Тематический педагогический совет в ДОУ «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников»
методическая разработка
Методическая разработка педагогичекого совета о здоровье воспитанников для возможного проведения другими педагогами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_sovet_sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya_vospitannikov.docx | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический педагогический совет
«Сохранение и укрепление здоровья воспитанников»
Ход педсовета
1) Добрый вечер, уважаемые коллеги! Тематический педагогический совет
«Сохранение и укрепление здоровья воспитанников» проведем в виде квилта.
Изначально «квилт» – это стеганое полотно, выполненное в технике лоскутного шитья. Другое его толкование — «блочное размещение информации». Очень часто термин «квилт» используется на тренингах и семинарах.
С педагогической точки зрения, «квилт» - это коллективная творческая деятельность, а именно развитие творческой активности, формирование критического мышления.
Суть «квилта» в том, чтобы составить плакат из «лоскутков» по определенной теме. Записывая ответы на предлагаемые вопросы, пожелания, мнения на разноцветные стикеры и прикрепляя их создается узор лоскутного полотна на информационном стенде. Каждый может внести свой «лоскуток» в общее дело.
Три команды, три квилта. На столах у каждой группы начало полотна, которое мы по ходу пед.совета будем заполнять.
Итак, начинаем.
2) Одна из приоритетных задач ФОП ДО – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Поэтому заниматься физическим развитием детей должны заниматься все педагоги и организовывать разные виды двигательной активности детей в режиме дня и на специально организованных занятиях и прогулках. Все педагоги организовывают режим двигательной активности детей в течение дня с учетом их возрастных особенностей и состояния здоровья.
Что же такое здоровье? К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. И давайте мы с вами попробуем дать ему определение. Напишите определение на зеленом(салатовом) листочке и прикрепите к своему полотну (зачитываем).
В науке есть такие определения:
Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие.
Таким образом, здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Результаты тематического контроля (о детях, уровень знаний)
Для обследования уровня овладения элементарными нормами и правилами здорового образа жизни использовались разработанные диагностические карты «Физическое развитие (овладение элементарными нормами и правилами ЗОЖ)» для детей среднего и старшего дошкольного возраста, составленные по ФОП ДО.
(справка из тематического контроля)
Анализ диагностических карт «Физическое развитие (овладение элементарными нормами и правилами ЗОЖ)» показал, что средний уровень развития составляет 36% - 17 детей, низкий уровень – 0%, высокий уровень – 64 % - 29 детей. Дети данных групп имеют представления о правилах здорового образа жизни, полезных и вредных для здоровья привычках, об особенностях правильного поведения при болезни, посильной помощи при уходе за больными родственниками дома, о человеческом организме, некоторых органах, их функционировании, о некоторых правилах профилактики и охраны здоровья.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % – от условий внешней среды, то есть экологии, на 10 % – от деятельности системы здравоохранения, а на 50 % – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50 % здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50 % мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
3) Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
4. Психологическое (нравственное) здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Выступление педагога – психолога о наличии/отсутствии нарушений в отношении между детьми и педагогом, степень и характер этих нарушений, а также социометрический статус ребенка (Приложение)
Выступление педагога – психолога о психологической атмосфере в коллективе. (Приложение)
4) Организацию образовательного процесса и режима дня в детском саду регламентирует пункт 2.10.2 и пункт 2.10.3 санитарных правил 2.4.3648-20. Разработчики ФОП ДО процитировали пункт 2.10.3. санитарных правил. Следующее задание выписать требования, используя пункт 2.10.2. и 2.10.3. санитарных правил (выдаются санитарные правила) (красные листочки)
5) Педагоги отвечали на вопросы анкеты «Педагогическая компетенция воспитателей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы с детьми». Отрадно, что многие знают приемы и формы работы по физкультурно – оздоровительной работе (справка тематического контроля).
