статья СОВРЕМЕННАЯ СЛУЖБА СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
статья
Опыт работы педагога-психолога по созданию службы сопровождения в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennaya_sluzhba_soprovozhdeniya_v_detskom_sadu.docx | 22.99 КБ |
dnevnik_adaptatsii.docx | 13.91 КБ |
emotsionalnyy_portret_rebenka_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 14.38 КБ |
emotsionalnyy_portret_rebenka.docx | 13.8 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННАЯ СЛУЖБА СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Реалии сегодняшнего дня таковы, что никто не станет отрицать необходимость психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов России. На мой взгляд, главной проблемой в работе служб сопровождения сегодня является эффективность их работы для различных участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.
Для педагога-психолога детского сада важно найти баланс в организации своей работы:
- По форме проведения – групповой или индивидуальной;
- По адресату – дети, родители, педагоги;
- По направлениям - диагностика, профилактика, коррекция, развитие, консультирование.
Опираясь на собственный многолетний опыт работы в ДОУ и опыт работы коллег, считаю, что максимальная эффективность работы педагога-психолога достигается включением в воспитательно-образовательный процесс родителей в качестве активных участников, а также, что не менее важно, активным включением педагогов в процесс осуществления психолого-педагогического сопровождения. Здесь работает принцип синергии, когда один плюс один больше, чем два. Любое сотрудничество самым положительным образом влияет на эффективность как текущей, так и последующей совместной деятельности. Организованная таким образом работа позволяет осуществлять психологическое сопровождение не только детей из «группы риска», но и всех воспитанников детского сада.
Одним из самых удачных и эффективных является, разработанный и апробированный нами, алгоритм (процесс) сопровождения первичной адаптации ребёнка к детскому саду. Он начинается с предварительной просветительской работы с родителями в мае, когда в форме презентации мы обсуждаем положительные и отрицательные факторы, влияющие на первичную адаптацию ребёнка к детскому саду. Таким образом, родители повышают свою психологическую грамотность и имеют программу действий на летние месяцы, чтобы снизить риски неблагоприятной адаптации для своего ребёнка.
В сентябре работа психологической службы детского сада сосредоточена на вновь сформированных адаптационных группах. Психологическое сопровождение процесса адаптации включает индивидуальную и групповую формы работы:
- наблюдение,
- оперативную помощь,
- ведение совместно с воспитателями дневников адаптации на каждого ребёнка ежедневно в течение первого месяца пребывания ребёнка в детском саду (приложение 1),
- анкетирование и консультирование родителей,
- выступление психолога на родительских собраниях с экспресс-анализом первичного анкетирования, прогнозом адаптации, а также обсуждением общих вопросов по особенностям адаптации, снижению рисков дезадаптации и созданию условий для благоприятной адаптации ребёнка к детскому саду.
Педагогом-психологом осуществляется каждодневное психологическое сопровождение и детей, и родителей, и педагогов.
Это позволяет выявить дезадаптационные риски и совместно с родителями выработать стратегию поведения взрослого окружения ребёнка для их снижения. Нередко психолог рекомендует родителям обратиться за консультацией к специалистам (детскому неврологу, аллергологу, отоларингологу).
Именно в этот период закладывается основа доверительных отношений родителей и педагога-психолога детского сада.
Одним из эффективных способов выстраивания обратной связи и снижения тревожности родителей является наличие у психолога детского сада номера телефона, который:
- известен всем родителям воспитанников,
- можно использовать для экстренной связи или как телефон доверия;
- можно использовать для экстренной обратной связи с родителями через систему WhatsApp (ответить на вопросы родителей, подкрепить свои доводы фотографиями детей в различных видах деятельности и режимных моментах).
Поскольку тревога родителей малышей связана со слезами при утреннем расставании, фото ребёнка без слёз в течение дня, активно играющего, включенного в занятия, благотворно действуют на родителей лучше любых слов.
В октябре активное сопровождение первичной адаптации заканчивается проведением психолого-педагогического консилиума, на котором подводятся итоги адаптации: выявляются дети с благоприятной, средне-благоприятной и неблагоприятной адаптацией. Для детей, которые за этот период не успели адаптироваться окончательно, разрабатывается совместно с педагогами индивидуальный образовательный маршрут.
