Сохранение и укрепление здоровья детей.Динамика состояния здоровья детей.
план-конспект по физкультуре по теме
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у родителей, детей ответственности в деле сохранения своего здоровья, с целью подготовки детей к переходу в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz.docx | 50.57 КБ |
Предварительный просмотр:
- Сохранение и укрепление здоровья детей. Динамика состояния здоровья детей.
По проблеме оздоровления детей работаю чуть более 3 – х лет.
Здоровье – бесценное достижение не только каждого человека, но и всего общества. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Успешность обучения, работоспособность и адаптация детей к учебным нагрузкам в школе во многом зависит от состояния их здоровья в предшкольный период, от их физического и психического развития и функциональной готовности к началу систематического обучения. Поэтому необходимо постоянное наблюдение за состоянием здоровья детей дошкольного возраста, находящихся на этапе подготовки к школе.
Данная работа представляет собой анализ оздоровительно – профилактической работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Данная работа является результатом изучения специальных медико – педагогических источников литературы, анализа современных здоровье сберегающих технологий, апробации оригинальных идей, обобщение опыта оздоровительно – профилактической работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения. В проекте представлены рациональные подходы к организации и проведению оздоровительных и закаливающих мероприятий в условиях ДОУ.
Актуальность в следующем:
- В настоящее время отмечается неуклонный рост показателей заболеваемости по посещаемости детей в возрасте от 0 до 7 лет.
- Медицинские осмотры, проводимые детскими поликлиниками и научными коллективами, свидетельствуют о том, что у современного дошкольника высока частота встречаемости функциональных отклонений и хронических заболеваний в стадии компенсации
- Неблагоприятная экологическая ситуация повышает уровень заболеваемости детей дошкольного возраста.
- Неблагоприятные климато – географические условия, недостаточность ультрафиолета, низкая двигательная активность, гипо – и авитаминоз приводят к резкому возрастанию заболеваемости дошкольников, прошивающих на севере России.
- Выявленные неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья дошкольников свидетельствуют о необходимости проведения систематической профилактической и оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.
Цель работы:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у родителей, детей ответственности в деле сохранения своего здоровья, с целью подготовки детей к переходу в школу.
Для реализации цели определены основные задачи:
1. Охрана и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности.
2. Воспитание в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры.
3. Развитие основных физических качеств (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
Этапы реализации проекта
Проект рассчитан на 2009-2012 гг.
1-й этап- аналитический, сентябрь- октябрь 2009 г.
2-й этап- разработка проекта до декабря 2009г.
3-й этап- внедрение проекта - 2010-2012 гг.
4-й этап – итогово - диагностический – 2012 г.
Ожидаемые результаты
1. Снижение заболеваемости детей старшего дошкольного возраста в результате физкультурно-оздоровительной работы.
2. Формирование у детей осмысленного понятия здорового образа жизни.
3. Активное включение родителей в дело подготовки физического и психического развития детей старшего дошкольного возраста, к обучению в школе.
4. Совершенствование системы физического и психического воспитания на основе реализации дифференцированного подхода к каждому ребенку.
Система оздоровительной работы включает:
- Утренняя гимнастика (ежедневно в течении года)
- Гимнастика после сна (ежедневно в течении года)
- Дыхательная гимнастика (2 раза в неделю)
- Точечный массаж (В период эпидемий ОРЗ)
- Воздушные ванны (перед сном, после сна)
- Физкультурные занятия (3 раза в неделю)
- Проветривание помещений ( Перед, после сна)
- Пальчиковая гимнастика (3 раза в неделю)
- Витаминизация: соки, напитки, отвары, витамины(ежедневно)
- Профилактические прививки (по согласию родителей)
- Полоскание рта (после приема пищи)
- Фитонцидотерапия
- Ходьба по солевой, ребристой дорожке
- Закаливание солнцем, водой ( В летний период)
- Профилактика плоскостопия (ежедневно)
- Профилактика осанки детей ( Ежедневно)
- Физкультминутки (ежедневно)
- Подвижные игры (Ежедневно)
- Прогулки
- Технология В. Ф Базарного
Объекты:
- Воспитанники группы «Почемучка» МДОУ №102 в количестве 20чел.
- Семьи детей
- Педагогический коллектив МДОУ №102
Методическим обеспечением оздоровительной работы является программа комплексная общеобразовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой; Москва,200; и программа здоровья Алимовской.
Практическая деятельность
1-й этап- аналитический, сентябрь- октябрь 2009 г.
На этом этапе я изучила индивидуальные карты развития детей, и получила следующие результаты:
Группа здоровья детей в средней группе ( см прил. № 1 ) Индекс здоровья детей в средней группе =32%
Уровень заболеваемости в средней группе (см. прил. № 2 )
Так же была проведена диагностика знаний детей о здоровье по методике Токаевой Т.Э, где были выявлены следующие результаты ( см прил. №3 )
Всё выше изложенное убедительно показывает, что только комплекс оздоровительных мероприятий может решить проблему в воспитательно-оздоровительной работе с детьми.
2-й этап- разработка проекта до декабря 2009г.