Суждение | Примечание |
Провожу упражнения на развитие разных групп мышц, на поднятие и поддержание мышечного тонуса | 60% - регулярно 40 % - часто |
Использую подвижные игры с ходьбой, бегом, лазаньем на прогулке | 62% - регулярно 31 % - часто |
Внимательно наблюдаю за самочувствием ребенка на занятиях, его реакцией на нагрузки | 93% - регулярно 7 % - часто |
Варьирую физическую нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка | 80% - регулярно 20 % - часто |
Стремлюсь пробудить у каждого ребенка интерес к здоровому образу жизни | 80% - регулярно 20 % - часто |
Использую игровые мотивации при проведении гимнастики, физкультурных минуток, НОД | 56% - регулярно 44 % - часто |
Определяю в плане работы время для проявления двигательной активности детей | 88% - регулярно 13 % - часто |
Провожу в соответствии с планом физкультурно-оздоровительной работы: | |
- подвижные игры на свежем воздухе; | + |
- гимнастику после сна; | + |
- гимнастику для глаз по профилактике усталости; | + |
- прогулки; | + |
- индивидуальную работу по физическому воспитанию; | + |
- физкультурные минутки в процессе занятия | + |
Постоянно информирую родителей о физическом состоянии и развитии ребенка через:
| личные беседы через групповой чат, индивидуальные беседы, газета «Здоровейка», родительские собрания, фотовыставки, папки – передвижки, консультации |
Родителям была предоставлена анкета «Анализ работы детского сада по укреплению здоровья и снижению заболеваемости воспитанников». Результаты таковы: 127 человек ответило на вопросы анкеты:
1. Часто ли, на ваш взгляд, болеет ваш ребенок?
- да – 68%;
- нет – 32%.
2. Каковы основные причины болезни?
- недостаточное физическое развитие, воспитание ребенка в детском саду – 15%;
- недостаточное физическое воспитание в семье – 9%;
- и то, и другое – 26%;
- наследственность, предрасположенность – 49% .
3. Знаете ли вы физические показатели, по которым можете следить за правильным развитием ребенка?
- да – 46%;
- частично – 48%;
- нет – 6%.
4. На что, на ваш взгляд, должны обращать особое внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка?
- соблюдение режима – 12%;
- рациональное, калорийное питание – 10%;
- полноценный сон – 12% ;
- достаточное пребывание на свежем воздухе – 13%;
- здоровая, гигиеническая среда – 12%;
- благоприятная психологическая атмосфера – 13%;
- наличие спортивных и детских площадок – 7%;
- физкультурные занятия – 12%;
- закаливающие мероприятия – 8%.
5. Какие закаливающие процедуры, на ваш взгляд, наиболее приемлемы для ребенка?
- облегченная форма одежды для прогулок – 10%;
- облегченная одежда в группе (носки, короткий рукав)- 17%;
- обливание ног водой контрастной температуры- 3%;
- хождение босиком – 15%;
- систематическое проветривание группы – 24%;
- прогулка в любую погоду – 8%;
- полоскание горла водой комнатной температуры и ниже – 16%;
- умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры – 4%.
6. Знаете ли вы, как укреплять здоровье ребенка?
- да – 51%;
- частично – 46%;
- нет – 3%.
7. Нужна ли вам в этом помощь детского сада?
- да – 37%;
- частично – 29%;
- нет – 33%.
6) О новых ориентирах по физическому развитию расскажет _________ по теме «Физическое воспитание детей: новые ориентиры для педагогов и родителей»
_______ расскажет о «Физкультурно – оздоровительной работе в ДОО в условиях реализации ФГОС»
Одной из современных здоровьесберегающих технологий сохранения и стимулирования здоровья дошкольников является - Стретчинг. Стретчинг – это комплекс упражнений для растягивания мышц, связок и сухожилий.
7) Вспомним формы активного отдыха.
В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольной организации прочное место занимает активный отдых, а именно (перечислите, пожалуйста, возьмите жёлтые листочки и напишите их): физкультурные праздники, спортивные досуги и развлечения, дни здоровья.
Давайте проведем градацию: что относится к каждой из форм?
