Формирование здоровьесберегающей компетентности у детей и взрослых.
статья

Полякова Наталья Александровна

Материал посвящён теме здоровьесбережения в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здоровьесберегающей компетентности у детей и взрослых.


1) В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.

Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют, уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Большинство детей данного  возраста имеют разные нарушения в психофизическом развитии.

Здоровье, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Здоровьесберегающее образование – это инструмент достижения высокого качества жизни. Основным результатом этого важного компонента образования должно стать обретение состояния гармонии, душевного равновесия и жизненных сил.

По определению Всемирной организации здравоохранения, "здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов". Поэтому, нужно стремиться к тому, чтобы совместная работа педагогов и родителей помогла детям стать истинно здоровыми .На основе сложившихся в науке точек зрения на проблему сохранения здоровья и валеологизацию образования ,понятие здоровьесбережения можно рассматривать как ценность, систему, процесс, результат.

Концепция модернизации российского образования   предусматривает создание условий для повышения качества образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, формирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение являются важнейшими условиями организации педагогического процесса в ДОУ. В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, родителей и детей, педагогов и родителей, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Для того чтобы сформировать систему здоровьесбережения , необходимо знать основные факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести соблюдение режима труда и отдыха, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом. 

Воспитатель ДОУ всегда несет ответственность за то, что происходит с детьми. Это касается и детского здоровья. Именно в детском саду, дети проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранять здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма. Задача детского учреждения - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, Из выше изложенного следует ,что образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всего комплекса мер, направленных на здоровьесбережение дошкольников, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.


2) Основной целью работы в нашем ДОУ является, воспитание физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечение его психического благополучия, а также формирование у дошкольника ответственности за свое здоровье.  
Наше ДОУ уже много лет осваивает комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.


Планируя здоровьесберегающие технологии, мы выделяем:

  • время проведения в режиме дня
    • возраст детей
    • особенности методики проведения


Педагогический коллектив обеспечивает:


1. Использование оздоравливающих технологий на занятиях:

- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
- Фитоионогальванизация (лук, чеснок).


2. Обеспечение здорового ритма жизни: 
- щадящий режим (адаптационный период);
- гибкий режим;
- наличие физкультурных уголков в группе;
- строгое соблюдение двигательного режима в течение дня;
- обеспечение благоприятного психологического климата;
- коррекция одежды в зависимости от температуры воздуха.


3.  Физические   упражнения:  
- утренняя  гимнастика;
- физкультурно-оздоровительные  занятия;
- подвижные  динамические, спортивные игры;
- бодрящая гимнастика после сна;
- спортивные праздники и развлечения;
- профилактическая гимнастика  (улучшение осанки, плоскостопия, зрения).


4. Спецзакаливание:
- закаливание
- дыхательная гимнастика;
- обширное умывание;
- хождение по «дорожкам здоровья»;
- полоскание горла и рта.


5. Психогигиенические мероприятия:
- релаксация по Джейкобсону;
- психогимнастика;
- элементы арттерапии;
- элементы музыкотерапии;


Медицинским персоналом в детском саду планово проводятся профилактические оздоровительные мероприятия, способствующие повышению сопротивляемости защитных свойств организма ребёнка.


С целью профилактики простудных заболеваний и гриппа проводится дыхательная гимнастика . Все группы детского сада оборудованы пособиями для активизации двигательной активности детей в течение дня, проведения оздоровительных гимнастик.

 
В каждой группе оборудованы «Уголки здоровья». Они оснащены различными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т.д.), а так же нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов.
Особое значение в воспитании детей придаётся развитию движений через подвижные игры, как на физкультурных занятиях, так и в повседневной жизни. Физкультурные занятия во всех возрастных группах проводятся 2 раза в неделю.
На физкультурных занятиях используются многообразные варианты подвижных игр: сюжетные, несюжетные, с элементами спортивных игр, игры-забавы и другие. Участие в подвижных и спортивных играх способствует формированию у детей умения решать двигательные задачи.


На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовки и здоровья, половые особенности.

Немаловажным фактором для ребенка является пример взрослого, опытного человека. Именно поэтому так важно наличие в его ближайшем окружении людей, ведущих здоровый образ жизни. 


Педагогами ДОУ проводится большая работа по валеологическому воспитанию и образованию детей. Они подбирают эффективные методы и приемы, позволяющие в доступной форме преподнести знания о строении тела человека, о важности правильного питания, закаливания, сна и таким образом приобщают дошкольников к здоровому образу жизни.

Для  того, чтобы успешно решать эти важные задачи, с педагогами  ДОУ проводится регулярная работа, направленная на повышение  их психологической компетентности в вопросах психолого-педагогического сопровождения ребёнка на всех этапах его развития;
Психологическое сопровождение педагогов включает: групповое консультирование на педсоветах («Строим мосты на пути к диалогу с семьёй», «Межличностные отношения»), семинары и занятия с элементами социально-психологического тренинга («Роль эмоций в регуляции взаимоотношений людей», «Методы психической регуляции как средство охраны психического здоровья», «Работа воспитателя с детьми и родителями в период адаптации», «Тренинг эффективного взаимодействия с агрессивным, тревожным, гиперактивным, аутичным  ребёнком» и т.д.)

Для реализации системного подхода к сохранению психофизического здоровья через повышение комфортности пребывания ребенка в ДОУ и эффективности оздоровительной работы с детьми, педагогами проводились следующие мероприятия:


• Семинар-практикум «Валеологическое сопровождение ребенка в ДОУ».


• Педсовет «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с

детьми».


• Консультации специалистов: инструктора по ЛФК, педагога-психолога.

Невозможно не упомянуть о правильно и интересно организованном досуге  сотрудников нашего ДОУ. Это и проведение экскурсий, расширяющих и обогащающих кругозор педагогов , посещение театров и концертных площадок нашего города, а также проведение  спортивных соревнований внутри коллектива, несомненно сплачивающих коллег по работе.

 

В совместной работе детского сада и семьи широко используются консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы.    Анкетирование педагогами родителей  позволяет получать дополнительную информацию о детях и их семьях («Личностная характеристика ребёнка», «Семья»).
Для профилактики возникновения проблем у ребёнка в процессе развития ,специалистами проводится диагностика личностных и интеллектуальных особенностей и коррекционно-развивающая групповая и индивидуальная работа.
     Удачно проходят спортивные досуги с родителями "Папа, мама, я - спортивная семья", "Семейные старты". Кроме того, для родителей организуются  Дни открытых дверей, когда они могут посетить любое мероприятие.
Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках ("Движение- основа здоровья", "Как выработать правильную осанку», «Организация закаливания», «Режим дня»).

Заключение.

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.  Проблема здоровья воспитанников  вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Именно поэтому, в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и педагогов.

Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет формировать физически развитую, социально-активную, творческую  личность. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность детской деятельности, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремление  к расширению двигательного опыта.

Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях ,способствует гармоничному развитию здорового и успешного ребенка. Вместе мы можем многое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность: сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни....

Выборка методов изучения культуры здоровья, здоровьесберегающей компетентности у детей разных возрастных групп (младшего, среднего и старшего возраста).

Перечесление методов и методик по изучению культуры здоровья и здоровьесберегающей компетентности у детей разных возрастных групп....

Статья на тему: Педагогические основы формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС в ДОУ.

В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами. Нашим детям в современном мире приходится расти и развивать...

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙКОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ....

Буклет «Формирование здоровьесберегающих компетентностей воспитанников посредством игровых технологий»

Формирование здоровьесберегающих компетенций воспитанников посредством гровых технологий...