«Условия формирования методической компетентности родителей детей в решении проблемы речевого развития детей в нарушении речи»
рабочая программа по развитию речи

Дербина Лариса Павловна

Семинар – практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_roditeley.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

«Условия формирования методической компетентности родителей детей в решении проблемы речевого развития детей в нарушении речи»

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады нашей встрече! Большое значение для развития эмоциональной сферы ребенка имеет игровая деятельность. Ведь игра для ребенка является ведущей деятельностью, это его мир, его стихия. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, даже не догадываясь об этом.  

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» А. С. Макаренко  

1. Упражнение-разминка. «Настроение».  

Участники по очереди (по кругу) представляются и говорят о своем настроении (можно использовать жесты), например: «Меня зовут Ирина Владимировна, у меня сегодня радостное настроение, я готова к общению с вами» (улыбается, разводит руками, выражая доброжелательность и открытость).  Как вы уже поняли, сегодня речь пойдет об игре.  

2. В настоящее время  вопрос успешного  развития речи дошкольника стоит особенно остро. Это связано с тем, что в условиях современного общества, дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером, планшетом, телефоном  и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Ребёнок - дошкольник очень много времени проводит в обществе родителей Ребенок воспринимает речь взрослого как образец, поэтому чтобы чему-то научить детей, взрослому необходимо работать над собой. Очень важно взрослым уделять внимание своей речи. Родители должны говорить правильно, не искажать звуки, не торопясь, четко артикулируя каждое слово. От того, как взрослые будут разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет речь, зависит и качество речи ребенка.

Очень важно в процессе общения с детьми использовать невербальные средства: мимика, жесты. Невербальные средства играют важную роль: способствуют усвоению значений слов; уточняют их значение; помогают запомнить материал.

Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д.. Например, собираясь на прогулку, с детьми можно поговорить о том, что одевает или снимает ребенок, какого цвета его одежда, из какого материала она сшита, а также о других признаках. Так же, можно поговорить о погоде, природных явлениях и т.д. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом активно формируется словарь ребенка, определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

Примеры игр на кухне.

3. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — это самая главная задача для родителей. Для эффективного решения данной проблемы мы предлагаем используются здоровьесберегающие технологии. Что же это такое? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Другими словами, это все формы, средства и методы, используемые для укрепления и сохранения здоровья. И нам бы сегодня хотелось, уважаемые родители , поближе познакомить вас с этими методами.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

 Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:

био — человек как биологический объект;

энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

“Птенчики”- четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх

“Часики” - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее .

“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

“Иголочка”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед .

“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки” .

“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.

“Горка” - согнутая ладонь опущена .

Следующая технология – пальчиковая  гимнастика

Японцы утверждали, что упражнения с участием руки и пальцев гармонирует тело и разум, положительно влияет на деятельность мозга. Именно поэтому, начиная с раннего возраста применяется пальчиковая гимнастика. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Вы хотите чтобы нервная система была спокойна, чтобы улучшилось настроение, тогда это пальчиковая гимнастика для Вас!

Правила проведения пальчиковой гимнастики.

1. Выучите заранее текст и движения.

2.Обсудите с ребенком содержание игры.

3.Отработайте ключевые движения.
4. Создайте положительный эмоциональный настрой.
5. Демонстрируйте ребенку собственную    увлеченность игрой.
6. Игровые действия усложняйте постепенно.
7. Не принуждайте ребенка к игре, если он этого не хочет.

Игры с карандашами, со шнурками, «Чудесный мешочек», с массажными мячиками, с платочками, с ковриками, с крупными бигуди, с прищепками, со счетными палочками, с длинными бигуди, с решетками, с зубными щетками,   резиночками для волос.

Следующая технология – дыхательная  гимнастика

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, профилактике болезней дыхательных путей. 

В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах:  как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения  на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки; в утренней гимнастике; после оздоровительного бега; после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями; в закаливающих мероприятиях; в любой двигательной деятельности детей; в домашних условиях.

     Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей.

Правила проведения дыхательной гимнастики:

– Упражнения проводить в проветренном помещении до еды.

– Движения необходимо производить плавно, под счет. Медленно.

– Вдох – через нос (плечи не поднимать, спина прямая)

– Выдох – через рот (губы в форме «трубочки») или воздушную струю направлять на кончик языка (см. технику выполнения упражнения)

– Выдох должен быть длительным и плавным.

– Следите, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движение диафрагмы, межреберных мышц, мышцы нижней части живота. Следить, чтобы щеки не надувались (для начала их можно придерживать руками)

– Не переутомляйте ребенка. При недомогании лучше отложить занятие. Время выполнения дыхательных упражнений 3–4 минуты. Несоблюдение этого правила может привести к головокружению.

–  Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции несут значительный оздоровительный эффект.  

Следующая технология – зрительная гимнастика

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир  с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение.  Каждый  человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети очень восприимчивы к разным  воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.

Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является зрительная гимнастика.

Физминутка

4. Психогимнастическое упражнение «Воспоминания детства» Включается релаксационная музыка и медленно говорится: «Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте, что вам пять, шесть, семь лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза». Затем предлагается рассказать участникам семинара о том, что они ощущали. «Когда я была маленькая… Далее высказывания по кругу: • Назовите ассоциации со словом «детство» • Вспомните самый счастливый день из своего детства. • Вспомните свой самый волнующий день. • Вспомните, чего вам было стыдно. • Можете ли сравнить себя в детстве и вашего ребёнка?

Семья играет огромную роль в развитии речи ребенка. Речевые игры, упражнения, беседы с ребёнком - это неотъемлемая часть процесса формирования речи. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте очень важно для дальнейшего изучения родного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ как средство оптимизации речевого развития детей с нарушениями речи

Назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.1....

Диагностика речевого развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста

Коллектив учителей-логопедов с работой «Диагностика речевого развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста» стал участником Всероссийской экспериметально-творческой группы педагог...

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика и её значение для нормализации речевого развития детей с нарушениями речи»

О пользе и необходимости артикуляционной гимнастики для развития четкого звукопроизношения сказано много. Но не нужно забывать, что не менее важен правильно сформированный речевой выдох....

Родительская конференция по развитию речи детей. Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Родительская конференция по развитию речи детей.Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с нарушением речи 6-7 лет "

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы с нарушением речи...