Педагогический проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Я пришел в детский сад!»
проект (младшая группа)
Адаптация и ранняя социализация детей 2-3 лет в дошкольном учреждении протекает достаточно тяжело как для малышей, так и для их родителей. У малышей в период адаптации и ранней социализации в детском саду ухудшается общее эмоциональное состояние, здоровье, замедляется темп физического и психического развития, развивается стрессовое состояние. Родители тоже испытывают тревогу и напряжение. Основная задача воспитателей и родителей обеспечить наиболее благоприятное протекание процесса адаптации и ранней социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_adaptatsiya.docx | 531.05 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 108 общеразвивающего вида «Зазеркалье
/МКДОУ д/с № 108 «Зазеркалье»/
_____________________________________________________________________________________
630024, г. Новосибирск, ул. Мира, 39/1, тел.: 361-10-00, 353-55-68.
Педагогический проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
«Я пришел в детский сад!»
Разработали:
воспитатели
Бурова Ж.Ю.
Федулова Ю.И.
Новосибирск 2021
Тема проекта: «Я пришел в детский сад!»
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь–ноябрь 2021г.).
Тип проекта: информационный, игровой, групповой.
Участники проекта: дети 2-3 лет, воспитатели, родители.
Проблема:
Адаптация и ранняя социализация детей 2-3 лет в дошкольном учреждении протекает достаточно тяжело как для малышей, так и для их родителей. У малышей в период адаптации и ранней социализации в детском саду ухудшается общее эмоциональное состояние, здоровье, замедляется темп физического и психического развития, развивается стрессовое состояние. Родители тоже испытывают тревогу и напряжение. Основная задача воспитателей и родителей обеспечить наиболее благоприятное протекание процесса адаптации и ранней социализации.
Актуальность проекта:
Детство это важнейший период человеческой жизни, и от того кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Детский сад - это новый этап в жизни маленького человека. Не каждый ребенок сразу принимает новых людей, новую обстановку, правила. Случается, что родители, отдавшие ребенка в детский сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов посещать детский сад, частые болезни.
Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду. В любом возрасте ребенку не просто посещать дошкольную организацию, ведь в это время вся жизнь ребенка меняется кардинальным образом.
В привычную, сложившуюся жизнь ребенка врываются изменения: отсутствие родителей рядом, режим дня, постоянный контакт со сверстниками.
В период адаптации у ребенка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу.
Работа воспитателя заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду.
Цель: создание благоприятных условий, обеспечивающих ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
Задачи:
- Обеспечить благоприятный психологический климат для нахождения ребёнка в детском саду, закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым.
- Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
- Формировать активную позицию родителей к процессу адаптации детей, повышение коммуникабельности между родителями.
- Создать развивающую предметно - пространственную среду учитывая возрастные особенности детей в соответствии с ФГОС.
- Развивать у детей навыки совместной игры, предметного взаимодействия.
Условия необходимые для реализации проекта:
Пополнили развивающую предметно – пространственную среду:
- для развития предметной деятельности - пирамидки, матрешки, кубы, различного рода вкладыши, игра «почта» с фигурами различной формы (треугольниками, прямоугольниками), крупный и мелкий строительный материал расположены на полках, которые доступны детям, мягкие модули;
- для развития движений - мячи разных размеров, обручи, машины, тележки, каталки, коляски, шары и шарики;
- для развития сюжетных игр - куклы, собачки, медвежата, предметы одежды, утюжок, полотенце и т. п.; крупная мебель для кукольного уголка;
- для развития речи и обогащения впечатлений - набор игрушечных животных, набор кукол, книги, картинки;
- в уголке природы –комнатные растения, лейки;
- умиротворяющие действие на детей оказывают игры с песком и водой.
Методы:
- Анализ теоретического и фактического материала
(анализ листов адаптации);
- Анкетирование;
- Наблюдения;
- Беседа;
- Продукты совместной деятельности детей и родителей.
Формы работы с детьми:
- Игры в адаптационный период;
- исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки
во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
- релаксационные игры;
- сказкотерапия;
- игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого
периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
- культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
- постепенное заполнение группы;
- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом
индивидуальных особенностей детей;
- информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на
основе адаптационных карт;
-наблюдение за состоянием здоровья.
