СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ На районный семинар для воспитателей Георгиевского муниципального района Тема: «Индивидуализация предметно - развивающей среды группы».
методическая разработка по теме
Все дети, как известно разные и каждый школьник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику представлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
С введением в действие приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в котором изложены основные требования к развивающей предметно-пространственной среде, происходят значительные изменения в ней.
И я задалась вопросом, какой же должна стать предметно-развивающая среда?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_rayonnyy_seminar.docx | 19.53 КБ |
raduga_2.pptx | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
На районный семинар
для воспитателей Георгиевского
муниципального района
Тема: «Индивидуализация предметно - развивающей среды группы».
Подготовила воспитатель
старшей группы
МБДОУ д/с №21 «Росинка»
с.Краснокумского
Константинова Л.М.
2015 год
С.Краснокумское
Все дети, как известно разные и каждый школьник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику представлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
С введением в действие приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в котором изложены основные требования к развивающей предметно-пространственной среде, происходят значительные изменения в ней.
И я задалась вопросом, какой же должна стать предметно-развивающая среда? И пришла к выводу, что среда должна обеспечивать:
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства в группе;
- реализацию различных образовательных программ;
- учет национально-культурных ценностей, климатических условий;
- учет возрастных особенностей детей, направленный на обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Поэтому в группе я решила создать условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
В связи с новыми требованиями ФГОС ДО к построению пространственной среды возникла необходимость проанализировать её состояние у себя в группе. Посредством проведенного анализа существующих условий в группе выявила, что необходимо пересмотреть построение предметно-развивающей среды в соответствии с новыми требованиями. Выявлена такая проблема, как неэффективность существующей среды в группе. Присутствие в перенасыщенности в одном из направлений и нехватке в другом, т.е. наличие дисбаланса, некоторого хаоса, стихийности в оформлении зон.
Поэтому на новый 2014-2015 учебный год главной целью работы стало создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ребенку.
На сегодняшний день реорганизация претерпела некоторые компоненты развивающей среды в группе. С целью индивидуального процесса использую в группе всё пространство в виде зон или «игровых центров», уголков: уголок сюжетно- ролевых игр, математический, речевой, спортивный, уголок природы, изо, продуктивной деятельности, книжный и прочие.
Игровые центры оснащены большим количеством развивающих материалов, которые систематически пополняются, где каждый ребёнок может найти здесь занятие по интересам.
В группе ребёнок имеет личный шкафчик для одежды, кровать с прикреплённым к спинке кровати ангелом сна, изготовленными детьми совместно с родителями.
с учетом гендерных особенностей игровой деятельности приобретен игровой материал. Так как в группе больше девочек 19 человек и мальчиков 8 в группе больше пространства отведено под сюжетно-ролевые игры «Семью», «Больницу», «Магазин», «Парикмахерскую» с наличием разных отделов, наличие узких специалистов и т.д.
Понимание мною индивидуального подхода выражается в поддержке у ребенка чувства собственного достоинства, создания ситуации успеха. У каждого воспитанника есть блокнот-дневник для подведения итогов дня, где я вместе с ребенком фиксирую его достижения
СЛАЙД №1
В группе оформлен уголок именинника, который включает в себя стенд с фотографией ребенка, стол с нарядной скатертью и стул, обшитый такой же тканью с бантом, красивая посуда. коробка для подарков, которые дети заранее изготавливают дома или в детском саду, свеча желаний, где именинник может загадать своё желание, пока горит свеча, а затем её задувает и ждет, когда желание сбудется. Этот уголок помогает воспитанникам чувствовать себя членом сообщества детей и взрослых- это решение принципа открытости
СЛАЙД №2
С целью понимания индивидуального эмоционального состояния ребенка оборудовано панно настроения «Море настроения», которое усложнено пиктограммами эмоционального состояния. Дети учатся самостоятельно определять свое настроение: радостное, грустное, печальное, восторженное, удивленное, испуганное и т.д. Дети самостоятельно выставляют свое фото на грустном или веселом кораблике с определенной пиктограммой. Вместе с детьми мы обсуждаем причину плохого настроения, выясняем как можно его исправить и также причины радостного, веселого настроения.
СЛАЙД №3
Большой интерес вызывает уголок « Островок полезных дел» (уголок доброты). Дети самостоятельно выставляют возле своего фото кокосики и бананчики за каждое доброе дело, затем подсчитывают их в конце каждого дня. И все вместе подводим итог добрых дел.
СЛАЙД №4
В группе легко используется стенд «Всё о себе». Этот уголок многофункционален, предлагаемый детям материал может варьироваться. Стенд оформлен в виде звёздного неба с фотографиями детей и различных значков, с помощью которых каждый ребенок может рассказать о себе (дата своего рождения: год, месяц, время года, под каким знаком зодиака родился, его любимая игрушка , животное, кто его друг и т.д.)