Одним из способов закрепления доброжелательных отношений и у детей, и у родителей во вновь сформированных группах детского сада является проведение в группе в ноябре, в День матери, первого совместного с родителями вечера досуга.
Как пример, вечер досуга «В гостях у заиньки»: с чаепитием, играми, «выступлением» детей, совместному участию детей и родителей в творческой мастерской, где маме вместе с ребёнком предлагается смастерить тряпичную куклу на пальчик - «заиньку».
Такая форма совместной деятельности позволяет родителям увидеть, чему уже успели научиться их дети, снижается уровень тревоги родителей за своего ребёнка, возрастает степень доверия к детскому саду, что является хорошим заделом на дальнейшее сотрудничество.
С октября по май внимание психологической службы детского сада сосредоточено на психодиагностической (комплексный мониторинг) и коррекционно-развивающей работе с детьми всех возрастных групп.
В проведении срезово-лонгитюдиальных исследований эмоционального состояния воспитанников детского сада активное участие принимают воспитатели. Ежегодно в октябре воспитатели составляют на каждого воспитанника: «эмоциональный портрет ребёнка младшего дошкольного возраста» (приложение 2) и «эмоциональный портрет ребёнка» (приложение 3) для детей постарше по заранее разработанным бланкам. Такие исследования помогают оценить, как проблемы в эмоциональном развитии каждого воспитанника, так и их динамику в течение всех лет пребывания ребёнка в детском саду.
Важной составляющей психодиагностической работы с детьми дошкольного возраста является социометрическое исследование, которое мы проводим раз в год в средних старших и подготовительных группах детского сада. Результаты социометрических исследований позволяют определить важные аспекты процесса социализации детей:
- социометрический статус каждого ребёнка в группе и его готовности идти на контакт,
- количество общих и взаимных выборов, характер взаимоотношений в группе,
- выявить лидеров и аутсайдеров, детей, оставшихся без взаимных выборов.
Результаты социометрического исследования позволяют грамотно выстраивать последующую воспитательную и коррекционно-развивающую работу с детьми, а также консультационную работу с родителями.
Важным этапом психодиагностической работы является диагностика детей подготовительной группы на готовность к обучению в школе. Это единственный вид работы педагога-психолога, который помимо групповой включает серьёзную индивидуальную работу с ребёнком, которая проходит весь январь.
По результатам тестирования на готовность к школе педагог-психолог имеет четкое представление о развитии интеллектуальных функций ребёнка, его когнитивного стиля, может дать родителям рекомендации по дальнейшему выбору оптимального образовательного маршрута и сделать прогноз трудностей, с которыми ребёнок может столкнуться в школе, а также дать рекомендации по снижению рисков школьной дезадаптации. По результатам диагностики на готовность к школе родителям предлагается пройти плановые консультации с психологом.
Коррекционно-развивающая работа включает программу групповых занятий по сказкотерапии, арт-терапии и песочной терапии с детьми.
Комплексные занятия по сказкотерапии и песочной терапии - слушаем сказку, создаём сказочные картины в песочнице, учимся рассказывать свои сказочные истории - проводятся один раз в неделю со средними, старшими и подготовительными группами (занятия проводятся с целой группой или по подгруппам, в занятиях принимают участие все воспитанники).
На занятиях по сказкотерапии использованы следующие литературные произведения:
Младшая и средняя группы
- Г. Остер «Котёнок по имени Гав»,
- М. Пляцковский «Солнышко на память»,
- Г. Юдин «Букварёнок»,
Старшая и подготовительная группы
- Д. Родари «Сказки по телефону»
- О. Евтихов, Т. Трепашко «Грааль мудрости».
Групповые занятия по арт-терапии могут проходить в форме групповых занятий по программе «рисуем сказку» или в форме творческих мастерских один раз в месяц с каждой возрастной группой. В работе творческих мастерских могут активное участие принимать родители воспитанников. В этом случае работа строится таким образом, что творческая мастерская выступает как часть совместного с родителями вечера досуга.