Физкультурные праздники: все дети должны принимать активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики, музыкально - ритмических движениях. Включение разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою детей активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Физкультурные праздники со средней группы, педагог привлекает этих детей к участию в праздниках детей старшего возраста в качестве зрителей, проводятся 2 раза в год. Недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых. Недопустимо отбор участников - детей, дающих только лучшие результаты
Физкультурные досуги, развлечения: не требуют специальной подготовки, они строятся на хорошо знакомом детям материале и проводятся с несколькими группами, близкими по возрастному составу (старшие и подготовительные группы). Такое мероприятие организуется 1-2 раза в месяц, длительность по 20-45 минут, начиная со второй младшей группы. 1 вариант: Физический досуг строится на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Вначале предлагаются игры малой и средней подвижности, затем дети участвуют в разных аттракционах, выполняют двигательные задания в игровой форме. Содержание игр нужно подбирать с учетом уровня двигательной активности детей. После короткого отдыха (3-5 минут) детям предлагаются игры- соревновательного характера. В конце с детьми проводятся игры низкой степени интенсивности. 2 вариант: Физкультурный досуг может состоять из одних спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков. Использование этого варианта возможно лишь в этом случае, если все дети хорошо владеют элементами спортивной игры. 3 вариант: Физкультурный досуг может быть построен на упражнениях в основных видах движений и спортивных упражнениях. Это могут быть: бег, прыжки, метание, лазание, ползание на четвереньках, езда на самокате, велосипеде, прыжки через короткую скакалку. В основу организации также должен положен принцип индивидуально- дифференцированного подхода. Первая подгруппа детей (с высокой двигательной активностью) выполняет упражнения, направленные на развитие внимания, точности выполнения движений, такие как езда на велосипеде прямо, с поворотами, по кругу, «змейкой», по узкой дорожке с изменением темпа катания. Вторая подгруппа детей (с низкой двигательной активностью) выполняет задания, направленные на развитие скорости, быстроты реакции, такие как езда на велосипеде по прямой с разной скоростью. 4 вариант: Физкультурный досуг «Веселые старты» строится в основном на играх- эстафетах, хорошо знакомых детям. Каждая подгруппа участвует в разных эстафетах, имеющих разное содержание и объем физических нагрузках. 5 вариант: Физкультурный досуг может быть с музыкальным сопровождением, что развивает у детей творческую инициативу, воображение музыкальный слух.
Дни здоровья, каникулы: Дни здоровья и каникулы призваны содействовать оздоровлению детей и предупреждению утомления. В эти дни отменяются все занятия. Режим дня насыщается активной двигательной активностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В холодное время года пребывание на открытом воздухе по возможности удлиняется. В теплое время года - вся жизнь детей переносится на открытый воздух.
3-4 года: подвижные игры на свежем воздухе, физкультурный досуг, спортивные упражнения, 1 раз в квартал;
4-5 лет: физкультурно – оздоровительные мероприятия, прогулки, игры на свежем воздухе,1 раз в квартал;
5-7 лет: оздоровительные мероприятия и туристические прогулки (стр.140 ФОП), 1 раз в квартал.
Вывод: Исходя из содержания физкультурных праздников, досугов и Дней здоровья необходимо продумать и запланировать эти формы на следующий учебный год и закрепить их в образовательной программе.
В апреле, мае метод. совет подумает над комплексно – тематическим планированием.
8) Рефлексивно-ролевая игра «Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровым?» (на что мы можем повлиять?). Необходимы голубые листочки
Участники игры объединяются в следующие группы: «Воспитатели», «Родители», «Администрация». Участникам каждой группы необходимо определить те причины, которые, с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наш детский сад, быть здоровым (на какие негативные воздействия на ребёнка в детском саду мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр.)
Таким образом, методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку к себе и деятельности товарищей.
Посмотрите на наши квилты. Такие квилты можно создавать и в каждой группе, например «Литературный квилт» - После прочтения книги дома с ребенком отвечают на вопросы «Какой герой тебе не понравился?» (дети могут нарисовать, родители написать) или квилт ко Дню рождения детского писателя. Можно квилт «Вопрос – ответ», вы задаете вопрос по воспитательной работе для родителей, они отвечают. Домашнее задание на май: подготовить для родителей и детей квилт любой тематики.
Спасибо вам за работу.
Решение педсовета:
1. Через родительские собрания и информационные стенды продолжать пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей.
2. Провести совместно с родителями физкультурные развлечения для детей старших и подготовительных групп
3. Подготовить квилт любой тематики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет на тему:«Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни”
Педагогический совет был разработан в 2011 году. Предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Форма проведения - игра "Педагогический КВН"Цель педсовета: систематизировать знания п...
Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников ДОУ»
Цель: Повышение качества воспитательно-образовательной деятельности педагогического коллектива, направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников через...
Сообщение на педагогическом совете «Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников»
Формы организации совместной деятельности педагогов и родителей...
Сообщение на педагогическом совете на тему: «Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников»
Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его акт...
Презентация к тематическому педсовету «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников»
Презентация к тематическому педсовету «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников»...
Материалы педагогического совета №2 на тему: «Система работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников в соответствии с ФГОС ДО»
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Им...
Сообщение на педагогический совет на тему: «Сохранение и укрепление здоровья детей через традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми по физическому воспитанию»
Физическое воспитание дошкольников – сложный процесс. Несмотря на что усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных за...