Сохранение и укрепление здоровья детей.Динамика состояния здоровья детей.
план-конспект по физкультуре по теме

Сохранение      и      укрепление      физического  и психического  здоровья      детей,      формирование      у   родителей,  детей      ответственности      в деле      сохранения      своего      здоровья, с целью подготовки детей к переходу в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx50.57 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Сохранение и укрепление здоровья детей. Динамика состояния здоровья детей.

По проблеме  оздоровления  детей работаю  чуть более  3 – х лет.

Здоровье – бесценное достижение не только каждого человека, но и всего общества. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Успешность обучения, работоспособность и адаптация детей к учебным нагрузкам в школе во многом зависит от состояния их здоровья в предшкольный период, от их физического и психического развития и функциональной готовности к началу систематического обучения. Поэтому необходимо постоянное наблюдение за состоянием здоровья детей дошкольного возраста, находящихся  на этапе подготовки к школе.

 Данная работа представляет собой анализ оздоровительно – профилактической работы с детьми  среднего и старшего дошкольного возраста. Данная работа является результатом изучения специальных медико – педагогических источников литературы, анализа современных здоровье сберегающих технологий, апробации оригинальных идей, обобщение опыта  оздоровительно – профилактической работы с детьми  в условиях дошкольного образовательного учреждения. В проекте представлены рациональные подходы к организации и проведению оздоровительных и закаливающих мероприятий в условиях ДОУ.

Актуальность в следующем:

  1. В настоящее время отмечается неуклонный рост показателей заболеваемости по посещаемости детей в возрасте от 0 до 7 лет.
  2. Медицинские осмотры, проводимые детскими поликлиниками и научными коллективами, свидетельствуют о том, что у современного дошкольника высока частота встречаемости функциональных отклонений и хронических заболеваний в стадии компенсации
  3.  Неблагоприятная экологическая ситуация повышает уровень заболеваемости детей дошкольного возраста.
  4.  Неблагоприятные климато – географические условия, недостаточность ультрафиолета, низкая двигательная активность, гипо – и авитаминоз приводят к резкому возрастанию заболеваемости дошкольников, прошивающих на севере России.
  5. Выявленные неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья дошкольников свидетельствуют о необходимости проведения систематической профилактической и оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.

Цель работы:

Сохранение      и      укрепление      физического  и психического  здоровья      детей,      формирование      у   родителей,  детей      ответственности      в деле      сохранения      своего      здоровья, с целью подготовки детей к переходу в школу.

Для реализации цели определены основные задачи:

1. Охрана  и  укрепление  здоровья  детей, повышение  сопротивляемости  защитных свойств  организма,  улучшение  физической  и  умственной работоспособности.

2. Воспитание  в  детях,  родителях  потребность  в здоровом  образе  жизни,  как  показателе общечеловеческой  культуры.  

3. Развитие  основных  физических  качеств  (силу, быстроту,  ловкость,  выносливость  и  др.)  и умение  рационально  использовать  их  в различных условиях.

Этапы реализации проекта

Проект рассчитан на 2009-2012 гг.

1-й этап- аналитический, сентябрь- октябрь  2009 г.

2-й этап-  разработка проекта  до декабря 2009г.

3-й этап- внедрение проекта - 2010-2012 гг.

4-й этап – итогово - диагностический – 2012 г.

Ожидаемые результаты

1. Снижение  заболеваемости  детей старшего дошкольного возраста  в результате  физкультурно-оздоровительной работы.

2.  Формирование у  детей  осмысленного понятия  здорового образа жизни.

3. Активное включение родителей в дело подготовки  физического и психического развития детей  старшего дошкольного возраста, к обучению в школе.    

4.  Совершенствование  системы  физического  и психического воспитания на основе реализации дифференцированного    подхода  к  каждому ребенку.

Система оздоровительной работы включает:

  1. Утренняя гимнастика (ежедневно в течении года)
  2. Гимнастика после сна (ежедневно в течении года)
  3. Дыхательная гимнастика (2 раза в неделю)
  4. Точечный массаж (В период эпидемий ОРЗ)
  5. Воздушные ванны (перед сном, после сна)
  6. Физкультурные занятия (3 раза в неделю)
  7. Проветривание помещений ( Перед, после сна)
  8. Пальчиковая гимнастика (3  раза в неделю)
  9. Витаминизация: соки, напитки, отвары, витамины(ежедневно)
  10. Профилактические прививки (по согласию родителей)
  11. Полоскание рта (после приема пищи)
  12. Фитонцидотерапия
  13. Ходьба по солевой, ребристой дорожке
  14. Закаливание солнцем, водой ( В летний период)
  15. Профилактика плоскостопия (ежедневно)
  16. Профилактика осанки детей ( Ежедневно)
  17. Физкультминутки (ежедневно)
  18. Подвижные игры (Ежедневно)
  19. Прогулки
  20. Технология   В. Ф Базарного

Объекты:

  1. Воспитанники группы «Почемучка» МДОУ №102 в количестве 20чел.
  2. Семьи детей
  3. Педагогический коллектив МДОУ №102

Методическим обеспечением оздоровительной работы является программа комплексная общеобразовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой; Москва,200;   и программа здоровья  Алимовской.

Практическая деятельность

1-й этап- аналитический, сентябрь- октябрь  2009 г.

На этом этапе я изучила индивидуальные карты развития детей, и получила следующие результаты:                                                                                                                        

Группа здоровья детей в средней группе ( см прил. № 1  )                                                                     Индекс здоровья детей в средней группе =32%

Уровень заболеваемости в средней группе  (см. прил. № 2 )

Так же была проведена диагностика знаний детей о здоровье по методике Токаевой Т.Э, где были выявлены следующие результаты ( см  прил. №3 )

Всё выше изложенное убедительно  показывает, что только комплекс оздоровительных мероприятий может решить проблему в воспитательно-оздоровительной   работе с детьми.