СЛАЙД №5
Также в группе имеются уголки дежурств: по занятиям, столовой и в уголке природы с личными фотографиями детей и оборудованием (наличием колпаков, фартуков и т.д.). Выбор дежурных мною происходит тоже с учетом индивидуальных особенностей детей: это могут быть неразлучные друзья или в зависимости от усвоения уровня трудовых навыков (сильный с более слабым ребенком). Делаю это для того, чтобы более слабый на примере сильного лучше закрепил навыки дежурства.
СЛАЙД №6
В группе имеется стенд «Моё творчество» , на котором крепятся как коллективные, так и индивидуальные работы. Также здесь располагаются индивидуальные проекты детей и семейные проекты.
СЛАЙД №7
Оформлен стенд «Карта-путеводитель» с наличием картинок с изображением всех существующих зон в группе, бейджиков с такими же картинками в сундучке. С помощью этих атрибутов дети самостоятельно выбирают себе вид деятельности, прикрепляют бейджик, располагают свое фото на стенд в виде ананаса возле картинки, а в завершении игры кладут бейджик на место заменяя его на другой.
СЛАЙД №8.
Очень эффективно используется для исполнения своих желаний стенд «Паровозик желаний». где дети могут пожелать что-то друг другу, поместив записочку, написанную дома с родителями. Это используется хорошо для именинников или к другим праздникам.
СЛАЙД №9.
На каждого ребенка оформлено личное портфолио с наличием фотографий, рисунков и т.д. Дети охотно делятся друг с другом информацией о себе, своей семье, увлечениях, достижениях.
СЛАЙД №10
В премной в шкафчике у каждого ребенка имеется «Чудо-носочек» . который я вкладываю карточку-задание на дом для работы с родителями.
СЛАЙД №11
Родители совместно с детьми изготовили и принесли личные коллекции: сундучки-сокровищницы с разными мелкими предметами: камешками, ракушками, пуговицами, статуэтками, магнитами, свечами, игрушками из киндеров, репродукций картин, старинных марок, сотовых телефонов и т.д.
СЛАЙД №12
Также родители изготовили для своих детей обереги, названные необычным именем например
В планах развития развивающей среды в группе изготовление следующих уголков «Звезда дня». Дети должны по очереди занять это место. Ценность этого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «Я-концепции», развитие самооценки и самопознания.
Также в моих планах в ближайшее время оформить стенд «Наша жизнь-наши успехи», который будет использоваться для демонстрации личных достижений ребенка в краевых, городских и всероссийских конкурсов, выставках.
Итак, я считаю, что организованная таким образом личностно ориентированная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ГРУППЫ Реализация образовательного потенциала пространства в группе Учёт возрастных особенностей детей Учёт национально-культурных ценностей, климатических условий Реализация различных образовательных программ
Цель на 2014-2015 учебный год: создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ребёнку.
АНГЕЛЫ СНА
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ «Моряки», «Строители» «Больница» «Парикмахерская»
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ «Магазин» «Семья»
БЛОКНОТ – ДНЕВНИК для подведения итогов
УГОЛОК ИМЕНИННИКА
ПАННО «МОРЕ НАСТРОЕНИЯ»
ПАННО «ОСТРОВОК ПОЛЕЗНЫХ ДЕЛ»
ПАННО «ВСЁ О СЕБЕ»
ДЕЖУРСТВО
СТЕНД «НАШЕ ТВОРЧЕСТВО»
«КАРТА – ПУТЕВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ»
ПАННО «ПАРОВОЗИК ЖЕЛАНИЙ»
«ПОРТФОЛИО»
«ЧУДО-НОСОЧЕК»
КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ
«ОБЕРЕГИ»
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» Е.И. Тихеева
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация предметно-развивающей среды в группе ДОУ
Практические советы по индивидуализации предметно -развивающей среды....
Индивидуализация предметно-развивающей среды группе ДОУ
Практические советы по индивидуализации предметно -развивающей среды....
Статья на тему "Организация предметно-развивающей среды группы в соответствии с ФГТ
в статье приведены рекомендации по организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ....
Индивидуализация предметно - развивающей среды группы «Солнышко»
Индивидуализация образовательного процессо в ДОУ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «Индивидуализация предметно – развивающей среды».
Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность д...
Конспект открытого мероприятия по обобщению опыта на муниципальном уровне на тему: «Моделирование предметно-пространственной среды группы для сенсомоторного развития младших дошкольников»
Технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсо-моторного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами. Предметно-пространственная среда группы является одним из средств, формир...
Презентация из опыта работы на тему: «Организация предметно-развивающей среды в ДОУ»
В условиях современного образования предъявляются высокие требования к предметно-развивающей среде группы. Воспитатели часто сталкиваются с проблемой организации и размещения дидактических наглядных м...