Этапы реализации проекта
- 1 этап – подготовительный (сентябрь)
- 2 этап – основной (сентябрь - ноябрь)
- 3 этап – заключительный (конец ноября)
Ожидаемые результаты реализации проекта - это успешная адаптация детей и родителей к условиям детского сада.
- Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в адаптационный период;
- Сформировано доброжелательное отношение родителей к группе, которую посещает ребенок;
- Создана картотека игр в адаптационный период для детей раннего возраста.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап |
сентябрь |
|
Основной этап |
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
сентябрь | - Игры в адаптационный период: «Иди ко мне», «Хоровод», «Пришел Петрушка», «Выдувание мыльных пузырей», «Хоровод»; - Игра-забава «Легкое перышко»; - Пальчиковая игра «Колючий ёжик»; - Музыкотерапия «Курочки и цыплята», «Маленькие ладушки»; - Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Колобок». | - Игры в адаптационный период: «Ку-ку!», «Платочек», «Покружимся», «Прячем мишку», «Солнышко и дождик»; - Пальчиковая игра «Семья»; - Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Репка»; - Музыкотерапия «Шагаем вместе», «Идет мишка»; - Игра-забава «Храбрые лягушата» | - Игры в адаптационный период: «Мой малыш», «Ку-ку!», «Поезд», «Хоровод с куклой», «Солнечные зайчики»; - Пальчиковая игра «Пальчик, мальчик»; - Упражнения на дыхание «Греем ручки»; - Игра-забава «Воздушные шары»; - Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Хрюшка и Чушка». | - Игры в адаптационный период: «Обними меня», «Цап», «Игра с собачкой», «Ловись, рыбка», «Кто в кулачке?»; - Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Курочка Ряба»; - Музыкотерапия «Гопачёк», «Пляски с платочком»; - Игра-забава «Весёлые пузыри». | |
Работа с родителями | Анкетирование «Давайте познакомимся!» Памятка «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?» Консультация «Особенности адаптационного периода», «Игровая деятельность детей в адаптационный период» Рекомендации для родителей по облегчению периода адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении | ||||
октябрь | - Театрализованная игра «Весёлый петрушка»; - Упражнения на дыхание «Надуваем пузырь»; - Игры в адаптационный период: «Попрыгунчик»; «Тушки-тутушки!», «Покатаемся на лошадке», «Собираем игрушки», «Игра с куклой»; - Пальчиковая игра «Сомни платочек»; - Музыкотерапия «Вальс собачек»; - Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Цыплёнок и утёнок». | - Музыкотерапия «Вот как мы умеем», «Шагаем вместе»; - Игры в адаптационный период: «Дай ручку!», «Хлопушки», «Книжка - угадайка», «Позови», «Зайка»; - Игра-забава «Волшебный мешочек»; - Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Как коза избушку построила». | - Игры в адаптационный период: «По ровненькой дорожке!», «Еле-еле, еле-еле», «Передай колокольчик», «Мяч в кругу», «Мы топаем ногами»; - Пальчиковая игры «Дружная семейка»; - Игра-забава «Ладушки, ладушки!»; - Музыкотерапия «Машенька-Маша», «Гопачёк»; - Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Курочка Ряба». | - Игры в адаптационный период: «Ладушки- хлопушки», «Мяч», «Огуречик-огуречик…», «Все дальше и выше», «Бегом к дереву»; - Игра «Легкое перышко»; - Пальчиковая игра «Колючий ёжик»; - Музыкотерапия «Вот как мы умеем»; - Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Зайка, зайка, попляши!»; - Игра-забава «Петушок, петушок...». | |
Работа с родителями | Родительское собрание. Тема: «Здравствуй, детский сад!» Консультация «Возрастные особенности детей 2 – 3 лет» Конкурс детско-взрослых поделок из природного материала «Осенние фантазии» Папка-раскладушка «Адаптация в детском саду» Памятка «Как помочь малышам адаптироваться?» | ||||
ноябрь | - Пальчиковая игра «Наши пальчики устали»; - Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Цыплёнок»; - Игры в адаптационный период: «Игра с водой», «Прогулки по очертаниям разных фигур», «Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок», «Игра с кистями рук», «Собирание «сокровищ»; - Игра-забава «Чудесный сундучок», «Прятки» -Музыкотерапия «Воробей», «Маленькие ладушки». | - Игры в адаптационный период: «Ладушки-оладушки», «Нежно гладим мы зверят», «Сорока-белобока», «Позови», «Заинька- паинька»; - Игра-забава «Едет паровоз»; - Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Колобок»; - Музыкотерапия «Водичка», «Гопачёк». | - Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Совята»; Игры в адаптационный период: «Скачем на лошадке», «Прячем мишку», «Рисунки на песке», «Попрыгунчик», «Топ, топ, стоп»; - Пальчиковая игра «Пальчики»; - Музыкотерапия «Колыбельная»; | - Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Теремок»; - Игры в адаптационный период: «Еду, еду к бабе, к деду...», «Лесные жители», «Раздувайся, пузырь», «Ладушки-оладушки», «Полянка настроения»; - Пальчиковая игра «Зайка серенький сидит»; - Музыкотерапия «Юрочка», «Маленькие ладушки». | |
