Педагогический проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Я пришел в детский сад"
проект
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 108 общеразвивающего вида «Зазеркалье
/МКДОУ д/с № 108 «Зазеркалье»/
_____________________________________________________________________________________
630024, г. Новосибирск, ул. Мира, 39/1, тел.: 361-10-00, 353-55-68.
Педагогический проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
«Я пришел в детский сад!»
Разработали:
воспитатели
Бурова Ж.Ю.
Федулова Ю.И.
Новосибирск 2020
Тема проекта: «Я пришел в детский сад!»
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь–ноябрь 2020г.).
Тип проекта: информационный, игровой, групповой.
Участники проекта: дети 2-3 лет, воспитатели, родители.
Проблема:
Адаптация и ранняя социализация детей 2-3 лет в дошкольном учреждении протекает достаточно тяжело как для малышей, так и для их родителей. У малышей в период адаптации и ранней социализации в детском саду ухудшается общее эмоциональное состояние, здоровье, замедляется темп физического и психического развития, развивается стрессовое состояние. Родители тоже испытывают тревогу и напряжение. Основная задача воспитателей и родителей обеспечить наиболее благоприятное протекание процесса адаптации и ранней социализации.
Актуальность проекта:
Детство это важнейший период человеческой жизни, и от того кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Детский сад - это новый этап в жизни маленького человека. Не каждый ребенок сразу принимает новых людей, новую обстановку, правила. Случается, что родители, отдавшие ребенка в детский сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов посещать детский сад, частые болезни.
Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду. В любом возрасте ребенку не просто посещать дошкольную организацию, ведь в это время вся жизнь ребенка меняется кардинальным образом.
В привычную, сложившуюся жизнь ребенка врываются изменения: отсутствие родителей рядом, режим дня, постоянный контакт со сверстниками.
В период адаптации у ребенка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу.
Работа воспитателя заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду.
Цель: создание благоприятных условий, обеспечивающих ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
Задачи:
- Обеспечить благоприятный психологический климат для нахождения ребёнка в детском саду, закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым.
- Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
- Формировать активную позицию родителей к процессу адаптации детей, повышение коммуникабельности между родителями.
- Создать развивающую предметно - пространственную среду учитывая возрастные особенности детей в соответствии с ФГОС.
- Развивать у детей навыки совместной игры, предметного взаимодействия.
Условия необходимые для реализации проекта:
Пополнили развивающую предметно – пространственную среду:
- для развития предметной деятельности - пирамидки, матрешки, кубы, различного рода вкладыши, игра «почта» с фигурами различной формы (треугольниками, прямоугольниками), крупный и мелкий строительный материал расположены на полках, которые доступны детям, мягкие модули;
- для развития движений - мячи разных размеров, обручи, машины, тележки, каталки, коляски, шары и шарики;
- для развития сюжетных игр - куклы, собачки, медвежата, предметы одежды, утюжок, полотенце и т. п.; крупная мебель для кукольного уголка;
- для развития речи и обогащения впечатлений - набор игрушечных животных, набор кукол, книги, картинки;
- в уголке природы –комнатные растения, лейки;
- умиротворяющие действие на детей оказывают игры с песком и водой.
Методы:
- Анализ теоретического и фактического материала
(анализ листов адаптации);
- Анкетирование;
- Наблюдения;
- Беседа;
- Продукты совместной деятельности детей и родителей.
Формы работы с детьми:
- Игры в адаптационный период;
- исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки
во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
- релаксационные игры;
- сказкотерапия;
- игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого
периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
- культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
- постепенное заполнение группы;
- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом
индивидуальных особенностей детей;
- информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на
основе адаптационных карт;
-наблюдение за состоянием здоровья.
Этапы реализации проекта
- 1 этап – подготовительный (сентябрь)
- 2 этап – основной (сентябрь - ноябрь)
- 3 этап – заключительный (конец ноября)
Ожидаемые результаты реализации проекта - это успешная адаптация детей и родителей к условиям детского сада.
- Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в адаптационный период;
- Сформировано доброжелательное отношение родителей к группе, которую посещает ребенок;
- Создана картотека игр в адаптационный период для детей раннего возраста.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап |
сентябрь |
|
Основной этап |
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
сентябрь | - Игры в адаптационный период: «Иди ко мне», «Хоровод», «Пришел Петрушка», «Выдувание мыльных пузырей», «Хоровод»; - Игра-забава «Легкое перышко»; - Пальчиковая игра «Колючий ёжик»; - Музыкотерапия «Курочки и цыплята», «Маленькие ладушки»; - Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Колобок». | - Игры в адаптационный период: «Ку-ку!», «Платочек», «Покружимся», «Прячем мишку», «Солнышко и дождик»; - Пальчиковая игра «Семья»; - Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Репка»; - Музыкотерапия «Шагаем вместе», «Идет мишка»; - Игра-забава «Храбрые лягушата» | - Игры в адаптационный период: «Мой малыш», «Ку-ку!», «Поезд», «Хоровод с куклой», «Солнечные зайчики»; - Пальчиковая игра «Пальчик, мальчик»; - Упражнения на дыхание «Греем ручки»; - Игра-забава «Воздушные шары»; - Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Хрюшка и Чушка». | - Игры в адаптационный период: «Обними меня», «Цап», «Игра с собачкой», «Ловись, рыбка», «Кто в кулачке?»; - Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Курочка Ряба»; - Музыкотерапия «Гопачёк», «Пляски с платочком»; - Игра-забава «Весёлые пузыри». | |
Работа с родителями | Анкетирование «Давайте познакомимся!» Памятка «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?» Консультация «Особенности адаптационного периода», «Игровая деятельность детей в адаптационный период» Рекомендации для родителей по облегчению периода адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении | ||||
октябрь | - Театрализованная игра «Весёлый петрушка»; - Упражнения на дыхание «Надуваем пузырь»; - Игры в адаптационный период: «Попрыгунчик»; «Тушки-тутушки!», «Покатаемся на лошадке», «Собираем игрушки», «Игра с куклой»; - Пальчиковая игра «Сомни платочек»; - Музыкотерапия «Вальс собачек»; - Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Цыплёнок и утёнок». | - Музыкотерапия «Вот как мы умеем», «Шагаем вместе»; - Игры в адаптационный период: «Дай ручку!», «Хлопушки», «Книжка - угадайка», «Позови», «Зайка»; - Игра-забава «Волшебный мешочек»; - Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Как коза избушку построила». | - Игры в адаптационный период: «По ровненькой дорожке!», «Еле-еле, еле-еле», «Передай колокольчик», «Мяч в кругу», «Мы топаем ногами»; - Пальчиковая игры «Дружная семейка»; - Игра-забава «Ладушки, ладушки!»; - Музыкотерапия «Машенька-Маша», «Гопачёк»; - Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Курочка Ряба». | - Игры в адаптационный период: «Ладушки- хлопушки», «Мяч», «Огуречик-огуречик…», «Все дальше и выше», «Бегом к дереву»; - Игра «Легкое перышко»; - Пальчиковая игра «Колючий ёжик»; - Музыкотерапия «Вот как мы умеем»; - Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Зайка, зайка, попляши!»; - Игра-забава «Петушок, петушок...». | |
Работа с родителями | Родительское собрание. Тема: «Здравствуй, детский сад!» Консультация «Возрастные особенности детей 2 – 3 лет» Конкурс детско-взрослых поделок из природного материала «Осенние фантазии» Папка-раскладушка «Адаптация в детском саду» Памятка «Как помочь малышам адаптироваться?» | ||||
ноябрь | - Пальчиковая игра «Наши пальчики устали»; - Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Цыплёнок»; - Игры в адаптационный период: «Игра с водой», «Прогулки по очертаниям разных фигур», «Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок», «Игра с кистями рук», «Собирание «сокровищ»; - Игра-забава «Чудесный сундучок», «Прятки» -Музыкотерапия «Воробей», «Маленькие ладушки». | - Игры в адаптационный период: «Ладушки-оладушки», «Нежно гладим мы зверят», «Сорока-белобока», «Позови», «Заинька- паинька»; - Игра-забава «Едет паровоз»; - Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Колобок»; - Музыкотерапия «Водичка», «Гопачёк». | - Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Совята»; Игры в адаптационный период: «Скачем на лошадке», «Прячем мишку», «Рисунки на песке», «Попрыгунчик», «Топ, топ, стоп»; - Пальчиковая игра «Пальчики»; - Музыкотерапия «Колыбельная»; | - Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Теремок»; - Игры в адаптационный период: «Еду, еду к бабе, к деду...», «Лесные жители», «Раздувайся, пузырь», «Ладушки-оладушки», «Полянка настроения»; - Пальчиковая игра «Зайка серенький сидит»; - Музыкотерапия «Юрочка», «Маленькие ладушки». | |
