекистана, России. 

    Продолжать учить составлять короткие рассказы из личного опыта. Учить образовывать существительные из двух слов. Обогащать словарь детей словами: страна, традиция, Китай, Япония, Узбекистан, язык, черный чай, зеленый чай, красный чай, травяной чай, фруктовый чай, самовар. Активизировать эти слова в речи детей, слова прилагательные. 

    Воспитывать уважение и интерес к людям разных национальностей, их культуре. Воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине. 

Развивать цветоразличение, прослеживающую функцию глаз; ориентировку в пространстве, сенсорное восприятие, слуховое восприятие, осязательное восприятие.

Предварительная работа: чтение художественной литературы (К.И.Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», Д.Хармс «Иван Иваныч Самовар»), беседы о тульском самоваре и пряниках, рассматривание зеленого, черного, красного, травяного, фруктового чая в сухом и заваренном виде, заучивание стихов, поговорок, частушек о чае, отгадывание загадок, работа с родителями: беседа о семейных традиция. 

  

 Материал: карта мира, предметы посуды и иллюстрации Китая, Японии, Узбекистана, России; угощение для чаепития, различные сорта чая; русский народный костюм, картинки с изображением церемоний чаепития у разных народностей, самоваров, грамзапись с русскими народными песнями. 

  

Ход занятия. 

    Под русскую народную песню «Самовар» дети входят в группу. Воспитатель их встречает в русском сарафане. 

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я рада, что вы пришли ко мне в гости. У меня сегодня очень хлебосольно. Присаживайтесь рядком мы поговорим ладком. 

     Дети рассаживаются на заранее приготовленные полукругом стульчики. 

Воспитатель:  Перед вами карта мира, где можно увидеть все страны. Какие страны вы знаете? (Дети отвечают, воспитатель показывает страны на карте.) Кто может показать, где расположена наша страна – Россия? (Показ ребенка.) На нашей планете много разных стран. В каждой разговаривают на своем родном языке. На каком языке разговариваем мы с вами? (Ответы детей.) А теперь мы поиграем. Я начну, а вы продолжайте:  В Италии разговаривают на итальянском языке. А в Испании разговаривают на… (Ответы детей.) В Японии разговаривают на… (Ответы детей.) и т.д. Сколько народностей, столько и языков. Чтобы общаться с людьми других стран, надо учить их языки. Многие знают несколько языков. 

     У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Сегодня мы поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.  «Чай» - это китайское слово. .

 Существует такая легенда: 

          «Пять  тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.» 

    Чай – это кустарник (Показ иллюстраций с чайным кустарником.) Какую часть растения используют для приготовления чая? (Ответы детей.) С древнейших времен чай признается не только вкусным, но и целебным, бодрящим напитком. Его любят пить путешественники, моряки и охотники.

        Какой бывает чай? (Ответы детей.) Если мы заварим чай с листьями земляники, то как мы его называем? (Ответы детей.) Если с листьями жасмина? (Ответы детей.) С веточками малины? (ответы детей.) С листьями клубники? (Ответы детей.) С веточками вишни? (Ответы детей.) Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет? (Ответы детей.)  Если в чай добавить кусочки яблока? (Ответы детей.) Цедру лимона? (Ответы детей.) Кусочки персика? (Ответы детей.) 

      Если вы заболели, с какой травой, и какими ягодами вы пьете чай? (Ответы детей.) А сейчас ребята расскажут нам о полезности чая: 

1.           Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится –

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобей полезней,

Помогает от болезней.

2.           Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг.

Воспитатель: Давайте узнаем какой чай пьют в разных странах, совершим путешествие на Дальний восток. Согласны? Предлагаю полететь на самолёте. 

    Под музыкальное сопровождение дети имитируют полет на самолете двигаясь по группе. 

Воспитатель: Вот мы прилетели в Японию. (Рассматривание иллюстраций о чайной традиции в Японии.) В Японии очень любят пить чай. Давайте послушаем рассказ о чайных традициях Японии

Девочка - японка. Здравствуйте! Привет вам из Страны восходящего солнца! У нас очень любят пить чай. Его пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и различными красивыми национальными предметами.