2-й этап-  разработка проекта  до декабря 2009г.

На этом этапе мною было разработано:

1.Модель оздоровительных мероприятий с учетом сезонности (см прил. № 4 )                                                                                                                                             2.Модель двигательной активности (см прил. № 5 )                                                                                                             3.Подобранны:

Картотека дыхательной гимнастики(см прил. №  6)                                                        Игры для развития правильной осанки  (см  прил. № 7)                                                                                Игры для профилактики плоскостопия (см прил. № 8)                                                                                                      Картотека физкультминуток (см прил. №9 )                                                                                                      Просыпательные гимнастики (см прил. №10 )                                                                          Утренние гимнастики (см. прил. №11 )                                                                                               Подвижные игры (см прил. № 12)

Комплексы точечного массажа  (см прил. №13 )

4.Подобраны занятия о здоровом образе жизни(см прил. № 14)

5. Перспективный план работы (см прил. №15)

6. Ежедневный план оздоровления детей         в группе (см прил. № 16)

7. План работы с родителями (см прил. № 17)

Оздоровительные мероприятия, планирование  и работа с родителями,  подобранны  для среднего, старшего и подготовительного возраста.

3-й этап- внедрение проекта - 2010-2012 г.

Свой проект я внедрила во втором квартале 2010 года, в средней группе.

Свою работу выстраивала планомерно, в течение всего дня осуществляла оздоровительные мероприятия, учитывая сезонность года, в группе велась профилактическая работа по оздоровлению ребёнка, соблюдался санитарно-гигиенический режим.

В предупреждения заболеваемости детей  применяла различные  лечебно – профилактические процедуры: точечный массаж, ингаляции, витаминотерапия, ароматерапия. Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями позволяют проводить  углубленную работу по оздоровлению. Большое оздоровительное и воспитательное значение придаем плаванию.

Повышению работоспособности и развитию защитных сил организма к неблагоприятным факторам внешней среды способствовали физические упражнения, проводимые на свежем воздухе в течении года: утренняя гимнастика, спортивные игры и упражнения.

Систематически осуществляли медико – педагогический контроль, за проведением прогулок как одной из самых действенных форм закаливающих процедур в повседневной жизни.

В оздоровительно бодрящую гимнастику после сна вошли упражнения на осанку, для профилактики плоскостопия, для глаз и дыхательные упражнения.                                            Так же в процесс образовательной деятельности были включены тематические недели по оздоровительно – профилактической работе (см прил. №16), занятия о здоровом образе жизни ( см прил. №15 ).

На протяжении  всего проекта  с детьми так же проводилась работа по здоровьесберегающим  технологиям В. Ф. Базарного.  

Цель этих технологий:   поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья  дошкольников.

Особое внимание я уделяла  работе с родителями по оздоровлению детей и пропаганде здорового образа жизни. Большой популярностью среди родителей пользуются фотоотчёты, в которых отражены все физкультурные праздники и досуги. Консультации, в которых я пропагандирую здоровый образ жизни,  говорю о профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, об ответственности родителей за здоровье детей.        Был разработан план работы с родителями ( см прил.  № 18).

4-й этап – итогово - диагностический – 2012 г.

Проводя все вышеизложенные мероприятия на протяжении 3 – х лет, можно проследить динамику состояния здоровья  детей за 3 года.

График №1.Динамика состояния здоровья  детей

 

На основе графика №1 видно, что уровень заболеваемости в группе с 2009 года по 2011 – 2012 уч. год снизился  на 17%, индекс здоровья  увеличился на 26%.

График №2.Группы здоровья

 На основе графика №2 видно, что увеличилось количество детей с первой группой здоровья (на 3 чел).

График №3. Диагностика знаний о ЗОЖ

На основе  графика №3 видно, что у большинства детей преобладает высокий уровень знаний о здоровом образе  жизни, с 1чел (5%), до 12 чел (60%), от общего количества детей.

ВЫВОД:  Применение мною  оздоровительно  - профилактических мероприятий и техник В. Ф. Базарного в работе с дошкольниками являются эффективными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сохранения и укрепления здоровья «Здоровые дети – здоровое поколение» для старшей группы

Сохранение, укрепление здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития, безопасности жизнедеятельности, эмоционально-психологического благополучия, совершенствование оздоровительной работы с деть...

Конспект досуга на тему: «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирование их здорового образа жизни и санитарной культуры». «Урок в пчелиной школе»

laquo;Урок в пчелиной школе»Цель: Формировать навыки здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста. Научить отличать вредную еду от полезной.Задачи:- Сформировать представление о...

«Формирование навыков сохранения и укрепление здоровья за счет использования специально подобранных упражнений для сохранения и укрепления зрения»

Профилактика зрительных наруений- актуальная тема в мире информационных технологий. Это создание условий предметно- развивющей среды в группе для укрепления и сохранения зрения у дошкольников....

Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста "Здоровый малыш"

Цель: обеспечение сохранения здоровья и воспитание валеологической культуры дошкольника, формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, применение их в повседневной жизни. Задачи: 1. Сохран...

Рабочая программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников «Здоровый ребёнок: как сохранить и укрепить здоровье»

В настоящее время проблема здоровья детей и его сохранения является одной из самых актуальных. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только медицинских учрежден...

Программа по сохранению и укреплению здоровья детей в подготовительной к школе группе на 2023 -2024 учебный год «В здоровом теле - здоровый дух»

Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью. Здоровье и физическое воспитание – взаимосвязанные звенья...