Особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
статья
Содержание и задачи воспитания детей подготовительной группы многочисленны. Особое место среди них занимают задачи, связанные с охраной здоровья детей и их физическим воспитанием.
У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:
- активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;
- заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;
- дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности».
На физиологическое состояние детей старшего дошкольного возраста большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни старших дошкольников:
- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh_u_doshkolnikov.docx | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
Содержание и задачи воспитания детей подготовительной группы многочисленны. Особое место среди них занимают задачи, связанные с охраной здоровья детей и их физическим воспитанием.
У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:
- активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;
- заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;
- дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности».
На физиологическое состояние детей старшего дошкольного возраста большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни старших дошкольников:
- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм.
Анализ действующих программ воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста показывает, что ведущее место в воспитательном процессе занимает физическое воспитание, а затем идет формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.
В программе Н. Вераксы «От рождения до школы» это направление называется «Физическое развитие», а в программе «Детство» оно формулируется: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». Авторы программы на первое место ставят воспитание основ гигиенической культуры. Если в младшей группе детей учат правильно умываться, одеваться и т.п., то уже в старшем дошкольном возрасте «дети осваивают начальные представления о здоровом образе жизни; узнают о некоторых приемах оказания первой помощи при получении травм. В этом возрасте дети самостоятельно выполняют процедуры закаливания, осваивают приемы ухода за одеждой и т.п.».
Серьезное внимание к формированию здорового образа жизни старших дошкольников уделяется в программе «Радуга». Такое внимание ДОО к физическому развитию старшего дошкольника обусловлено особенностями организма детей: ребенок растет, увеличивается его рост, масса тела, развивается двигательная активность и т.д.
Хорошо, когда ребенок с детства растет в правильном здоровом окружении, принимая принципы здоровой жизни, как непоколебимые. Вступая в дошкольный возраст, ребёнок как бы переходит на новую ступень развития. Психологическая сфера его характеризуется рядом новообразований, которые включают:
новообразования личности в сфере нравственного развития, включающие в себя распознавание детьми нравственных норм; оценку и мотивацию поведения;
новообразования личности в сфере волевого развития - выраженность познавательного интереса; подчинение действия отдаленному мотиву; сдерживание эмоциональной и двигательной активности;
новообразования в сфере самосознания - способность к самооцениванию, половозрастной идентификации.
Характеристиками интеллектуальной зрелости являются дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
В дошкольном возрасте внимание носит произвольный характер. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник пользуется определенными способами, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания – произвольного внимания к 6-7 годам уже достаточно велики. Однако если говорить об интеллектуальном, а не об эмоционально-волевом развитии, то в данном случае важна оценка не столько произвольности внимания, сколько его свойств – охвата, переключаемости, объёма и т.д.
Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Перед ребенком может быть поставлена цель, направленная на запоминание материала. Он начинает использовать приемы, направленные на повышение эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. При изучении памяти основное внимание уделяется её объёму.
Период 6-7 лет характеризуется формированием произвольного поведения, в том числе предполагающего произвольное внимание. Внимание также оценивается при диагностике интеллектуальной готовности. Но в данном случае важно понимать разницу. При диагностике эмоционально-волевой сферы оценивается произвольность внимания, в то время как диагностика интеллекта подразумевает оценку других свойств внимания – охвата, переключаемость, концентрации и т.д.
Меняется познавательная сфера ребёнка. Мышление носит ещё преимущественно наглядно-образный характер, однако развивается и словесно-логическое мышление. Ребенок устанавливает связи и отношения между предметами прежде всего на основе непосредственных впечатлений. Элементы учебной деятельности проявляются в умении ребенка слышать и слушать взрослого, следовать его советам, действовать по образцу и по правилу, в осознании способов выполнения действий.
Учитывая основные положения о психолого-педагогических особенностях старших дошкольников, делаем вывод о том, что у детей данной возрастной категории можно сформировать определенные представления (знания и умения их применять) о здоровом образе жизни.
Какие же средства могут прийти нам на помощь?
Для формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Одним из таких средств является утренняя гимнастика. Кроме ежедневной утренней зарядки с детьми старшего дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель - обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, которые направлены на развитие координации тела и повышение двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, под музыку. Занятия проводятся по специальным методикам.
Большое значение на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают и подвижные игры. Они проводятся в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в перерыве между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия.
Формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с воспитанием у них любви к опрятности, чистоте, порядку. Воспитание двигательной активности, развитие движений старших дошкольников осуществляется во время прогулок. В детских садах имеются оборудованные участки, где проводят время дети. Воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе, соревнования и т.д.
Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при регулярном соблюдении режимных моментов детского сада. Для старшего возраста устанавливается свой режим, соответствующий детям этого возраста. Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек. Навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными.
Формирование представлений о здоровом образе жизни может проходить в разных видах деятельности детей: игровой, учебной, досуговой.
Досуговая деятельность играет важную роль в процессе социализации ребенка-дошкольника. В этой связи заметим, что наиболее значимыми видами досуговой деятельности в дошкольном детстве являются игра как ведущая деятельность, а также восприятие художественных произведений: чтение литературы, просмотр мультипликационных фильмов. Досуговые мероприятия способны компенсировать недостаточность физкультурных занятий в дошкольных учреждениях, часто – сниженную мотивацию к таким занятиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
План составлен в соответствии с ФГТ...
Перспективный план "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста"
Перспективный план "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста"...
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста через организацию сотрудничества с родителями.
В статье представлен опыт работы по формированию у детей представлений о ЗОЖ....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Знакомство детей с доступными способами здоровья (соблюдение режима, ежедневная зарядка, закаливание). Закрепление правил пожарной безопасности. Формирование представлений о поведении при угрозе...
Конспект занятия по формированию представлений о здоровом образе жизни для детей старшего дошкольного возраста "Как помочь Куталке"
Процесс сохранения здоровья и укрепления иммунитета ребенка в дошкольном возрасте является решающим этапом формирования здоровой личности. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от ко...
Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние п...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Старшие дошкольники обладают особым потенциалом и являются наиболее перспективной возрастной категорией для формирования представлений о здоровом образе жизни. Ведь именно в дошкольном возрасте осущес...