Психолого-педагогические сопровождение в детском саду
статья по теме
Данный материал можно использовать на педагогическом совете, родительском собрании или в качестве консультации для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p-p_soprovozhdenie.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 9 «Колобок»
Выступление на педсовете
Тема: «Психолого-педагогическое
сопровождение ребёнка в детском саду»
Учитель – логопед: Целовальникова О.Д.
Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада.
Сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Психолого-педагогическое сопровождение следует понимать как взаимодействие ребенка и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие.
В методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 № 28-51-51316) говорится о том, что: Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс);
Предметом деятельности - ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка: с миром; с окружающими (взрослые, сверстники); с самим собой.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:
- Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
- Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
- Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.
Хочу обратить внимание на то, что проблема индивидуального сопровождения дошкольников представляет сейчас наибольшую значимость для личностного развития дошкольников и состоит в следующем: в детских садах отсутствуют необходимые условия, обеспечивающие равные права на качественное дошкольное образование, с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей
Характерные проблемы, которые необходимо решать в настоящее время:
- Ухудшение здоровья детей:
- . Неспособность родителей оказать поддержку ребенку.
- Недостаточность научных, методических и технологических материалов обеспечивающих процесс сопровождения:
- Низкая квалификация педагогических кадров:
- Сохранение авторитарного стиля во взаимоотношениях с ребенком.
В дошкольном возрасте закладываются основы развития детей, и от того, как мы (педагоги-психологи, воспитатели, родители) развиваем детей, во многом зависит их дальнейшая судьба. Особенно важны знания возрастных особенностей детей для выстраивания психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Существуют периоды, в течение которых организм становится особенно чувствителен к определенным воздействиям окружающей действительности.
Такие периоды называют сенситивными. Учет вышеперечисленных теоретических обоснований является главным критерием возрастной периодизации в отечественной психологии.
Младенческий возраст (0 – 1 года); Ранний детский возраст (1 – 3 года); Дошкольный возраст (3 – 7 лет). В соответствии с периодизацией, дошкольным детством считается период от 3-х до 7-ми лет.
Таким образом, в основе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста лежит психологические особенности детей на каждом возрастном этапе развития, кризисные периоды, а так же психологические новообразования. Проблему осуществления развивающего обучения можно решить через четкое осознание закономерностей развития личности ребенка, его источников и движение.
Задачи психолого-педагогического сопровождения.
- сохранение и укрепление здоровья детей
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка
- помощь (содействие ребенку) в решении актуальных задач развития, обучения, социализации
- выявление первичных возможностей развития
- развитие психолого-педагогической компетентности (психолого-педагогической культуры) детей, родителей, педагогов.
Позволю себе напомнить основные направления психолого-педагогической работы, направления работы по психолого-педагогическому сопровождению.
- Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем.
- диагностика
- консультирование (индивидуальное и групповое)
- развивающая работа
- коррекционная работа
- психологическое просвещение и образование
Если в коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний, может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе.
В методических рекомендациях уточнены задачи психолого-педагогического сопровождения в дошкольных учреждениях: ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии; обеспечение готовности к школе. На уровне учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов (в оптимальном варианте объединенными в службу, консилиум и т. д.) по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками. На данном уровне так же реализуются профилактические программы, охватывающая значительные группы детей осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа
В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежит: во-первых, возрастные особенности детей на разных периодах развития; во-вторых, психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», «сервисная служба», а выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитании и развития нового поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...
«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»
СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....
Психолого-педагогические аспекты работы воспитателей детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников.
Психолого-педагогические аспекты работы воспитателей детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников....
Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.
Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....
План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...
Психологический тренинг для воспитателей «Психолого-педагогическая компетентность воспитателя в детском саду»
Повышать уровень психологической компетентности педагогов и их общей психологической культуры. Способствовать развитию эмпатии и рефлексии как профессиональных качеств педагога....