Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
материал (младшая группа)
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста
к условиям ДОУ
«Чтобы вырастить ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым:
пусть он общается, играет, бегает, кричит,
пусть он находится в постоянном движении!»
Жан-Жак Руссо.
Участники проекта: заведующий ДОУ; методист ДОУ, медицинский работник; воспитатели группы раннего возраста №4 «Колокольчики»; музыкальный руководитель; родители детей группы №4 «Колокольчики»
Целевая группа: Дети группы раннего возраста и их родители.
Сроки реализации: Проект рассчитан на пять месяцев
Цель проекта – выявление степени подготовленности дошкольников к поступлению в дошкольное образовательное учреждение, помощь дошкольникам в адаптационный период к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
- Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- Снижение тревоги, агрессии;
- Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- Развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
- Развитие игровых навыков.
Актуальность проекта
Момент поступления ребенка в детский сад, как правило, сопровождается адаптационным стрессом. Степень его проявления может быть различной у разных детей. Поскольку адаптивные возможности каждого малыша ограничены, то длительное пребывание в стрессовом состоянии, вызванном условиями новой социальной среды, может спровоцировать эмоциональные нарушения. Очень важно обеспечить дошкольникам своевременную помощь в преодолении стресса поступления в дошкольное образовательное учреждение и успешно адаптироваться в детском саду. Разработка и внедрение проекта обеспечит возможность адаптации детей к детскому саду посредством их привычной деятельности – игры. Адаптация имеет огромное значение в формировании личности. Процесс перехода с одной ступени личностного роста и развития на другой преодолевается каждым человеком по – разному. И умение адаптироваться к новым условиям играет важную роль, а в жизни маленького ребенка дошкольного возраста тем более. Переход в дошкольное учреждение является психологически сложным моментом для ребенка. В период развития дошкольникам сложно самостоятельно адаптироваться к новой обстановке. От того, как он вольется в пока неизвестный для него мир социума зависят и следующие переходные этапы его жизни.
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к ее условиям. Адаптацию в условиях ДОУ нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе сверстников.
Для охраны и укрепления психологического здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и психолого-педагогический контроль и наблюдение за развитием и здоровьем детей, так как раннему возрасту характерен быстрый темп развития организма.
Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентированные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. Большинство детей еще склонны к боязни просить помощи у взрослого при необходимости, не научились правильно выражать свои эмоции.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка
С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь.
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления данного проекта задействованы специалисты ДОУ: медицинский персонал, музыкальный руководитель, воспитатели группы раннего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием.
Актуальность проблемы адаптации обусловлена:
- Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально- психологического.
- Организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий.
- Своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери.
- Индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.
Этапы проекта:
Реализация проекта предполагает три стадии.
Первый этап – организационный.
1. Организационный этап:
- Подбор методической и художественной литературы, иллюстрационных материалов, игр;
- Разработка конспектов адаптационных занятий с использованием игровых технологий, совместных мероприятий с родителями, а также консультаций для родителей;
- Пополнение предметно-развивающей среды группы раннего возраста;
- Разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта;
- Разработка анкет, памяток, буклетов для родителей.
2. Основной этап: реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
- Анализ проведенной работы;
- Диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
- Презентация проекта для педагогов и родителей;
- Публикация проекта на интернет-сайте.
Задачи работы с родителями:
- Формирование положительного настроя на поступление в детский сад.
- Снижение эмоционального напряжения и тревоги.
- Просвещение родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению ДОУ.
Формы работы с родителями:
- Анкетирование- диагностика психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в адаптационный период.
- Консультации – повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в адаптационный период.
- Информирование – помощь родителям в овладении конструктивными способами взаимодействия с детьми, предупреждение возможных проблем в системе родители – дети.
- Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросам адаптации детей к ДОУ.
- Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Задачи работы с педагогами:
- Актуализировать знания педагогов о возрастных особенностях детей.
- Развивать профессиональные компетенции, профессионально-личностные качества, способствующие построению эмоционально доверительных отношений с воспитанниками и родителями.
Формы работы с педагогами:
- Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду.
- Проведение семинаров - повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ.
- Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
- Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми.
- Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
Развивающая среда для детей раннего дошкольного возраста:
В группах имеются центры развития:
- Центр сюжетно-ролевых игр;
- Центр театрализованной деятельности;
- Центр книги;
- Центр «Зона уединения»;
- Центр художественно-эстетического развития и центр творчества (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.)
- Центр развивающих игр;
- Центр природы (наблюдений за природой);
- Центр физической активности;
- Центр сенсорного развития;
- Центр конструирования;
- Центр экспериментирования;
- Центр патриотического воспитания;
- Центр безопасности;
- Центр музыки.
В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек.
План проекта
Период | Содержание | Ответственные |
Август | Юридическое оформление ребенка в ДОУ: заключение договора с родителями; Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с групповым помещением и воспитателями; Организационное родительское собрание;
Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад?»; Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»; Памятка для родителей «Первые дни пребывания ребенка в детском саду»;
Занятие «Как ходит и поет Петушок» Занятие «Идет коза рогатая» Занятие «Как бегает и лает Собачка» Занятие «Как мяукает и ходит Кошечка» Занятие «Зайка-попрыгайка» Занятие «Птичка летает» Занятие «Чудесный мешочек» Занятие «Кто в домике живет» Занятие «Рыбка плавает в воде»
Игровая деятельность: Потешки «Киска, киска, киска, брысь!..» «Как у нашего кота…» «Пошел кот под мосток…» Игра «Иди ко мне» Игра «Пришел Петушок и Собачка» Упражнение «Выдувание мыльных пузырей» Музыкальная игра «Хоровод» Игра «Покружимся» Игра «Солнышко и дождик» Игра «Поезд» Упражнение «Ласковое имя» Потешка «Ладушки, ладушки!..» Потешка «Петушок, петушок…» Поэзия. З. Александрова. «Прятки» В. Берестов. «Курица с цыплятами» Релаксация Игры с песком и водой (сенсорный столик)
Развивающая среда для детей раннего дошкольного возраста (перечень) | заведующий ДОУ
медицинский работник
воспитатели
воспитатели
муз. руководитель
воспитатели
администрация |
Сентябрь | Юридическое оформление поступающих детей в ДОУ: заключение договора с родителями Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с групповым помещением и воспитателями
Консультация «Как адаптировать ребенка к детскому саду?»
Занятие «Укладывает куклу Машу спать» Занятие «Кормление куклы Маши» Занятие «Купание куклы Маши» Занятие «Катание куклы Маши на машине» Занятие «Кукла Маша идет в гости» Занятие «Оденем куклу на прогулку» Занятие «Кукла Маша поет и пляшет» Занятие «Спектакль для куклы Маши»
Игровая деятельность: Потешки «Большие ноги…» «Водичка, водичка…» «Баю-бай, баю-бай…» Игра «Топ-топ» Игра «Дождик и солнышко» Потешка «По ровненькой дорожке» Игра «Хоровод с куклой» Игра «Солнечные зайчики» Потешка «Тук, тук, кулачок» Музыкальная игра «Вот так хорошо» Музыкальное упражнение «Погремушка, играй» Потешки для новичков Игра «Догони зайчика» Игра «Лошадка» Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Колобок» Пальчиковая игра «Пальчики» Релаксация Игры с песком и водой (сенсорный столик) | заведующий ДОУ
воспитатели
воспитатели
муз. руководитель
воспитатели |
Октябрь | Юридическое оформление поступающих детей в ДОУ: заключение договора с родителями; Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с групповым помещением и воспитателями;
Консультация «Питание детей раннего возраста в ДОУ»; Консультация «Поиграй со мною, мама» Консультация «Почему дети кусаются?»
Занятие «Идет бычок…» Занятие «Наша Таня громко плачет…» Занятие «Слон» Занятие «Уронили Мишку на пол… » Занятие «Зайку бросила хозяйка…» Занятие «Идет коза рогатая…» Занятие «Сорока-ворона» Занятие «Петушок, петушок»
Сказка «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова). Поэзия. З. Александрова. «Прятки»; В. Берестов. «Курица с цыплятами»; Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.); Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился».