Нам пора лететь дальше в Китай. 

 Под музыкальное сопровождение дети имитируют полет на самолете двигаясь по группе. 

Чтобы нам не было скучно лететь, давайте сделаем разминку:

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

(Надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик) .

Вот фарфоровые чашки,         

Очень хрупкие - бедняжки.

(«Пружинка», одна рука на поясе) .

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

(Кружимся, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки.

(Потянуться, руки сомкнуть над головой) .

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг руками) .

Воспитатель: Вот мы и прилетели в Китай. (Рассматривание иллюстраций о чайной традиции в Китае.)

Девочка - китаянка. А я из Китая. У нас любят пить зелёный чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или в чашке с крышкой.

 

Вос-ль. На Востоке принято сначала мыть руки, а потом класть чай в чайник, наливать воду. А с чем пьют чай? У вас есть угощения?

 

Девочка - китаянка. У нас нет угощений. На Востоке во время чайной церемонии принято общаться, разговаривать, обмениваться мнениями.

 

Вос-ль и дети благодарят гостеприимных хозяев, предлагают продолжить путешествие с ними и познакомиться с другими традициями. Отправляются в Узбекистан.

    Под музыкальное сопровождение дети имитируют полет на самолете двигаясь по группе. 

Давайте сделаем физкультминутку для глаз.

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты – молодец!

Воспитатель: Вот и прилетели. Давайте присядем и рассмотрим иллюстрации чайной традиции в Узбекистане.

Девочка узбечка: В Узбекистане очень жарко. Там тоже предпочитают пить зеленый чай: он хорошо утоляет жажду. Чай пьют из специальной посуды, которая называется «пиала». К чаю подают угощения: фрукты, сладости, сухофрукты. (Воспитатель показывает детям «пиалу».) 

Воспитатель: В Узбекистане не принято разбавлять остывший чай кипятком. Предпочтение отдают свежезаваренному чаю. Заваривает его хозяин. Чем более уважаемый гость, тем меньше чая в пиале. В Узбекистане так и говорят: «Налить с уважением». У пиалы нет ручки, поэтому держать ее в руках полностью наполненной кипятком неудобно. Можно проявить заботу о госте, постоянно подливая ему чай. К кому бы вы ни пришли в гости, вас всегда напоят ароматным чаем А теперь возвращаемся снова в Россию и путешествие наше заканчивается. 

    Под музыкальное сопровождение дети имитируют полет на самолете двигаясь по группе. 

Воспитатель: В России любят петь частушки давайте споем частушки о чае. 

    Дети исполняют частушки о чае. 

Посмотри, какой пирог,

 бублики, ватрушки

Мы споём вам под чаёк,

Чайные частушки

         В пляске не жалей ботинок! 

         Предлагай-ка чай друзьям. 

         Если в чашке есть чаинки, 

         Значит, письма пишут нам. 

Самовар блестит, кипит, 

Чай в нем пенится. 

Погляди-ка на себя – 

Ну и отраженьеце! 

            От простуды и болезней

            Чай поможет точно

            С майским мёдом и лимоном

            Принимайте срочно.

Мы за чаем не скучаем

Песни дружно сочиняем

Рады всех вас пригласить

Рады чаем напоить.

Воспитатель: Прилетели. Вот мы и в России. 

Иллюстрации чаепития в России.

Воспитатель: Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить. Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем. Самым главным на столе был, конечно, самовар. Его еще назвали в шутку генералом. Посмотрите, какие самовары бывают разные. 

      Дети рассматривают изображения разных самоваров. 

    Детей встречают мальчик и девочка, в русских национальных костюмах с хлебом-солью на подносе и рушнике. Они выходят под русскую народную мелодию «Самовар». 

Девочка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим. Если величать, так на пороге встречать. 

Мальчик: Просим вас к столу. 

Девочка: Мы гостей встречаем. 

Дети: Чаем, чаем, чаем. 

Девочка: Приглашаем к самовару. 

Дети: С чаем, с чаем, с чаем. 

Девочка: И в накладку, и в прикуску. 

Дети: Чай, чай, чай. 

Девочка: Пейте чай друзья по-русски. 

Дети: Чай, чай, чай. 

Мальчик:  Самовар шумит, баранки 

                    На скатерти – самобранке, 

                    И душистое варенье. 

                    Подходите, дети, чаем 

                    Вас сердечно угощаем. 

                    К чаю ароматному 

                    Пряники печатные 

                    Пейте чай и торт берите 

                    Чаще в гости приходите. 

Девочка:   Сверху пар, снизу пар – 

                    Кипит наш русский самовар. 

                    Милости просим на чашечку чая 

                    Вот так мы живем: 

                    Пряники жуем, чаем запиваем, 

                    Всех в гости приглашаем! 

   Дети подходят к столу. 

Воспитатель: Спасибо, хозяева, за приглашение. Посмотрите, какой богатый стол накрыли для гостей хозяева. Молоко налито в молочник. А варенье находится в чем? (Ответы детей.) Конфеты лежат в…? (Ответы детей.) Сахар в…? (ответы детей.) Сухари в…? (Ответы детей.) Хлеб в…? (Ответы детей.) На Руси чай заваривал хозяин, глава семьи, а разливала хозяйка.

Воспитатель: А сейчас поиграем!  У меня заварен чай разных сортов, а еще в сухом виде. Я буду приглашать вас, и вы  должны определить, что же это за чай. 

      Воспитатель предлагает детям сначала рассмотреть сухой чай (черный, зеленый, красный, фруктовый), 

а затем предлагает угадать чай по вкусу и по запаху.  

Угадывающему ребенку воспитатель задает вопросы: Что это за чай? Почему ты так думаешь? Какой он на вкус? Какой по цвету? 

 

Загадки:    

Стоит толстячок,      

Подперевши бочок,                        

Шипит и кипит,                               

Всем чай пить велит.

                                       (Самовар.) 

 Большая голова

 И стройный стан.

У той,

Что любит  головой  

 Нырнуть в стакан.                 (Чайная ложка.)

                    Был листом зеленым – 

                    Черным стал, томленым, 

                    Был листочек зубчатый – 

                    Стал листочек трубчатым. 

                    Был он на лизине – 

                    Стал он в магазине. 

                                      (Чай.) 

8. По  цвету -снег .

    По вкусу- мёд,

    Во рту он тает.

    Будто лёд.                               (Сахар)

Воспитатель: Молодцы. Все справились с заданиями. Любите, наверное, пить чай. Есть в русском языке слово, которое трудно найти в других языках. Это – «хлебосольство». Какие слова вы слышите в этом слове? (Ответы детей.) Это слово произносят тогда, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т.е. когда человек готов поделиться всем, что у него есть в доме. Давайте проговорим это слово все вместе. Гостю рады в любой стране, Многим отличаются народы друг от друга, но у всех есть общее – мы живем на планете Земля. Это очень красивая планета. И мы должны сделать все, чтобы она стала еще краше. Люди должны беречь Землю, украшать ее. О чем мы сегодня с вами беседовали? О чайных традициях, каких стран узнали? Что интересного было на занятии? (Ответы детей.) А сейчас, я приглашаю вас к нашему хлебосольному столу. 

     Дети пьют чай с угощениями по грамзапись русских народных песен. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в подготовительной группе "Традиции чаепития у разных народов"

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация,  социализация, физкультура, музыка, чтение художественной литературы.Виды детской деятельности: коммуникативная, позн...

Традиции чаепития разных народов

Объяснить понятие « традиция», поговорить о семейных традициях. Воспитывать чувство патриотизма, любви к родине. Интерес и уважение к людям разной национальности, их культуре.Уп...

Традиции чаепития разных народов

Материал предназначен для детей старших-подготовительных групп...

Занятие "Традиции чаепития у народов разных стран"

Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста....

Презентация "Традиции чаепития у народов разных стран"

Данная презентация является приложением к занятию с детьми старшего дошкольного возраста....

Традиции дружбы разных народов

информация для родителей о традициях дружбы разных народов...