Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
проект

Шестакова Галина Николаевна

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
«Утро начинается с улыбки»

                                               «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,

                                                  рисунка, фантазии, творчества».  В. А.Сухомлинский.

Участники проекта:  педагог-психолог; медицинский работник; воспитатели группы; музыкальный руководитель; родители детей групп - №8

Срок реализации: Август - Сентябрь 2020 г.

Цель проекта – оказать психолого-педагогическую поддержку детям, поступающим в ДОУ. Этим определяются основные задачи, решаемые проектом:

  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Актуальность проекта

Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении, - проблема адаптации детей к условиям детского сада.

Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. От того, как он пройдет, зависит формирование основных базисных новообразований детей раннего возраста.

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к ее условиям. Адаптацию в условиях ДОУ нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе сверстников.

Дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Для охраны и укрепления психологического здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и психолого-педагогический контроль и наблюдение за развитием и здоровьем детей, так как раннему возрасту характерен быстрый темп развития организма.

Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентированные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него   страх, отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание, в 1848 году это состояние описывали как болезнь «тоска по дому» - так тогда называли адаптацию.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.

Процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям - это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь«Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина.

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления данного проекта задействованы специалисты ДОУ: педагог-психолог, медицинский персонал, музыкальный руководитель, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием.

Актуальность проблемы адаптации обусловлена:

  • Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально- психологического.
  • Организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий.
  • Своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери.
  • Индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.

Этапы проекта:

1. Организационный этап:

  • Составление перспективного плана мероприятий проекта;
  • подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
  • разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
  • пополнение предметно-развивающей среды группы;
  • разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Утро начинается с улыбки»;
  • разработка анкет, памяток, буклетов для родителей.

2. Основной этап: реализация проекта в соответствии с планом.

3. Итоговый этап:

  • анализ проведенной работы;
  • презентация проекта для педагогов и родителей;
  • публикация проекта на интернет-сайте.

Задачи работы с родителями:

  • Формирование положительного настроя на поступление в детский сад.
  • Снижение эмоционального напряжения и тревоги.
  • Просвещение родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению ДОУ.

Формы работы с родителями:

  • Групповое и индивидуальное консультирование родителей - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Лектории, круглые столы, семинары-практикумы, Родительские клубы, родительские собрания – способствуют овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе дети - родители.
  •  Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к условиям детского сада.
  • Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
  • Тренинги - способствуют снятию эмоционального напряжения (педагог-психолог)

Развивающая среда для детей раннего дошкольного возраста:

В группах имеются центры развития:

  • Центр  сюжетно-ролевых игр;
  •  Центр ряженья (для театрализованных игр);
  • Центр умной книжки;
  • Центр настольно-печатных игр;
  • выставка художественно-творческой деятельности (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
  •  Центр экологии(наблюдений за природой);
  • Центр спортивный;
  • Центр для игр с песком;
  • Центр для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
  • игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
  • игровой  центр (с игрушками, строительным материалом).

В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек.

 

План проекта

 

Период

Содержание

Ответственные

Август

Организационное родительское собрание;

Памятка для родителей «Что нужно знать об адаптации детей»;

Памятка для родителей «В детский сад с радостью»;

 

Занятие 1 «Как ходит и поет Петушок»

Занятие 2 «Идет коза рогатая»

Занятие 3 «Как бегает и лает Собачка»

Занятие 4 «Как мяукает и ходит Кошечка»

Занятие 5 « Зайка - попрыгайка»

Занятие 6 «Птичка летает»

Занятие 7 «Чудесный мешочек»

Занятие 8 «Кто в домике живет»

Занятие 9 «Рыбка плавает в воде»

 

Игровая деятельность:

Потешки «Киска, киска, киска, брысь!..»,

«Как у нашего кота…»,

«Пошел кот под мосток…».

Игра «Иди ко мне».

