Конспект интегрированной НОД "Традиции чаепития у разных народов".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Традиции чаепития у разных народов».
Задачи:
- закреплять знания детей о названии страны, в которой они живут, и других стран;
- объяснить понятие «традиция», поговорить о семейных традициях;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, интерес и уважение к людям разных национальностей, их культуре;
- упражнять в составлении короткого рассказа из личного опыта.
Интеграция образовательных областей:
«познавательное развитие», «речевое развитие», «социально – коммуникативное развитие», «физическое развитие».
Оборудование:
глобус, предметы чайной посуды, угощения для чаепития, различные сорта чая, иллюстрации с изображением чаепития.
Ход НОД:
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках. (Показывает глобус)
Дети отвечают.
- На глобусе мы можем увидеть все страны. Какие страны вы знаете?
Дети отвечают, а воспитатель показывает их на глобусе.
- А вот наша страна – Россия. (показывает).
На планете Земля очень много стран. В каждой из них люди разговаривают на своем языке. На каком языке мы с вами разговариваем?
Дети: На русском.
Воспитатель:
- А сейчас давайте поиграем и узнаем в какой стране на каком языке разговаривают. Я начну предложение, а вы продолжите.
В Италии говорят на … итальянском языке.
В Испании говорят на … испанском языке.
В Японии … на японском языке.
В Англии … на английском языке.
В Турции … на турецком языке.
В Узбекистане … на узбекском языке.
Воспитатель:
- Сколько народов, столько и языков. Чтобы общаться с людьми других стран, надо учить их языки. У каждого народа есть свои песни, танцы, традиции. Как вы понимаете слово – традиция?
Дети отвечают.
- Традиция – слово нерусское, оно переводится с латинского языка, как «передача», т.е. передается от одного поколения к другому. Традиции бывают и семейные. Какие традиции существуют у вас в семье?
Дети отвечают.
- Сегодня мы вами поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов разные.
Чай – китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай - это кустарник. Для приготовления чая используются листья. Это бодрящий напиток. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен яду змеи».
- Давайте поиграем в игру «Какой чай».
Если чай завариваем с листьями земляники, как его называем?
Дети: - Земляничный.
С листьями жасмина?
Дети: - Жасминовый.
С листьями малины?
Дети: - Малиновый.
С листьями клубники?
Дети: - Клубничный.
С кусочками фруктов?
Дети: - Фруктовый.
С кусочками яблок?
Дети: - Яблочный.
А сейчас давайте немного подвигаемся.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища вправо - влево.)
Наклонился левый бок.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Раз – мы правую согнем, (Сгибаем ноги в колене.)
Два – и левую согнем.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Воспитатель:
- В каждой стране чай заваривают и пьют по – разному. В Японии чай пьют в саду, в специальном чайном домике, украшенном цветами.
А в Китае любят пить зеленый чай. Его заваривают в чайнике из красной глины или чашке с крышкой.
А вот в Узбекистане, например, чай пьют из пиалы. Это чашка без ручки.
К чаю предлагают фрукты, сухофрукты, сладости.
Чем почетнее гость, тем меньше чая наливают в пиалу. Держать пиалу, наполненную кипятком, неудобно. Можно проявить заботу о госте, постоянно подливая ему чай.
А теперь давайте посмотрим, как чай заваривают и пьют в России.
(Вносится самовар, раскладываются угощения – пряники, баранки, конфеты, печенье, варенье.)
Воспитатель:
- Самовар шумит, баранки
На скатерке – самобранке,
И конфеты, и печенье,
И душистое варенье.
К чаю ароматному
Пряники печатные.
Сверху пар, снизу пар –
Кипит наш русский самовар.
- На Руси чай заваривали в заварном чайнике, а воду кипятили в этом сосуде, который называется – самовар. А придумали самовар в городе Тула. И еще в Туле пекут знаменитый тульский пряник. Пряник делается на меду и еще в тесто добавляются пряные травы. Отсюда и название «пряник». На них есть картинки или надписи и поэтому они называются печатными.
Чай пили из чашки, под чашку ставили блюдце. Кто – то любил пить чай из блюдца. Блюдце держали под донышко и дули на чай, чтобы остудить. Сахар обычно не клали в чай, а пили вприкуску.
Воспитатель:
- Я вам сейчас загадаю загадки, а вы попробуете их отгадать.
Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо.
(Самовар)
Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Баранка)
Белый камень в воде тает.
(Сахар)
Родом я из Тулы
Самовару – друг.
(Пряник)
Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает…
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда
То кладут его на блюдо.
(Пирог)
- А теперь, пусть кто – то из вас расскажет, как вы встречаете дома гостей, чем угощаете?
Два, три ребенка рассказывают.
- Есть в русском языке слово, которое трудно найти в других языках.
Это слово – хлебосольство. Оно состоит из двух слов – хлеб и соль. На Руси всегда гостей встречают хлебом и солью. Это слово произносят, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т.е., когда человек готов поделиться всем, что есть у него в доме, щедро накормить.
Так будьте же и вы хлебосольны, щедры и гостеприимны!
На этом наше занятие заканчивается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в подготовительной группе "Традиции чаепития у разных народов"
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физкультура, музыка, чтение художественной литературы.Виды детской деятельности: коммуникативная, позн...
Конспект занятия по кубановедению в старшей группе по теме: "Традиции чаепития у разных народов мира."
Воспитывать уважение и интерес к людям разных национальностей,их культуре.Дать представления о традициях чаепития разных национальностей.Закреплять знания о родной странеАктивизировать в речи прилагат...

Традиции чаепития у разных народов
Цели:— закреплять знания о названии страны, в которой они живут, и других стран;— объяснить понятие «традиция»;— воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, интерес и ув...

«Традиции чаепития у разных народов»
Элементарные представления о странах, где выращивают чай и где этот напиток считается лучшим. Закрепление знаний детей о родной стране, понятие «традиция», в том числе «семейные традиции». Знакомство ...

Конспект занятия по теме: « Хлеб разных народов»
Тематический досуг по теме " Хлеб разных народов"...
презентация на тему: "Традиции чаепития в разных народов".
Традиции чаепития у разных народов...
Методическая разработка "Традиции чаепития у разных народов."
Семейные традиции чаепития у различных народов мира....