статья СОВРЕМЕННАЯ СЛУЖБА СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
статья

Ким Лариса Витальевна

Опыт работы педагога-психолога  по созданию службы сопровождения в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННАЯ СЛУЖБА СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Реалии сегодняшнего дня таковы, что никто не станет отрицать необходимость психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов России. На мой взгляд, главной проблемой в работе служб сопровождения сегодня является эффективность их работы для различных участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.

Для педагога-психолога детского сада важно найти баланс в организации своей работы:

  • По форме проведения – групповой или индивидуальной;
  • По адресату – дети, родители, педагоги;
  • По направлениям - диагностика, профилактика, коррекция, развитие, консультирование.

Опираясь на собственный многолетний опыт работы в ДОУ и опыт работы коллег, считаю, что максимальная эффективность работы педагога-психолога достигается включением в воспитательно-образовательный процесс родителей в качестве активных участников, а также, что не менее важно, активным включением педагогов в процесс осуществления психолого-педагогического сопровождения. Здесь работает принцип синергии, когда один плюс один больше, чем два. Любое сотрудничество самым положительным образом влияет на эффективность как текущей, так и последующей совместной деятельности. Организованная таким образом работа позволяет осуществлять психологическое сопровождение не только детей из «группы риска», но и всех воспитанников детского сада.

Одним из самых удачных и эффективных является, разработанный и апробированный нами, алгоритм (процесс) сопровождения первичной адаптации ребёнка к детскому саду. Он начинается с предварительной просветительской работы с родителями в мае, когда в форме презентации мы обсуждаем положительные и отрицательные факторы, влияющие на первичную адаптацию ребёнка к детскому саду. Таким образом, родители повышают свою психологическую грамотность и имеют программу действий на летние месяцы, чтобы снизить риски неблагоприятной адаптации для своего ребёнка.

В сентябре работа психологической службы детского сада сосредоточена на вновь сформированных адаптационных группах. Психологическое сопровождение процесса адаптации включает индивидуальную и групповую формы работы:

  • наблюдение,
  • оперативную помощь,
  • ведение совместно с воспитателями дневников адаптации на каждого ребёнка ежедневно в течение первого месяца пребывания ребёнка в детском саду (приложение 1),
  • анкетирование и консультирование родителей,
  • выступление психолога на родительских собраниях с экспресс-анализом первичного анкетирования, прогнозом адаптации, а также обсуждением общих вопросов по особенностям адаптации, снижению рисков дезадаптации и созданию условий для благоприятной адаптации ребёнка к детскому саду.

Педагогом-психологом осуществляется каждодневное психологическое сопровождение и детей, и родителей, и педагогов.

Это позволяет выявить дезадаптационные риски и совместно с родителями выработать стратегию поведения взрослого окружения ребёнка для их снижения. Нередко психолог рекомендует родителям обратиться за консультацией к специалистам (детскому неврологу, аллергологу, отоларингологу).

Именно в этот период закладывается основа доверительных отношений родителей и педагога-психолога детского сада.

Одним из эффективных способов выстраивания обратной связи и снижения тревожности родителей является наличие у психолога детского сада номера телефона, который:

  • известен всем родителям воспитанников,
  •  можно использовать для экстренной связи или как телефон доверия;
  • можно использовать для экстренной обратной связи с родителями через систему WhatsApp (ответить на вопросы родителей, подкрепить свои доводы фотографиями детей в различных видах деятельности и режимных моментах).

Поскольку тревога родителей малышей связана со слезами при утреннем расставании, фото ребёнка без слёз в течение дня, активно играющего, включенного в занятия, благотворно действуют на родителей лучше любых слов.

В октябре активное сопровождение первичной адаптации заканчивается проведением психолого-педагогического консилиума, на котором подводятся итоги адаптации: выявляются дети с благоприятной, средне-благоприятной и неблагоприятной адаптацией. Для детей, которые за этот период не успели адаптироваться окончательно, разрабатывается совместно с педагогами индивидуальный образовательный маршрут.