Игра «Пришел Петушок и Собачка»

Упражнение «Выдувание мыльных пузырей»

Музыкальная игра «Хоровод»

Игра «Покружимся»

Игра «Солнышко и дождик»

Игра «Поезд»

Упражнение «Ласковое имя»

Потешка «Ладушки, ладошки!..»,

Поэзия. З. Александрова. «Прятки»;

В. Берестов. «Курица с цыплятами»;

Массаж: «Грибной дождь»

Релаксация

Игры с песком и водой (сенсорный столик)

      воспитатели

 

     педагог-психолог

 

     педагог-психолог

 

 

 

 

Воспитатели;

Педагог - психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     воспитатели

 

 

  муз. руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

педагог-психолог

 

 

Сентябрь

Круглый стол для родителей - «Улыбка малыша в период адаптации»;

 

Занятие 1 «Укладывает куклу Машу спать»

Занятие 2 «Кормление куклы Маши»

Занятие 3 «Купание куклы Маши»

Занятие 4 «Катание куклы Маши на машине»

Занятие 5 «Кукла Маша идет в гости»

Занятие 6 «Оденем куклу на прогулку»

Занятие 7 «Кукла Маша поет и пляшет»

Занятие 8 «Спектакль для куклы Маши»

 

Музыкальное развлечение с родителями «Кисонька-мурысонька»;

 

Игровая деятельность:

Потешки «Большие ноги…»,

«Водичка, водичка…»,

«Баю-бай, баю-бай…»,

Игра «Топ-топ»

Игра «Дождик и солнышко»

Потешка «По ровненькой дорожке»

Игра «Хоровод с куклой»

Игра «Солнечные зайчики»

Потешка «Тук, тук, кулачок»

Музыкальная игра «Вот так хорошо»

Музыкальное упражнение «Погремушка, играй»

Потешки для новичков

Игра «Догони зайчика»

Игра «Лошадка»

Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Колобок»

Пальчиковая игра «Пальчики»

Релаксация

Игры с песком и водой (сенсорный столик)

 педагог-психолог

 воспитатели

 

воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

 

муз.руководитель

воспитатели

 

воспитатели

 

 

 

 

 

 

муз. руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

педагог-психолог

 

Ожидаемый результат:

  • Благоприятный адаптационный период детей 3 -4 лет.
  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с ПМПк ДОУ.
  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  • Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.                                                           

Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации индивидуализации дошкольников. Как уже говорилось выше, одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.

Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

В процессе работы проекта собраны материалы для родительских собраний (фото альбомы «Как я пошел в детский сад»; «Наши успехи»; «Наши праздники», анкетирование); разработаны консультации, памятки, буклеты для родителей.

Из анализа листа адаптации детей к условиям ДОУ, можно сделать вывод: у 80 % детей наблюдается легкая степень адаптации, у 18 % средняя степень адаптации, у 2% тяжелая степень адаптации.

Родители группы с интересом отнеслись к участию в организации проекта, оказывали помощь в изготовлении  атрибутов, приняли участие в конкурсах и играх совместно с детьми. Активно посещали родительские собрания, ответили на вопросы анкетирования, что помогло достоверно определить успешность адаптации в нашем ДОУ.

 

Список литературы:

  1. Заводчикова О.Г. «Адаптация ребенка в детском саду». Москва «Просвещение», 2007.
  2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
  3. Иванова Н.В. «Социальная адаптация малышей в ДОУ». Москва, 2011.
  4. Печора К.Л. «Дети раннего возраста в ДОУ». Москва, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада«Здравствуй, малыш!»

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада...

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка, учитывает интересы, потребности самих детей...

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ...

Педагогический проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Я пришел в детский сад!»

Адаптация и ранняя социализация детей 2-3 лет в дошкольном учреждении протекает достаточно тяжело как для малышей, так и для их родителей. У малышей в период адаптации и ранней социализации в детском ...

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Утро начинается с улыбки"

Цель проекта – оказать психолого-педагогическую поддержку детям, поступающим в ДОУ.Этим определя­ются основные задачи, решаемые проектом:- преодоление стрессовых состояний у детей ...

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада "В детский сад без слез"

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как воспитатель сумеет понять нужды, интересы ребенка, вовремя снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов ...