Доклад из опыта работы. Тема "Формирование у дошкольников осознанной потребности систематических занятий физической культурой в условиях развивающей среды ДОУ"
опыты и эксперименты

Гончар И.В.

Физическое развитие детей занимает особое место в дошкольном возрасте. Именно  в  этот период в  результате  целенаправленного  педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость,  работоспособность  организма  и  другие  качества,  необходимые  для  полноценного  развития личности. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_iz_opyta_raboty.docx79.89 КБ

Предварительный просмотр:


OIP (1).jpg

Формирование  у дошкольников осознанной потребностив систематических занятиях физической культурой

в условиях развивающей среды ДОУ

Актуальность проблемы

Физическое развитие детей занимает особое место в дошкольном возрасте. Именно  в  этот период в  результате  целенаправленного  педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость,  работоспособность  организма  и  другие  качества,  необходимые  для  полноценного  развития личности. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Актуальность данной проблемы в том,  что дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.

Ребёнок 21 века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией.

В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку  ежедневно приходилось пробегать и проходить десяти километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать. 

Сейчас мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем  стало отрицательно сказываться на их здоровье. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Научное обоснование проблемы

Двигательная активность – это биологическая потребность организма в движении, от степени, удовлетворения которой зависит уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно-психологического развития в раннем возрасте.

     Проблемой формирования двигательной активности и навыков здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины, психологии, педагогик.
Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение болезней, особенно таких, которые связаны, с сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системами.

     Таким образом, движение - это не только предупреждение, но и эффективнейшее лечебное средство.

 По мнению психологов: маленький ребенок познаёт мир через деятельность. И деятельность его выражается,  прежде всего, в движениях.Чем разнообразнее движение, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движения - важным средством воспитания.

Ещё Ж.-Ж. Руссо писал о движении как о средстве познания окружающего мира. Он указывал, что без движений немыслимо усвоение таких понятий, как пространство, время, форма.

    О значении физической культуры для умственной деятельности, предельно ясно высказался знаменитый педагог К.Д. Ушинский.

Основатель физического воспитания в России П.Ф. Лесгафт писал, что несоответствие слабого тела развитой умственной деятельности неизбежно окажет свое отрицательное влияние на человека.

     Нами был проведен анализ исследований известных современных педагогов по дошкольному образованию.

По данным их исследований, именно дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования движений: строение, функции и взаимодействие различных органов и систем достигают в этот период функциональной готовности (Е.А. Аркин, А.И. Быкова, Э.С. Вильчковский, Т.И. Осокина).

     По определению Н.А. Фомина и Ю.Н. Вавилова, накопление и обогащение двигательного опыта ребёнка с целью использования «двигательного богатства» на последующих этапах жизнедеятельности является биологически оправданным.

Изучив эту проблему,  поставила цель:воспитывать у дошкольников осознаннуюпотребность в систематических занятиях физической культуройв условиях развивающей среды ДОУ.

Для реализации цели и достижения положительных результатов в работе с воспитанниками я выделила следующие задачи:

  1. создать условия для реализации потребности детей в двигательной активности, посредством создания развивающей среды, нестандартного оборудования;
  2. применять современные образовательные технологии для физического потенциала каждого ребенка;
  3. воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни, интерес к физической культуре и спорту, потребность к самосовершенствованию;
  4. побуждать родителей к взаимодействию по приобщению детей к занятиям физической культурой, охране и укреплению их здоровья.

      Таким образом, решением обозначенной нами проблемы и главной идей стало - создание развивающей модели образовательно-оздоровительного пространства, стимулирующего у старших дошкольников формирование потребность в двигательной активности.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда.  Как показывает практика, только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

Для реализации задач укрепления здоровья детей в нашем учреждении имеются прекрасные возможности.

Дополнительно в тесном взаимодействии с педагогами и родителями обновляем и создаем нестандартное физкультурное оборудование, которое является дополнительным стимулом активации физкультурно-оздоровительной работы.