Одним из способов закрепления доброжелательных отношений и у детей, и у родителей во вновь сформированных группах детского сада является проведение в группе в ноябре, в День матери, первого совместного с родителями вечера досуга.

        Как пример, вечер досуга «В гостях у заиньки»: с чаепитием, играми, «выступлением» детей, совместному участию детей и родителей в творческой мастерской, где маме вместе с ребёнком предлагается смастерить тряпичную куклу на пальчик - «заиньку».

Такая форма совместной деятельности позволяет родителям увидеть, чему уже успели научиться их дети, снижается уровень тревоги родителей за своего ребёнка, возрастает степень доверия к детскому саду, что является хорошим заделом на дальнейшее сотрудничество.  

С октября по май внимание психологической службы детского сада сосредоточено на психодиагностической (комплексный мониторинг) и коррекционно-развивающей работе с детьми всех возрастных групп.

В проведении срезово-лонгитюдиальных исследований эмоционального состояния воспитанников детского сада активное участие принимают воспитатели. Ежегодно в октябре воспитатели составляют на каждого воспитанника: «эмоциональный портрет ребёнка младшего дошкольного возраста» (приложение 2) и «эмоциональный портрет ребёнка» (приложение 3) для детей постарше по заранее разработанным бланкам. Такие исследования помогают оценить, как проблемы в эмоциональном развитии каждого воспитанника, так и их динамику в течение всех лет пребывания ребёнка в детском саду.

Важной составляющей психодиагностической работы с детьми дошкольного возраста является социометрическое исследование, которое мы проводим раз в год в средних старших и подготовительных группах детского сада. Результаты социометрических исследований позволяют определить важные аспекты процесса социализации детей:

  • социометрический статус каждого ребёнка в группе и его готовности идти на контакт,
  • количество общих и взаимных выборов, характер взаимоотношений в группе,
  • выявить лидеров и аутсайдеров, детей, оставшихся без взаимных выборов.

Результаты социометрического исследования позволяют грамотно выстраивать последующую воспитательную и коррекционно-развивающую работу с детьми, а также консультационную работу с родителями.

Важным этапом психодиагностической работы является диагностика детей подготовительной группы на готовность к обучению в школе. Это единственный вид работы педагога-психолога, который помимо групповой включает серьёзную индивидуальную работу с ребёнком, которая проходит весь январь.

По результатам тестирования на готовность к школе педагог-психолог имеет четкое представление о развитии интеллектуальных функций ребёнка, его когнитивного стиля, может дать родителям рекомендации по дальнейшему выбору оптимального образовательного маршрута и сделать прогноз трудностей, с которыми ребёнок может столкнуться в школе, а также дать рекомендации по снижению рисков школьной дезадаптации. По результатам диагностики на готовность к школе родителям предлагается пройти плановые консультации с психологом.

Коррекционно-развивающая работа включает программу групповых занятий по сказкотерапии, арт-терапии и песочной терапии с детьми.

Комплексные занятия по сказкотерапии и песочной терапии - слушаем сказку, создаём сказочные картины в песочнице, учимся рассказывать свои сказочные истории - проводятся один раз в неделю со средними, старшими и подготовительными группами (занятия проводятся с целой группой или по подгруппам, в занятиях принимают участие все воспитанники).

На занятиях по сказкотерапии использованы следующие литературные произведения:

Младшая и средняя группы  

  • Г. Остер «Котёнок по имени Гав»,
  • М. Пляцковский «Солнышко на память»,
  • Г. Юдин «Букварёнок»,

Старшая и подготовительная группы

  • Д. Родари «Сказки по телефону» 
  • О.  Евтихов, Т. Трепашко «Грааль мудрости».

Групповые занятия по арт-терапии могут проходить в форме групповых занятий по программе «рисуем сказку» или в форме творческих мастерских один раз в месяц с каждой возрастной группой. В работе творческих мастерских могут активное участие принимать родители воспитанников. В этом случае работа строится таким образом, что творческая мастерская выступает как часть совместного с родителями вечера досуга.