Творческие мастерские могут стать естественной подготовкой к праздникам. Примеры таких мастерских:
- кормушки для птиц на осеннем субботнике,
- «твоё-моё сердце», «колокольчик»-кукла добрых вестей ко дню матери,
- мастерская деда мороза: ангелы и картины из шерсти, гномы из фетра, шитые мягкие игрушки на новогоднюю ёлку,
- нитяные куклы «мартинички», тряпичные весенние птички к Масленице,
- вязанная «курочка ряба», нитяные «цыплятки», «заинька», декоративные яйца к Пасхе,
- куклы-марионетки.
Расширение форм взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса подразумевает сотрудничество педагогов и активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс: совместные вечера досуга, субботники, творческие мастерские, родительское кафе, активная роль родителей при проведении праздников.
Роль современной службы в образовательном учреждении – постоянное повышение психологической грамотности всех участников воспитательного процесса, формирование профессионального самосознания и профилактика профессионального выгорания педагогов.
Для решения этой задачи проводится просветительская, диагностическая, консультационная работа как с педагогическим коллективом, так и с родителями:
- Тематические родительские собрания,
- Методические объединения педагогов,
- Психолого-педагогические консилиумы,
- Творческие мастерские по профилактике профессионального выгорания с педагогами,
- Организация на базе учреждения обучающих семинаров для педагогов с привлечением квалифицированных специалистов,
- Анкетирование и соцопрос педагогов и родителей,
- Консультирование по вопросам адаптации, развития ребёнка, готовности к школе, выбора образовательного маршрута родителей и педагогов,
- Участие педагогов в творческих группах и профессиональных конкурсах.
Список литературы
«Все стихи и сказки в рисунках В. Сутеева», М., «Малыш», 2015 г.
В. Долгова «Славянские куклы-обереги своими руками» Ростов-на-Дону, «Феникс», 2016 г
О. Евтихов, Т. Трепашко «Грааль мудрости: Притчи и истории. Истории и метафоры», СПб, «Речь», 2005 г.
Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь», 2002 г.
М. В. Киселёва «Арт-терапия в работе с детьми», СПб, «Речь», 2006 г.
И. Маниченко «50 исцеляющих сказок от 33 капризов: сборник терапевтических сказок», Челябинск, «Умница», 2014 г.
Д. Родари «Сказки», Минск, «Юнацтва», 1987 г.
И. Смотрова «Игрушки из ниток. Практическое пособие», СПб, «Корона принт», 2000 г.
И. Стишенок «Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост», СПб, «Речь», 2005 г.
С. Черняева «Психотерапевтические сказки и игры», СПб, «Речь», 2004 г.
Н. Шайдурова «Традиционная тряпичная кукла», СПб, «Детство-пресс», 2015 г.
Г. Юдин «Букварёнок», Новосибирск, «Детская литература», 1989 г.
Предварительный просмотр:
ДНЕВНИК АДАПТАЦИИ
Ф.И. ребенка____________________________ дата рождения, возраст___________________________
Форма адаптации: - неблагоприятная - средне-благоприятная - благоприятная
Даты пребывания ребёнка в дет. саду |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
АППЕТИТ | |||||||||||||||||||||||||
СОН | |||||||||||||||||||||||||
ЭМОЦИОНАЛЬ-НОЕ СОСТОЯНИЕ | |||||||||||||||||||||||||
ИГРОВЫЕ НАВЫКИ | |||||||||||||||||||||||||
РЕАКЦИЯ НА РАССТАВАНИЕ | |||||||||||||||||||||||||
КОНТАКТЫ СО СВЕРСТНИКАМИ | |||||||||||||||||||||||||
Сумма баллов |
Дата поступления в ДОУ________________________
Предварительный просмотр:
Эмоциональный портрет ребенка младшего дошкольного возраста | ||
Показатели эмоционального состояния ребенка | Степень выраженности показателей эмоционального состояния ребенка | Оценка |
Отрицательные эмоции | Отсутствие | +2 |
Подавленное настроение: | ||
а) длительное время (несколько дней) | -2 | |
б) короткое время (несколько часов – 1 день) | 0 | |
Легкое возникновение плача по незначительному поводу | -1 | |
Гнев (вербальная или физическая агрессия) | Отсутствие | +2 |
Редко и в слабой форме | 0 | |
Частый, хорошо выраженный | -1 | |
Очень частый, сильный | -2 | |
Страх | Отсутствие | +2 |
Редко и в слабой форме | 0 | |
Частый, хорошо выраженный | -1 | |