Условия развивающей среды ДОУ позволяют комплексно решать проблемы сохранения и развития здоровья детей, делая мою работу актуальной во всех направлениях:

  • оптимизация двигательной активности детей;
  • интеграция работы ДОУ и семьи по воспитанию здорового ребенка;
  • воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, интереса к физической культуре и спорту
  • повышение профессионального мастерства.

         Программно-методическое сопровождение образовательно - оздоровительного процесса

  • ООП ДО;
  • Парциальная программа:  «Расту здоровым!»;
  • Методические разработки:

«Оздоровительная программа в ДОУ» «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ»;

«Игровые здоровьесберегающие технологии»;

«Формирование здорового образа жизни у дошкольников»

 Мною разработано:  

1)  перспективное  планирование  по  физическому  развитию  с  применением

оздоровительных моментов на все возрастные группы.

2) картотеки дыхательных упражнений  в игровой форме  по возрастам;  

4) картотеки игрового самомассажа   в течение дня; упражнений на релаксацию и расслабление  в старших  группах ДОУ;

 медиа-коллекция  детских  электронных презентаций по темам: «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ», «Спорт», «ОБЖ», «ЗОЖ» для  использования  в  процессе физкультурных занятий.

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Эту задачу я решаю посредством оптимального и комплексного использования современного яркого оборудования зала и нестандартного оборудования.

Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день.   Детям очень нравится креативная гимнастика, она включает нестандартные упражнения, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

Разнообразие  форм  проведения  утренней  гимнастики  способствует  формированию интереса  детей  к  ней:  

  • оздоровительный (дозированный)  бег;
  • дыхательная  гимнастика и игры;  
  • упражнения на коррекцию осанки и стопы  и  народные подвижные игры;  
  • гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;  
  • ритмическая  гимнастика по интересам  и игры по желанию детей.

Основные задачи воспитания здорового ребенка и развития движений решаю  на занятиях по физической культуре.

        Физкультурные занятия  организую на основе  планирования,  ориентированном на усвоение детьми определенного содержания, педагогической импровизации, посредством  которой  варьируется  содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком.  

       Принципы организации непосредственно образовательной деятельности по физической культуре, которыми я руководствуюсь:  

  • построение занятий в соответствии с задачами на данный период, уровнем подготовленности детей;  
  • использование различных способов организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения двигательной активности;  
  • распределение нагрузки на организм на протяжении всего занятия;  
  • использование  разнообразного  спортивного  инвентаря,  музыкального  сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и активность детей.  

     В  каждом  возрастном  периоде  физкультурные  занятия  имеют  различную

направленность: для детей младшего дошкольного возраста - они  должны  доставлять  удовольствие,  основная задача здесь: научить  их  ориентироваться  в пространстве, правильно работать с оборудованием;

  • для детей среднего дошкольного возраста -  развить физические качества (скорость, выносливость, силу);

для детей  старшего  дошкольного возраста - сформировать  потребность  в  движении,  развить  двигательные способности и самостоятельность.  

Форма организации занятий по физической культуре вариативна (фронтальные,  подгрупповые,  индивидуальные, нетрадиционные). Физкультурные занятия провожув традиционной,  сюжетной (игровой) и нетрадиционной форме, включая такие элементы:   оздоровительный массаж  и  самомассаж,  

  • дыхательные упражнения,  
  • упражнения на коррекцию осанки и стопы,  
  • веселый тренинг и элементы психогимнастики.  

Я стараюсь организовать работу с детьми так, чтобы двигательная активность была оптимальной. Большое внимание уделяю индивидуальной работе, организации подвижных игр, правильному выполнению основных движений, умению детей организовать свою двигательную активность самостоятельно, развивать у детей желание заниматься физическими упражнениями, играми в свободное время.

  Периодически занятия по физической культуре планируем следующим образом:

Создание проблемы (письмо-просьба) с участием знакомого детям персонажа (клоун Ириска, Незнайка и др.).

 Освоение, закрепление и совершенствование практических действий по организации здорового образа жизни.