Творческие мастерские могут стать естественной подготовкой к праздникам. Примеры таких мастерских:

  • кормушки для птиц на осеннем субботнике,
  • «твоё-моё сердце», «колокольчик»-кукла добрых вестей ко дню матери,
  • мастерская деда мороза: ангелы и картины из шерсти, гномы из фетра, шитые мягкие игрушки на новогоднюю ёлку,
  • нитяные куклы «мартинички», тряпичные весенние птички к Масленице,
  • вязанная «курочка ряба», нитяные «цыплятки», «заинька», декоративные яйца к Пасхе,
  • куклы-марионетки.

Расширение форм взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса подразумевает сотрудничество педагогов и активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс: совместные вечера досуга, субботники, творческие мастерские, родительское кафе, активная роль родителей при проведении праздников.

Роль современной службы в образовательном учреждении – постоянное повышение психологической грамотности всех участников воспитательного процесса, формирование профессионального самосознания и профилактика профессионального выгорания педагогов.

Для решения этой задачи проводится просветительская, диагностическая, консультационная работа как с педагогическим коллективом, так и с родителями:

  • Тематические родительские собрания,
  • Методические объединения педагогов,
  • Психолого-педагогические консилиумы,
  • Творческие мастерские по профилактике профессионального выгорания с педагогами,
  • Организация на базе учреждения обучающих семинаров для педагогов с привлечением квалифицированных специалистов,
  • Анкетирование и соцопрос педагогов и родителей,
  • Консультирование по вопросам адаптации, развития ребёнка, готовности к школе, выбора образовательного маршрута родителей и педагогов,
  • Участие педагогов в творческих группах и профессиональных конкурсах.

Список литературы

«Все стихи и сказки в рисунках В. Сутеева», М., «Малыш», 2015 г.

В. Долгова «Славянские куклы-обереги своими руками» Ростов-на-Дону, «Феникс», 2016 г

О. Евтихов, Т. Трепашко «Грааль мудрости: Притчи и истории. Истории и метафоры», СПб, «Речь», 2005 г.

Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь», 2002 г.

М. В. Киселёва «Арт-терапия в работе с детьми», СПб, «Речь», 2006 г.

И. Маниченко «50 исцеляющих сказок от 33 капризов: сборник терапевтических сказок», Челябинск, «Умница», 2014 г.

Д. Родари «Сказки», Минск, «Юнацтва», 1987 г.

И. Смотрова «Игрушки из ниток. Практическое пособие», СПб, «Корона принт», 2000 г.

И. Стишенок «Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост», СПб, «Речь», 2005 г.

С. Черняева «Психотерапевтические сказки и игры», СПб, «Речь», 2004 г.

Н. Шайдурова «Традиционная тряпичная кукла», СПб, «Детство-пресс», 2015 г.

Г. Юдин «Букварёнок», Новосибирск, «Детская литература», 1989 г.



Предварительный просмотр:

ДНЕВНИК  АДАПТАЦИИ

Ф.И. ребенка____________________________        дата рождения, возраст___________________________

Форма адаптации:        - неблагоприятная        - средне-благоприятная        - благоприятная

Даты пребывания ребёнка в дет. саду

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АППЕТИТ

СОН

ЭМОЦИОНАЛЬ-НОЕ СОСТОЯНИЕ

ИГРОВЫЕ НАВЫКИ

РЕАКЦИЯ НА РАССТАВАНИЕ

КОНТАКТЫ СО СВЕРСТНИКАМИ

Сумма баллов

Дата поступления в ДОУ________________________



Предварительный просмотр:

Эмоциональный портрет ребенка младшего дошкольного возраста

Показатели эмоционального состояния ребенка

Степень выраженности показателей эмоционального состояния ребенка

Оценка

Отрицательные эмоции

Отсутствие

+2

Подавленное настроение:

а) длительное время (несколько дней)

-2

б) короткое время (несколько часов – 1 день)

0

Легкое возникновение плача по незначительному поводу

-1

Гнев (вербальная или физическая агрессия)