Очень частый, сильный | -2 | |
Положительные эмоции | Отсутствие | -2 |
Слабые или редкие | 0 | |
Адекватные | +2 | |
Социальные контакты | Легко вступает в контакт с детьми и со взрослыми | +2 |
Легко вступает в контакт, либо только с детьми, или только со взрослыми | +1 | |
Сдержанно вступает в контакт и с детьми и со взрослыми | 0 | |
Робкий, неуверенный, необщительный | -1 | |
Избегает контактов и с детьми, и со взрослыми | -2 | |
Аппетит | Отсутствие | -2 |
Плохой | -1 | |
Нормальный | +2 | |
Повышенный | +1 | |
Чрезмерный | -2 | |
Сон | Отсутствие | -2 |
Засыпает и просыпается с плачем | -1 | |
Засыпает с задержкой | 0 | |
Беспокойный сон | +1 | |
Спокойный сон | -2 | |
*В первый год соответствующая оценка обводится зелёным цветом, во второй - красным. | ||
От - 10 до - 4 – неблагоприятное эмоциональное состояние | Итоговая оценка: | |
От - 3 до + 3 средне-благоприятное эмоциональное состояние | Октябрь _______________________________ | |
От + 4 до + 10 – благоприятное эмоциональное состояние | Октябрь _________________________________ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональный портрет ребенка дошкольного возраста | ||
Показатели эмоционального состояния ребенка | Степень выраженности показателей эмоционального состояния ребенка | Оценка |
Отрицательные эмоции | Отсутствие | +2 |
Подавленное настроение: | ||
а) длительное время (несколько дней) | -2 | |
б) короткое время (несколько часов – 1 день) | 0 | |
Легкое возникновение плача по незначительному поводу | -1 | |
Гнев (вербальная или физическая агрессия) | Отсутствие | +2 |
Редко и в слабой форме | 0 | |
Частый, хорошо выраженный | -1 | |
Очень частый, сильный | -2 | |
Страх | Отсутствие | +2 |
Редко и в слабой форме | 0 | |
Частый, хорошо выраженный | -1 | |
Очень частый, сильный | -2 | |
Положительные эмоции | Отсутствие | -2 |
Слабые или редкие | 0 | |
Адекватные | +2 | |
Социальные контакты | Легко вступает в контакт с детьми и со взрослыми | +2 |
Легко вступает в контакт, либо только с детьми, или только со взрослыми | +1 | |
Сдержанно вступает в контакт и с детьми и со взрослыми | 0 | |
Робкий, неуверенный, необщительный | -1 | |
Избегает контактов и с детьми, и со взрослыми | -2 | |
*В первый год соответствующая оценка обводится зелёным цветом, во второй - красным. | ||
От - 10 до - 4 – неблагоприятное эмоциональное состояние | Итоговая оценка: | |
От - 3 до + 3 – средне-благоприятное эмоциональное состояние | Октябрь ___________________________________ | |
От + 4 до + 10 – благоприятное эмоциональное состояние | Октябрь ___________________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические сопровождение в детском саду
Данный материал можно использовать на педагогическом совете, родительском собрании или в качестве консультации для педагогов....
Педагогическое сопровождение родителей и старших дошкольников как современная стратегия реализации взаимодействия детского сада и семьи
Педагогическое сопровождение родителей и старших дошкольников как современная стратегия реализации взаимодействия детского сада и семьиКлючевые слова: сопровождение, родители, ребено...
Анализ удовлетворенности родителей психологиеским сопровождением в детском саду за 2016-2017 учебный год
Анализ удовлетворенности показывает, довольны ли родители работой психологической службы в детском саду....
Статья: Современное дидактическое пособие в детском саду
В статье представлен опыть работы по использованию авторского дидактического пособия....
Индивидуальный маршрут педагогического сопровождения воспитанника детского сада
Примерный вариант составления индивидуального плана работы с дошкольником...
Презентация опыта Детско-взрослые проекты как современная форма социального партнерства детского сада и семьи.
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг др...
«Служба медиации в детском саду. Что это такое и так ли она важна»
Что такое медиация?Медиация – это метод разрешения проблем и конфликтов между сторонами на основе переговоров с участием нейтрального посредника.Цель медиации: создать безопасное, комфортное про...