На этом этапе мною было разработано:
1.Модель оздоровительных мероприятий с учетом сезонности (см прил. № 4 ) 2.Модель двигательной активности (см прил. № 5 ) 3.Подобранны:
Картотека дыхательной гимнастики(см прил. № 6) Игры для развития правильной осанки (см прил. № 7) Игры для профилактики плоскостопия (см прил. № 8) Картотека физкультминуток (см прил. №9 ) Просыпательные гимнастики (см прил. №10 ) Утренние гимнастики (см. прил. №11 ) Подвижные игры (см прил. № 12)
Комплексы точечного массажа (см прил. №13 )
4.Подобраны занятия о здоровом образе жизни(см прил. № 14)
5. Перспективный план работы (см прил. №15)
6. Ежедневный план оздоровления детей в группе (см прил. № 16)
7. План работы с родителями (см прил. № 17)
Оздоровительные мероприятия, планирование и работа с родителями, подобранны для среднего, старшего и подготовительного возраста.
3-й этап- внедрение проекта - 2010-2012 г.
Свой проект я внедрила во втором квартале 2010 года, в средней группе.
Свою работу выстраивала планомерно, в течение всего дня осуществляла оздоровительные мероприятия, учитывая сезонность года, в группе велась профилактическая работа по оздоровлению ребёнка, соблюдался санитарно-гигиенический режим.
В предупреждения заболеваемости детей применяла различные лечебно – профилактические процедуры: точечный массаж, ингаляции, витаминотерапия, ароматерапия. Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями позволяют проводить углубленную работу по оздоровлению. Большое оздоровительное и воспитательное значение придаем плаванию.
Повышению работоспособности и развитию защитных сил организма к неблагоприятным факторам внешней среды способствовали физические упражнения, проводимые на свежем воздухе в течении года: утренняя гимнастика, спортивные игры и упражнения.
Систематически осуществляли медико – педагогический контроль, за проведением прогулок как одной из самых действенных форм закаливающих процедур в повседневной жизни.
В оздоровительно бодрящую гимнастику после сна вошли упражнения на осанку, для профилактики плоскостопия, для глаз и дыхательные упражнения. Так же в процесс образовательной деятельности были включены тематические недели по оздоровительно – профилактической работе (см прил. №16), занятия о здоровом образе жизни ( см прил. №15 ).
На протяжении всего проекта с детьми так же проводилась работа по здоровьесберегающим технологиям В. Ф. Базарного.
Цель этих технологий: поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Особое внимание я уделяла работе с родителями по оздоровлению детей и пропаганде здорового образа жизни. Большой популярностью среди родителей пользуются фотоотчёты, в которых отражены все физкультурные праздники и досуги. Консультации, в которых я пропагандирую здоровый образ жизни, говорю о профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, об ответственности родителей за здоровье детей. Был разработан план работы с родителями ( см прил. № 18).
4-й этап – итогово - диагностический – 2012 г.
Проводя все вышеизложенные мероприятия на протяжении 3 – х лет, можно проследить динамику состояния здоровья детей за 3 года.
График №1.Динамика состояния здоровья детей
На основе графика №1 видно, что уровень заболеваемости в группе с 2009 года по 2011 – 2012 уч. год снизился на 17%, индекс здоровья увеличился на 26%.
График №2.Группы здоровья
На основе графика №2 видно, что увеличилось количество детей с первой группой здоровья (на 3 чел).
График №3. Диагностика знаний о ЗОЖ
На основе графика №3 видно, что у большинства детей преобладает высокий уровень знаний о здоровом образе жизни, с 1чел (5%), до 12 чел (60%), от общего количества детей.
ВЫВОД: Применение мною оздоровительно - профилактических мероприятий и техник В. Ф. Базарного в работе с дошкольниками являются эффективными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа сохранения и укрепления здоровья «Здоровые дети – здоровое поколение» для старшей группы
Сохранение, укрепление здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития, безопасности жизнедеятельности, эмоционально-психологического благополучия, совершенствование оздоровительной работы с деть...
Консультации для родителей «Роль утренней зарядки в укреплении здоровья детей »,«Движение и здоровье детей»
Материал для родителей...
Конспект досуга на тему: «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирование их здорового образа жизни и санитарной культуры». «Урок в пчелиной школе»
laquo;Урок в пчелиной школе»Цель: Формировать навыки здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста. Научить отличать вредную еду от полезной.Задачи:- Сформировать представление о...
«Формирование навыков сохранения и укрепление здоровья за счет использования специально подобранных упражнений для сохранения и укрепления зрения»
Профилактика зрительных наруений- актуальная тема в мире информационных технологий. Это создание условий предметно- развивющей среды в группе для укрепления и сохранения зрения у дошкольников....
Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста "Здоровый малыш"
Цель: обеспечение сохранения здоровья и воспитание валеологической культуры дошкольника, формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, применение их в повседневной жизни. Задачи: 1. Сохран...
Рабочая программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников «Здоровый ребёнок: как сохранить и укрепить здоровье»
В настоящее время проблема здоровья детей и его сохранения является одной из самых актуальных. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только медицинских учрежден...
Программа по сохранению и укреплению здоровья детей в подготовительной к школе группе на 2023 -2024 учебный год «В здоровом теле - здоровый дух»
Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью. Здоровье и физическое воспитание – взаимосвязанные звенья...
Комментарии
Сохранение и укрепление здоровья детей.Динамика состояния здоров