Отсутствие

+2

Редко и в слабой форме

0

Частый, хорошо выраженный

-1

Очень частый, сильный

-2

Страх

Отсутствие

+2

Редко и в слабой форме

0

Частый, хорошо выраженный

-1

Очень частый, сильный

-2

Положительные эмоции

Отсутствие

-2

Слабые или редкие

0

Адекватные

+2

Социальные контакты

Легко вступает в контакт с детьми и со взрослыми

+2

Легко вступает в контакт, либо только с детьми, или только со взрослыми

+1

Сдержанно вступает в контакт и с детьми и со взрослыми

0

Робкий, неуверенный, необщительный

-1

Избегает контактов и с детьми, и со взрослыми

-2

Аппетит

Отсутствие

-2

Плохой

-1

Нормальный

+2

Повышенный

+1

Чрезмерный

-2

Сон

Отсутствие

-2

Засыпает и просыпается с плачем

-1

Засыпает с задержкой

0

Беспокойный сон

+1

Спокойный сон

-2

*В первый год соответствующая оценка обводится зелёным цветом, во второй - красным.

От - 10 до - 4 – неблагоприятное эмоциональное состояние

Итоговая оценка:

От - 3 до + 3

средне-благоприятное эмоциональное состояние

Октябрь

_______________________________

От + 4 до + 10 – благоприятное эмоциональное состояние

Октябрь

_________________________________



Предварительный просмотр:

Эмоциональный портрет ребенка дошкольного возраста

Показатели эмоционального состояния ребенка

Степень выраженности показателей эмоционального состояния ребенка

Оценка

Отрицательные эмоции

Отсутствие

+2

Подавленное настроение:

а) длительное время (несколько дней)

-2

б) короткое время (несколько часов – 1 день)

0

Легкое возникновение плача по незначительному поводу

-1

Гнев (вербальная или физическая агрессия)

Отсутствие

+2

Редко и в слабой форме

0

Частый, хорошо выраженный

-1

Очень частый, сильный

-2

Страх

Отсутствие

+2

Редко и в слабой форме

0

Частый, хорошо выраженный

-1

Очень частый, сильный

-2

Положительные эмоции

Отсутствие

-2

Слабые или редкие

0

Адекватные

+2

Социальные контакты

Легко вступает в контакт с детьми и со взрослыми

+2

Легко вступает в контакт, либо только с детьми, или только со взрослыми

+1

Сдержанно вступает в контакт и с детьми и со взрослыми

0

Робкий, неуверенный, необщительный

-1

Избегает контактов и с детьми, и со взрослыми

-2

*В первый год соответствующая оценка обводится зелёным цветом, во второй - красным.

От - 10 до - 4 – неблагоприятное эмоциональное состояние

Итоговая оценка:

От - 3 до + 3 – средне-благоприятное эмоциональное состояние

Октябрь

___________________________________

От + 4 до + 10 – благоприятное эмоциональное состояние

Октябрь

___________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические сопровождение в детском саду

Данный материал можно использовать на педагогическом совете, родительском собрании или в качестве консультации для педагогов....

Педагогическое сопровождение родителей и старших дошкольников как современная стратегия реализации взаимодействия детского сада и семьи

Педагогическое сопровождение  родителей и  старших дошкольников как современная стратегия реализации взаимодействия детского сада и  семьиКлючевые слова: сопровождение, родители, ребено...

Анализ удовлетворенности родителей психологиеским сопровождением в детском саду за 2016-2017 учебный год

Анализ удовлетворенности показывает, довольны ли родители работой психологической службы в детском саду....

Статья: Современное дидактическое пособие в детском саду

В статье представлен опыть работы по использованию авторского дидактического пособия....

Индивидуальный маршрут педагогического сопровождения воспитанника детского сада

Примерный вариант составления индивидуального плана работы с дошкольником...

Презентация опыта Детско-взрослые проекты как современная форма социального партнерства детского сада и семьи.

 Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг др...

«Служба медиации в детском саду. Что это такое и так ли она важна»

Что такое медиация?Медиация – это метод разрешения проблем и конфликтов между сторонами на основе переговоров с участием нейтрального посредника.Цель медиации: создать безопасное, комфортное про...