Работа с родителями | Родительское собрание на тему «Результаты адаптации детей к детскому саду» Анкетирование родителей по результатам адаптации «В детский сад хожу без слез»; Фотоотчет на тему «Вот мы ходим в детский сад»; Рекомендации для родителей на темы «Режим дня в детском саду и дома», «Воспитание культурно – гигиенических навыков дома» |
Заключительный этап |
ноябрь | Анализ степени адаптированности каждого ребенка (по адаптационным листам) Анкетирование родителей Анализ полученных результатов Подведение итогов работы |
Заключение.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей. Проводя анализ результатов периода адаптации, можно заключить, что работа прошла успешно. Предварительная работа с семьей дала положительные результаты. На предварительном этапе мы устанавливали контакт с семьями. Были проведены консультации, беседы, организационное собрание с родителями будущих воспитанников детского сада. Учтены психические и физические особенности детей и состояния его здоровья. Большое количество проблем, связанных с адаптацией, снимается установлением с родителями отношений сотрудничества.
В группе создана естественная, комфортабельная, уютная обстановка, насыщенная разнообразным дидактическим и игровым материалом. Игрушки находятся в местах, доступных для детей. В первые дни прихода ребенка в детский сад мы предлагаем поиграть ребенку в игры, направленные на формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателю, установление межличностных отношений у детей. Через игру ребенок получал возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни. Эмоциональное общение происходило на фоне совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Мы старались удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослыми. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках давало ему чувство защищенности, помогло быстрее адаптироваться. Малыши охотнее шли в группу, переставали плакать, если с ними играли, переключали их внимание на активную двигательную деятельность. Без движений не может осуществиться ни один вид детской деятельности. Совместные движения приносили детям много радости. Общение в процессе выполнения различных движений складывалось значительно быстрее, приобщало малыша к коллективу, к деятельности вместе. Чтобы ребенок не перевозбуждался, своевременно переключали его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней. Проводили увлекательные, способствующие развитию речи, творческой деятельности детей, пальчиковые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизировали моторику рук. Среди вспомогательных средств обучения самым действенным и организующим являлась музыка.
В результате целенаправленной и систематической работе по данной теме мы добилась положительных результатов в процессе перехода от семейного воспитания к общественному.
Использованная литература
1.Аверина И. Е. «Физкультурные минуты и динамические паузы в ДОУ». Москва2008
2.Белкина Л.В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
3.Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями»
4.Роньжина А.С. «Занятия с детьми 2-4лет в период адаптации к дошкольному учреждению».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
-Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка.-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым услов...
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада«Здравствуй, малыш!»
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада...
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ...
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка, учитывает интересы, потребности самих детей...
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ...
Педагогический проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Я пришел в детский сад!»
Адаптация и ранняя социализация детей 2-3 лет в дошкольном учреждении протекает достаточно тяжело как для малышей, так и для их родителей. У малышей в период адаптации и ранней социализации в детском ...
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Утро начинается с улыбки"
Цель проекта – оказать психолого-педагогическую поддержку детям, поступающим в ДОУ.Этим определяются основные задачи, решаемые проектом:- преодоление стрессовых состояний у детей ...