Двигательный  опыт,  который  дети  накапливают  в процессе занятий физической  культуры, затем используется в спортивных развлечениях и праздниках,воспитателями возрастных групп в режиме дня.  

В спортивных праздниках и досугах используются знакомые упражнения и игры, спортивные номера, встреча с героями, сюрпризы. Содержание физкультурных праздников разнообразно: это физические упражнения, подвижные игры, игры - эстафеты, занимательные викторины и загадки, спортивные танцы, выступления со скакалками, лентами, мячами. ФОТО

Вопросы воспитания здорового ребенка я решаю в тесном контакте с семьей, т.к. основы здоровья закладываются в семье. В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование. Такое анкетирование помогает больше узнать о ребенке, его физическом развитии в семье.

В соответствии с результатами анкетирования,планирую взаимодействие с семьей, которое включает:

  1. семинары-практикумы, анкетирование; ФОТО
  2. индивидуальные и коллективные консультации (в том числе через информационный стенд «Азбука здоровья»); ФОТО

разработка буклетов « Мы за здоровье!», «Здоровый образ жизни - это наше будущее!».

Традиционными в нашем учреждении стали спортивные мероприятия с участием родителей и детей:  досуги,  праздники, конкурсно-игровая  программы: «День Матери»,«Мама,  папа  и  Я – спортивная семья».

Кроме указанных выше форм работы с семьей, большое влияние оказывают открытые показы физкультурных занятий  и  праздников  с  оптимальным использованием  разнообразных техник выполнения движений;  совместные  занятия  детей  и родителей.

Положительный результат физкультурно-оздоровительной работы получен в результате тесного взаимодействия с педагогами и родителями ДОУ.  

Достижениюцели педагогической системы способствовало оптимальное и комплексное использование современного яркого оборудования зала и нестандартного оборудования:

  1. у детей появляется устойчивый интерес к занятиям физической культурой;
  2. по итогам диагностирования детей увеличился процент с высоким показателем;
  3. продолжают формироваться навыки здорового образа жизни;
  4. использование нестандартного физкультурного оборудования в домашних условиях.

                                   РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Таким образом, воспитываяу детей осознаннуюпотребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, мы помогаем:

  • сформировать у детей представление, что их  уровень здоровья зависит от систематической двигательной активности, физических упражнений.

 Определенность перспектив продолжения работы в 2020-2021 учебном году, обоснованность необходимых для этого условий:  

  • Повышение качества физкультурно-оздоровительной деятельности,  совершенствуя организационно-педагогические условия;
  • Повышение эффективности физкультурных занятий средствами  ИКТ;
  • Совершенствование физической  подготовленности  дошкольников посредством в городской спартакиаде дошкольников.

Мои перспективы на будущее:

  1. пополнить зал нестандартным оборудованием;
  2. делится опытом работы по использованию нестандартного оборудования с коллегами в рамках ГМО «Бодрость»;
  3. продолжить тесное взаимодействие с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы «Подготовка руки дошкольника к письму».

Подробное описание того, как развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка....

Психологические аспекты занятий физической культурой в условиях дошкольной образовательной организации

Физкультурно-оздоровительная деятельность - это  процесс социализации личности ребенка....

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ На районный семинар для воспитателей Георгиевского муниципального района Тема: «Индивидуализация предметно - развивающей среды группы».

Все дети, как известно разные и каждый школьник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также...

Презентация, дополнение к докладу из опыта работы. Тема "Формирование у дошкольников осознанной потребности систематических занятий физической культурой в условиях развивающей среды в ДОУ

Физическое развитие детей занимает особое место в дошкольном возрасте. Именно  в  этот период в  результате  целенаправленного  педагогического воздействия формируется здоровь...

Видео мастер-класс «Использование координационной лестницы для занятий физической культурой в условиях дома»

Как можно провести занятие физической культурой в домашних условиях по структуре максимально приближенной к НОД по физической культуре в дошкольном учреждении? Причём занятие должно быть доступно для ...

Доклад "Развитие индивидуальности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО»

1Доклад на тему «Развитие индивидуальности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО»...