Игровая деятельность: Игра «Поймай пузырь». Песенка «Ладушки - ладошки» Игра «Надувайся пузырь» Потешка «Скачут мышки, шалунишки» Игра «Достань колечко» Игра «Звени колокольчик» Муз. игра «Хоровод с Мишкой» Игра «Догонялки» Игра «Мишка по лесу гулял» Релаксация «Пузырьки» Игры с песком и водой (сенсорный столик) | заведующий ДОУ
мед. работник воспитатели
воспитатели
воспитатели
муз. руководитель
|
Ноябрь | Консультация «Почему дети капризничают и проявляют упрямство?» Групповое родительское собрание «Успехи адаптации...»
Занятие «Мишка косолапый» Занятие «Зайка, серенький…» Занятие «Кисонька, мурысонька…» Занятие «Лошадка» Занятие «Цыпленок» Занятие «Матрешка» Занятие «Неваляшка» Занятие «Построим башенку»
Игровая деятельность Потешка «Зайка серенький сидит» Игра «Лиса и зайцы» Игра «Найди листочек» Потешка «Пальчики у нас попляшут» Потешка «Прыгай, прыгай веселей» Муз. игра «Погремушечка, играй»
Звучащие игры «Шуршалки», «Звенелки», «Стучалки» Потешки «Котя, котенька, коток…» Игра «Догони зайчика» Игра «Лошадки» Игра «Кошка и цыплята» Игра «Автомобили» Русские народные сказки «Колобок»; «Репка» (обр. К. Ушинского); А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки») Пальчиковая игра «Твои пальчики» Релаксация «Пузырьки» Игры с песком и водой (сенсорный столик) | воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
муз. руководитель
воспитатели
воспитатели |
Декабрь | Консультация: «Что собой представляет Ваш малыш? Возрастные особенности детей раннего возраста от 2 – 3 лет»
Занятие «Снег, снежок…» Занятие «Покатаемся на лошадке» Занятие «Собираем игрушки» Занятие «Угощение для игрушек» Занятие «Построй пирамидку» Занятие «Вкладыши» Занятие «Лото» Занятие «Чудесный мешочек»
В. Жуковский. «Птичка»; Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»; С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»); И. Токмакова. «Баиньки». В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»; Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»); К. Чуковский. «Цыпленок».
Игровая деятельность Стихотворение «Мы слепили снежный ком» Потешка «Зайка серенький сидит» Игра «Лиса и зайцы» Игра «Найди, где звенит?» Игра «Заморожу» Звучащие игры «Шуршалки», «Звенелки», «Стучалки» Потешки «Котя, котенька, коток…» Игра «Догони зайчика» Игра «Лошадки» Игра «Кошка и цыплята» Игра «Автомобили» Игра «Догони мяч», Игра «Передай мяч», Игра «Доползи до погремушки», Игра «Догони собачку», Игра «Маленькие и большие», Игра «Поймай снежинку», Игра «Где пищит мышонок?»
Новогодний праздник «Подарки под елкой»
Как измерить успешную адаптацию? (итоги адаптации) Индивидуальные консультации и беседы с родителями | воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
муз. руководитель воспитатели |
Ожидаемый результат:
- Благоприятный адаптационный период детей 2 -3лет.
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
- Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
- Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.
И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.
Привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.
Родители группы с интересом отнеслись к участию в организации проекта, приняли участие в играх совместно с детьми. Активно посещали родительские собрания, ответили на вопросы анкетирования, что помогло достоверно определить успешность адаптации в нашем ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
-Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка.-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым услов...
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада«Здравствуй, малыш!»
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада...
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ...
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка, учитывает интересы, потребности самих детей...
Педагогический проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Я пришел в детский сад"
Проект по адаптации...
Педагогический проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Я пришел в детский сад!»
Адаптация и ранняя социализация детей 2-3 лет в дошкольном учреждении протекает достаточно тяжело как для малышей, так и для их родителей. У малышей в период адаптации и ранней социализации в детском ...
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Утро начинается с улыбки"
Цель проекта – оказать психолого-педагогическую поддержку детям, поступающим в ДОУ.Этим определяются основные задачи, решаемые проектом:- преодоление стрессовых состояний у детей ...