Развитие здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
Актуальность: сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vavilova.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ДОО № 99 «Капелька» АНО ДО «Планета детства «Лада»
Вавилова Нина Федоровна, воспитатель
Социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка в процессе образовательной деятельности в современных условиях возрастает. Актуальность проблемы значительно обостряется тем, что статистические данные, исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России, в том числе и детей. В связи с этим особую актуальность приобретает работа по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни, ориентации их жизненных ценностей на здоровье. Освоение дошкольниками знаний о здоровом образе жизни невозможно без ценностной мотивации личности детей. В процессе получения знаний воспитанники получают возможность осознать здоровье как главную ценность человеческой жизни и у них формируется устойчивая мотивация: вести здоровый образ жизни и целенаправленно заниматься своим здоровьем. В качестве целевого ориентира, показателя результативности и качества образования старших дошкольников можно рассматривать начальные компетентности ребенка – интегративные личностные характеристики, определяющие его способность к решению разнообразных доступных задач жизнедеятельности.
Под здоровьесберегающей компетентностью мы понимаем интегративное качество личности ребенка, включающее совокупность знаний о человеке и его здоровье, здоровом образе жизни; мотивы, имеющие сохранную направленность по отношению к себе и окружающему миру, побуждающие к ведению здорового образа жизни; потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, ориентированных на самопознание и самореализацию. Вышеперечисленные задачи решаются нами через программу «Твое здоровье» прошедшую экспертизу и утвержденную Министерством образования и науки Самарской области.
Содержание развития здоровьесберегающей компетентности у детей средствами данной программы представляет собой интеграцию социально-экологических, валеологических знаний, ценностного отношения к своему здоровью.
Технология развития здоровьесберегающей компетентности у старших дошкольников в программе «Твое здоровье» включает три этапа. В ходе подготовительного этапа детям даются первоначальные представления о человеческом организме, о функциях его частей, о значении органов чувств для формирования у дошкольников заботливого отношения к своему организму с помощью интегрированных, обобщающих, традиционных занятий, дидактических игр, познавательных минуток. Основной этап способствует расширению знаний, касающихся единства человека и природы, зависимости здоровья от состояния окружающей среды, самоценности здоровья и включает экскурсии, экологические проекты, чтение экологических сказок, речевые логические задачи. Заключительный этап направлен формирование активного отношения к своему здоровью через устремлённость к здоровому образу жизни. Дети закрепляют культурно – гигиенические навыки с помощью игровых обучающих ситуаций, оздоровительных минуток, а также праздников, досугов и развлечений.
В результате, таким образом, организованного педагогического процесса у детей сформированы представления о самоценности здоровья и человеческой жизни; развиты ценности здоровья и здорового образа жизни; он мотивирован к сбережению своей жизни и здоровья, здоровья окружающих его близких людей. Ребенок, знающий свои возможности и верящий в собственные силы, ощущающий себя субъектом здоровья и здоровой жизни, осознающий и разделяющий нравственные эталоны жизнедеятельности (гуманность, доброту, заботу, понимание, уважение, честность, справедливость, трудолюбие и др.). Ребенок, который имеет представления о том, что такое здоровье, здоровый образ жизни и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его. Он умеет самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения: умеет обслужить себя и владеет элементарными навыками личной гигиены, умеет определить состояние своего здоровья, умеет правильно питаться, различает вредные и полезные для здоровья продукты питания, разумно употребляет их, владеет культурой приема пищи, умеет выполнять дыхательную гимнастику, физические упражнения, укрепляющие мышцы, осанку, опорно-двигательный аппарат, соблюдает правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном уголке группы; готов оказать элементарную помощь себе самому и другим, привлекает внимание взрослого к сложной ситуации, требует от него помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта по теме: «Здоровьесберегающий метод развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением». Учитель-логопед Чайкина Т.В Москва 2013 год
Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного детства. Эти до...
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ и семьи.
Дошкольное детство – важный период в становлении личности ребенка. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Каким станет в будущем ребенок, зависит от воспитания. Поэтом...
«Синквейн» как один из эффективных приемов технологии «Развития критического мышления» в формировании речевой компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Технология «Развития критического мышления» направлена на развитие у ребенка навыков работы с информацией, умением производить анализ и применять полученную информацию на практике. ...
"Развитие социально-личностных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры соревновательной направленности" - долгосрочный совместный проект педагога-психолога и инструктора по ФК.
Развитие социально-личностной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Создание условий для...
Методические рекомендации по развитию социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр
Что же такое социальная компетентность?Социальная компетентность – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни. Социальная компетентность связ...
Развитие познавательной активности и компетентности у детей старшего дошкольного возраста в познавательно - исследовательской деятельности
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно расс...
Статья "РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Для определения коммуникативной компетентности старших дошкольников существует ряд методик, которые помогают определить какого рода трудности испытывает тот или иной ребенок, и оказать ему помощь и по...