Доклад из опыта работы «Подготовка руки дошкольника к письму».
статья (подготовительная группа) на тему

Кокина Галина Владимировна

Подробное описание того, как развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_ruki.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад из опыта работы

«Подготовка руки дошкольника к письму».

Выполнила: Кокина Галина Владимировна,

Воспитатель « МБДОУ детский сад№65,г. Нижний Новгород, 2015 год.

Обоснование выбора темы:

Почему я взяла эту тему? Родителей и педагогов, конечно же, волнует вопрос, как лучше подготовить малыша к школе. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момент такой подготовки. В.А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.
Общеизвестно, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики руки, обладают хорошей памятью, грамотной речью и устойчивым вниманием. К сожалению, многие первоклассники испытывают серьезные трудности при овладении навыком письма, вследствие чего у них возникает отрицательное отношение к учебе. Поэтому при подготовке детей  к школе необходимо уделять внимание играм и упражнениям, способствующим развитию умелости рук. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, потому что несвоевременное обучение письму без преподавателя приводит к формированию неправильной техники письма. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными.

Ученые всего мира обеспокоены проблемой овладения детьми письмом, т.к. современные дети учатся в первую очередь печатать на компьютере, часто не умеют и не могут правильно держать в руках карандаш или ручку. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.

Основная цель и задачи.

Целью данной работы является углубление теоретических знаний и расширение практического инструментария педагога в работе над интенсивным развитием мелкой моторики дошкольников.

Задачи, которые решались в ходе написания данной работы сводились к следующему:

- расширение собственных представлений об особенностях влияния мелкой моторики детей на успешность обучения в школе,

- отбор и систематизация комплекса разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребёнка, с учетом работы в подготовительной группе;

- подбор диагностических методик для оценки уровня подготовленности руки ребенка к письму.

- работа с родителями.

Для формирования графического навыка и подготовки руки к письму в своей практике я использую следующие приемы и упражнения:

- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

- лепка из глины, пластилина;

- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);

- выполнение «закручивающихся» движений (закручивание гаек в конструкторе, пробок у пластиковых бутылок);

Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.

 Создание среды, условий для реализации программы.

Школьная доска.

Мебель, соответствующая росту детей.

Плакат "Правильно сиди при письме".

Мозаика.

Комплект трафаретов.

Шаблоны для вырезания.

Фасоль, семена, пуговицы.

Книги-раскраски

Тетрадь в узкую линейку

Ручка

Простой карандаш.

Цветные карандаши.

Ножницы.

Бумага белая.

Бумага цветная.

Работа с родителями.

 Для родителей дошкольников я провела следующие консультации:

  «Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики»,

 «Приемы развития мелкой моторики».

Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости.

- Пальчиковая гимнастика.

- Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

- Занятия с пластилином.

- Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.

- Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов.

- Вырезание ножницами.

- Рисование различными материалами - ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.

- Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Аппликации.

- Графические диктанты, упражнения. Штриховка.

- Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

-знакомство с тетрадью;

-ориентировка в пространстве листа;

-копирование (по точкам, на кальку).

 Пальчиковая гимнастика.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.

Вырезывание ножницами.

Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму а ее половину.

Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры "Угадай, что рисую?", "Загадай, я отгадаю" (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Рисование, раскрашивание.

Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче - выполнении гигиенических правил письма.

Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная).

Графические упражнения, диктанты. Штриховка.

Выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Обучение письму.

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой. Подготовка к письму элементов букв.

К концу года дети должны:

- знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);

- ориентироваться в тетради, на строке, на странице;

- выполнять штриховку, соблюдая правила штриховки;

- уверенно пользоваться ножницами;

- изготавливать простые фигурки из бумаги путем складывания.

Заключение.

 В заключении можно сказать следующее: преодолевать трудности письма (неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки и глаза, специфические особенности двигательной сферы) необходимо начинать задолго до поступления в школу. Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется особое внимание.

Использованная литература:

Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: «Владос», 2001г.

О.Новинская. Веселые пальчиковые игры. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей. СПб.: Сова, 2006г.

С.Е.Гаврилина. Развиваем моторику. Ярославль: Академия развития, 2007г.

Н.А.Бренштейн. О ловкости и ее развитии. М., 1991.

Е.М.Косина. Гимнастика для пальчиков. М.: «Олма-Пресс», 2001.

И.Светлова. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.: «Олма-Пресс»,2001

Л.Павлова. Значение развития действий рук.// Дошкольное воспитание. №1, 1984.

В.Кудрявцев. Двигательное воображение.// Дошкольное воспитание.

№ 3, 1989.

Л.Сидиренко. Мои пальчики расскажут.// Дошкольное воспитание №7, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подготовка руки дошкольника к письму"

В работе представлен отчет о работе по методической  теме...

презентация "Подготовка руки дошкольника к письму"

В работе представлены практические и теоретические материалы по данной теме, а также работы детей....

Подготовка руки дошкольника к письму.

        У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети эт...

Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму

При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно  особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...

Обобщение педагогического опыта. Подготовка руки дошкольника к письму.

Информация для родителей по развитию мелкой моторики для подготовки руки к письму....

Проект «Подготовка руки дошкольника к письму и совершенствование речи посредством развития мелкой моторики руки»

В современном образовании приоритетным является создание условий для всесторонней подготовки ребенка к школе, в частности, формирования его руки к письму. Уровень подготовки руки н...

Доклад из опыта работы "Готовим руку к письму".

Доклад из опыта работы "Готовим руку к письму"....