Использование здоровьесберегающих технологий в образовании детей с ОВЗ
статья

Приоритетная задача современного коррекционного образования - сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ. Обучение детей с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий имеет важное значение для развития, социализации и их адаптации в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Здоровьесберегающие технологии23.48 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 79 Красносельского района СПб

По материалам образовательной стажировки

«Современные образовательные технологии и подходы в работе с детьми с ОВЗ»

Использование здоровьесберегающих технологий в образовании детей с ОВЗ

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

Педагогика должна дать направление этим случайностям.

Владимир Федорович Одоевский.

Приоритетная задача современного коррекционного образования — это сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ. Главной целью здоровьесберегающих образовательных технологий является формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений, навыков, необходимых для обеспечения здорового образа жизни, воспитывая при этом культуру здоровья.

При выборе здоровьесберегающих технологий для ребенка с ОВЗ необходимо учитывать программу, реальные условия, а также заболевание каждого конкретного ребенка.

Обучение ребёнка с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий имеет немаловажное значение для развития и их реабилитации в обществе.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

1.Формирование образовательной среды. Доброжелательная обстановка, индивидуальный подход, настрой на выполнение, одобрение и похвала независимо от результата.

2.Развитие двигательной активности. Объединение способов оздоровления и воспитания позволяет сохранить и, по возможности, укрепить здоровье в специальных учреждениях.

3.Возможность восстановления сил. Во избежание перенагрузки, переутомления необходима частая смена видов деятельности, периоды напряженной работы чередовать с расслаблением.

Здоровьесберегающая технология рассматривается как фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья детей с ОВЗ. Этот вид технологии предполагает проведение во время занятий физминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, пальчиковой гимнастики, релаксации. Коррекционные занятия должны быть составлены с учетом частой сменой видов деятельности детей. Каждое занятие должно содержать несколько видов деятельности: дидактические игры или элемент дидактической игры, задания на развитие внимания, выполнение движений по подражанию, практические действия. Двигательная активность детей с ОВЗ должна быть правильно организована и только в этом случае она сыграет большую роль в развитии и здоровье этих детей. В силу своего заболевания такие дети не всегда самостоятельно включаются в процесс выполнения каких-либо упражнений и заданий, их необходимо увлечь, привлечь тем, что им в данный момент интересно. Поэтому игры и упражнения необходимо подбирать индивидуально адаптированные, конкретному ребенку или группе детей. Радость и увлеченность соразмерно необходимости растущего организма в движении.

ЭБРУ – это рисование на воде, древняя техника живописи, пришедшая к нам с Востока.

            Волшебство Эбру непременно понравится любому ребенку, ведь для того, чтобы получить интересный результат, совсем не обязательно быть мастером. Красивые узоры, цветы, звезды получаются как бы сами собой. Яркие краски Эбру создадут особое настроение даже в хмурую погоду. Техника Эбру напоминает собой бесконечное медитативное движение, расслабляющее, успокаивающее и снимающее нервное напряжение. Такое занятие не только увлечет, но и прекрасно успокоит активных и беспокойных детей, научит их концентрации внимания, разовьет воображение, творческое начало и мелкую моторику.

Эбру-терапия позволяет работать со страхами, тревожностью, замкнутостью и агрессивностью. Помогает снять напряжение (хроническое напряжение формирует мышечные зажимы в теле, результатом которой становятся соматические заболевания), происходит гармонизация эмоциональной сферы ребенка, повышается способность к социальной адаптации, коррекция неврозов и неврозоподобных состояний.

 В работе с детьми с ОВЗ данная техника дает возможность не только развить определенные процессы, но и самое главное, сохраняя здоровье ребенка, вызвать у него желание узнавать новое, неизведанное, познавать мир.

Технология активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Сущность данной технологии заключается не столько в моделировании учебного пространства в рамках активной сенсорно-развивающей среды, сколько в системе взаимоотношений педагога с детьми: ядром активной сенсорно­развивающей среды является не система сенсорной дидактики, не комплекс рабочих режимов, а именно система субъект-субъектных отношений между педагогом и воспитанником. И именно эта система выступает в качестве условия, средства и результата становления ребенка как субъекта дальнейшего развития.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологическое упражнение – это комплекс движений, позволяющих анализировать межполушарное воздействие.

Основная цель кинезиологии: развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задача развития межполушарной специализации: синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи, развитие мышления.

Кинезиология относится к «здоровьесберегающей технологии».

Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей и профилактику отклонений в их развитии.

Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность. Способствуют улучшению памяти, и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка.

Песочная терапия

В процессе коррекционно-развивающей работы с детьми одной из актуальных проблем сегодня является развитие эмоциональной сферы детей. Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.

Один из методов развития эмоциональной сферы детей – это песочная терапия.  Педагоги используют песочную терапию для коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ, а также при возбудимости и гиперактивности, при проявлениях агрессивности, при конфликтном поведении, страхах, тревожности. В коррекционно-развивающих занятиях, с различными целями: при ознакомлении с эмоциями и чувствами, обучению взаимодействию в группе и сплочению детей, развитию мелкой моторики и познавательной сферы.

Несмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать себя, как эффективный метод психокоррекции у детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия песочной терапией являются очень полезными для детей с ОВЗ, так как, зачастую у таких детей происходит задержка речи, психического развития, когнитивных способностей, часто наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы. Игры с песком используются для обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. Песок снимает стресс, снижает уровень нервно – психического напряжение, поднимает настроение, способствует возникновению положительных эмоций. С помощью игр с песком у детей можно развивать и интеллектуальные способности, и тактильно-кинестетическую чувствительность, и мелкую моторику, и фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук. Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Суть этого метода состоит в соединении плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть или губы. Использование этого метода оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, эффективно ускоряет исправление дефектно произносимых звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Необходимость подключения рук к артикуляционной гимнастике обусловлена тесной взаимосвязью мелкой, общей и артикуляционной моторики. Синхронное движение кистей рук с движениями артикуляционных органов способствует быстрому освоению ребенком правильного положения языка, губ, челюсти, активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве.


Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у учащихся, их успокоения после учебного дня проводится мышечная релаксация.

Игровой массаж

Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили, что на ладони рук и подошвы ног выходят своеобразные сигнальные точки почти всех органов. Именно поэтому нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком – бессознательно посылать положительные сигналы сердцу, легким, печени, почкам, желудку, другим органам. Приемы массажа, разработанные врачами древности, полезны не только больному, но и здоровому человеку. И если взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья, то ребенок может этому научиться благодаря опытному воспитателю, педагогу. Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. Дети выполняют массаж, сами одновременно являются персонажа сказки, развлечения, путешествия. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.

Подвижные игры

В дошкольном возрасте у ребенка происходит усложнение моторики и координации движений. Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание. Однако повторение тех же движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя раннему развитию ребенка как в физическом, так и в психическом плане.

Во время подвижных игр дошкольник учится слушать, выполнять четкие правила, быть внимательным, согласовывать свои движения с движениями других играющих, и, конечно же, дружить и находить взаимопонимание со сверстниками. Особенно полезны подвижные игры застенчивым детям! Активные подвижные игры помогают им преодолеть робость. В запале игры малыш забывает о своем стеснении и просто наслаждается действием и успехом, когда все у него получается.

Использование нестандартного оборудования.

Ж.Ж.Руссо говорил: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделай его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, пусть он находится в постоянном движении».

Перед педагогами детских садов и родителями стоит задача – позаботиться об организации, разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к содержанию двигательной активности детей. Однако двигательная активность оказывает благоприятное воздействие на растущий организм только при условии организации рациональной предметно - развивающей среды, комплектовании физкультурного оборудования для разных форм работы с детьми.

Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны.

Детей привлекают необычные формы нетрадиционного оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время занятий и интересу детей к различным видам двигательной деятельности, развитию самостоятельности детей, формированию потребностей в движениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий вмузыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Здоровье детей для каждого из родителей остаётся одним из главных показателей развития ребёнка. В повседневной жизни детского сада этой проблеме необходимо уделять внимание не только медику, воспитате...

Использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлении детей дошкольного возраста

Использование средств физической культуры в оздоровительных целях....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и укрепить здоровье детей....

«Использование здоровьесберегающих технологий в приобщении детей раннего возраста к ЗОЖ»

«Использование здоровьесберегающих технологий в приобщении детей раннего возраста к ЗОЖ»...

"Использование здоровьесберегающих технологий в развитии детей младшего возраста

СтатьяДля воспитателей детских садов «Использование здоровьесберегающих технологий в развитии детей младшего возраста"         Актуальность...

план программа саморазвития на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в группе детей среднего возраста»

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий.  Здоровье нации - одна из актуальнейших проблем современного общества....