Работа с родителями | Родительское собрание на тему «Результаты адаптации детей к детскому саду» Анкетирование родителей по результатам адаптации «В детский сад хожу без слез»; Фотоотчет на тему «Вот мы ходим в детский сад»; Рекомендации для родителей на темы «Режим дня в детском саду и дома», «Воспитание культурно – гигиенических навыков дома» |
Заключительный этап |
ноябрь | Анализ степени адаптированности каждого ребенка (по адаптационным листам) Анкетирование родителей Анализ полученных результатов Подведение итогов работы |
Заключение.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей. Проводя анализ результатов периода адаптации, можно заключить, что работа прошла успешно. Предварительная работа с семьей дала положительные результаты. На предварительном этапе мы устанавливали контакт с семьями. Были проведены консультации, беседы, организационное собрание с родителями будущих воспитанников детского сада. Учтены психические и физические особенности детей и состояния его здоровья. Большое количество проблем, связанных с адаптацией, снимается установлением с родителями отношений сотрудничества.
В группе создана естественная, комфортабельная, уютная обстановка, насыщенная разнообразным дидактическим и игровым материалом. Игрушки находятся в местах, доступных для детей. В первые дни прихода ребенка в детский сад мы предлагаем поиграть ребенку в игры, направленные на формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателю, установление межличностных отношений у детей. Через игру ребенок получал возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни. Эмоциональное общение происходило на фоне совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Мы старались удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослыми. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках давало ему чувство защищенности, помогло быстрее адаптироваться. Малыши охотнее шли в группу, переставали плакать, если с ними играли, переключали их внимание на активную двигательную деятельность. Без движений не может осуществиться ни один вид детской деятельности. Совместные движения приносили детям много радости. Общение в процессе выполнения различных движений складывалось значительно быстрее, приобщало малыша к коллективу, к деятельности вместе. Чтобы ребенок не перевозбуждался, своевременно переключали его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней. Проводили увлекательные, способствующие развитию речи, творческой деятельности детей, пальчиковые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизировали моторику рук. Среди вспомогательных средств обучения самым действенным и организующим являлась музыка.
В результате целенаправленной и систематической работе по данной теме мы добилась положительных результатов в процессе перехода от семейного воспитания к общественному.
Использованная литература
1.Аверина И. Е. «Физкультурные минуты и динамические паузы в ДОУ». Москва2008
2.Белкина Л.В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
3.Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями»
4.Роньжина А.С. «Занятия с детьми 2-4лет в период адаптации к дошкольному учреждению».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада«Здравствуй, малыш!»
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада...
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ...
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка, учитывает интересы, потребности самих детей...
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ...
Педагогический проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Я пришел в детский сад"
Проект по адаптации...
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Утро начинается с улыбки"
Цель проекта – оказать психолого-педагогическую поддержку детям, поступающим в ДОУ.Этим определяются основные задачи, решаемые проектом:- преодоление стрессовых состояний у детей ...
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада "В детский сад без слез"
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как воспитатель сумеет понять нужды, интересы ребенка, вовремя снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов ...